Мальчишка с любопытством разглядывал яркий чертополох. Фиолетовое соцветие неприступно росло на самой макушке. Валя потянулся к поясу, где обычно висел ножик, но тут с ужасом вспомнил, что накануне проиграл его Пете в бабки. Мальчишка хмуро оглядел толстенные колючки у основания. Как он теперь его принесёт своей сестре! А ведь он, Валька, пообещал, что надерёт его целую пясть*. К горлу подкатил неприятный ком, мальчик перевёл глаза на свою чумазую ладонь, затем вновь посмотрел на колючки. Валя уныло скривился, его выдержки хватит лишь на один цветок. Досада железными нитями стянула грудь, и Валя зло топнул по земле ногой будто бы та виновата в его бедах.
В отместку столб сухой пыли тут же взвился в воздух и подобно стае мошек безжалостно налетела на мальчишку, настойчиво попадая и в рот, и в нос. Валя, кашляя и ругаясь, быстро отбежал прочь, не разбирая дороги. Перед глазами всё смазалось, казалось земля и небо поменялись местами. Всё превратилось в сплошное грязное пятно, а солнечный свет вдруг стал отвратительно невыносим. Захотелось перебраться в спасительную влажную тень.
Мальчик сделал попытку открыть глаза, но те тут же заболели, и Валя остервенело потёр их о грубую ткань мешковины. Здесь неподалёку, он знал, находилось небольшое озерцо. В горле неожиданно пересохло. Валя устало вздохнул, и осторожно вслепую лишь изредка открывая глаза, двинулся к источнику. Он свернул с дороги на узкую кривую тропинку.
Он шёл мучительно неуверенно, проверяя путь, чтобы ненароком не свалиться. В этой неуютной колючей тишине Валя услышал оживлённый говор мужиков, и забыв о всякой осторожности, с радостью ускорил шаг...
пясть* - во время жатвы девушки набрали в руку стебли ржи, это и называлась пясть.