В период Великой Французской революции после свержения жирондистов в Конвенте, принятия новой Декларации и Конституции, якобинцы начали проводить свою политику и реализовывать намеченные планы.
Начинаются «Жирондистские мятежи» в городах, так как муниципалитеты в некоторых городах не признали якобинского переворота. 13 июля 1793г. - происходит убийство одного из лидеров якобинцев - Жан-Поль Марата (после чего начинается очередной виток гнева против контрреволюционеров). 26 июля - был издан Декрет против спекуляции, который вводил за сокрытие товаров смертную казнь (это должно было остановить рост цен, но несмотря на массовые казни, остановить рост цен не удалось) - (считали, что цены растут, потому что товаров мало на рынке из-за их скрытия).17 сентября - Декрет о подозрительных. По нему наблюдательные комитеты получили право ареста: массовые аресты тысяч «подозрительных» иногда превращавшиеся в расправы над ними (помещают в дом заключения и держали сколько хотели, а от туда отправляли куда угодно: трибунал, убивали и тд.). 29 сентября - Декрет об установлении максимума цен и заработной платы. В первый день ноября - издан Декрет о введении единого максимума. Эти декреты смогли остановить рост цен на основные товары, но их действие обеспечивалось массовым террором против собственников товаров, что привело к разорению многих предприятий.
В октябре 1793 - вводится революционный календарь (год начинался теперь с 1 вандемьера (22 сентября), месяцы делились на декады. Год заканчивался праздниками «санкюлотидами»). К этому еще и отсутствовали религиозные праздники, что вызывало неприязнь крестьянства к революционному календарю (потому действовал он во Франции до 1804 года).
В июне 1793 - издан Декрет о продаже земель эмигрантов: их дробили на мелкие участки, давалась рассрочка для бедноты. Декрет об общинных землях: по нему к разделу общинных земель допускались все жители коммун. 17 июля 1793 г. - Декрет об окончательном упразднении феодальных прав: отменялись все «сеньориальные платежи», под страхом тюремного заключения, уничтожались документы о правах бывших сеньоров на землю.
Аграрная политика якобинцев формировала мелкое и среднее крестьянское землевладение, выступающее основой сельского хозяйства. (Это многочисленный слой мелких земельных собственников в будущем станет мощной социальной базой для режима Наполеона Бонапарта). Но к режиму якобинцев крестьяне были или равнодушны, или враждебны (это было вызвано антирелигиозной политикой якобинцев и режимом «максимумов цен», невыгодным для большинства крестьян).
Как и основу Декларации и Конституции 1793 г составили проекты жирондистов, так и основу якобинского режима составили учреждения, созданные при жирондистах, при этом якобинцы использовали эти учреждения для разворачивания своей политики террора. 4 октября 1793 г. - издаётся Декрет о революционном порядке управления (была усилена роль Комитета общественного спасения). Ровно через 2 месяца - Декрет о временном порядке управления (комитеты перешли к ежемесячной отчетности перед Конвентом (вместо тогдашней ежедневной).Наблюдательные комитеты (ревкомы) получили доступ к местной власти наряду с муниципалитетами (а состав этих наблюдательных комитетов формировался из радикальных революционеров - то есть сторонников якобинцев, и с осени 1793 до падения режима якобинцев состав комитетов не обновлялся).
Комиссары Конвента (по 2 на каждый департамент) подчинялись только Комитету общественного спасения и обладали практически неограниченными полномочиями. (А некоторые комиссары отличились склонностью к массовому террору на местах и часто лично обогащались за счет имущества жертв). Муниципалитеты и революционные наблюдательные комитеты находились в руках якобинцев, благодаря местным Якобинским клубам (коих было несколько тысяч). Эти клубы поддерживали связь с парижским Якобинским клубом, помогая проводить политику на местах.
Чрезвычайный уголовный трибунал становится главным карательным органом режима (он был создан ещё при жирондистах, но развернул свою мощь уже при якобинцах). Приговоры не подлежали обжалованию (рассмотрение дел в этом трибунале всё больше превращалось в чистую формальность). Например: существовали процессы - «амальгамы», по которым объединяли десятки несвязанных людей в рассмотрении одного процесса и всех под одну гребёнку приговаривали к смертной казни.
По Декрету 10 июня 1794 - Чрезвычайный Уголовный трибунал преобразовывался в Революционный трибунал: который получил возможность выносить приговоры, не предусмотренные уголовным кодексом, использовать понятие «враг народа» (это очень размытая формулировка - по ней практически любого можно было обречь на смерть). Отсутствовала защита, а единственной санкцией была - смертная казнь, причём без возможности обжалования (после приговора сразу везли на площадь Конкорд, где стояла гильотина).
Примечательно, что действовала формальная свобода религиозного культа, однако по сути такой свободы не было, потому что христианская церковь подвергалась серьёзным гонениям: большинство церквей закрыли, из-за отсутствия священников, которые ,в свою очередь, либо бежали, либо отказывались служить Республике.
Пытались также ввести новые культы: с ноября 1793 г. «Культ Истины и Разума», а с мая 1794 г. - «Культ Верховного Существа» (Робеспьер был сторонником этого культа - так как считал, что народу нужен хоть какой-то бог) - (данный культ был поддержан якобинским правительством, но популярности в народе не приобрел).
Зима-лето 1794 г. - это время «Большого террора». (Гильотина работала не переставая: иногда происходило 50 и более казней в день в Париже, в других городах ситуация была схожая. Считается, что по приговору трибунала 25-30 тыс. было казнено (но это не самые большие жертвы революции - больше всего было от мятежей, восстаний). Гильотина была не единственным способом казнить. Так, например, существовали: республиканская свадьба (мужчину с девушкой привязывали спиной друг к другу и топили), расстрел из пушек, утопление группы людей в барже (которую после вытаскивали из воды и запускали новую группу людей).
Казни стали на столько обыденным делом, что появились ,так называемые, вязальщицы - это домохозяйки, которые приходили на площадь и садились поближе к гильотине, вязали и наблюдали за казнями. Ещё популярной стала короткая стрижка затылка (особенно среди молодёжи) перед казнью (чтобы не затупилось лезвие). Казни коснулись всех слоёв, но больше всего простого населения-горожан.
Террор становится методом политической борьбы. Казнены противники Робеспьера как слева (Жак Ру, Эб Эбер - за слишком радикальные призывы передела собственности), так и справа (Дантон, Камиль Демулен - за призывы отказаться от политики террора). В связи с чем, многие члены Конвента стали опасаться за собственную жизнь.
Можно сделать вывод, что революционные терроры обычно начинаются с врагов, но после перекидываются на самих революционеров - то есть революция начинает пожирать своих детей.
Таков ужасный по своей жестокости период якобинской диктатуры, отбросивший общество в средневековье.
Спасибо за внимание!
#якобинцы #диктатура #большой террор #гильотина #робеспьер #французская революция #великая французская революция