Пятница. Четыре суда над Христом. Бичевание. Толпа, крик. «Распни Его!» Весь мир восстал на Спасителя. Но может хоть кто-то остался с Ним?
Сбылось, предсказанное Господом:
«Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Матфея 26:31).
Какие заявления не делали бы апостолы, как бы не стремились быть всегда с Господом, мрак ночи предания Христа на страдания преодолеть не смог никто. В эту ночь, а также в последующие часы, происходило просто немыслимое – воплощённый Бог, Сын Божий Иисус Христос, добровольно отдаёт Себя в руки человеков грешников.
У пророка Исаии есть такие слова:
«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Исаия 53:3).
Кто был презираем? Кем?
Отвечая на первый вопрос сделаем небольшое отступление.
Кто есть наш Спаситель Иисус Христос?
Одни говорят, что Божий посланник, другие отождествляют Его с архангелом Михаилом, третьи считают, что Он просто Сын Человеческий, Сын Марии, на Которого снизошла особая благодать, ну а кто-то полагает, что Он Сын Божий, но не более, Сам Он не Бог.
Много мнений, но какое же верное?
Архидиакон Филипп, отвечая на вопрос вельможи царицы Ефиопской Кандакии, о ком же идёт речь в 53 главе Книги пророка Исаии, указал на Иисуса Христа (Деян. 8:26-40). Но как, в таком случае, Спаситель мог быть презрен и умален, если до Его рождения в Вифлееме оставалось около семи сотен лет? А пророчество звучит в прошедшем времени. Да просто никак, если…
Если только Он не предвечный Сын Божий, Вторая ипостась Святой Троицы, предвечный Бог.
Поэтому, Исаия говорит, что Самого Бога презирали и ни во что ставили, это видно из всей Книги пророка Исаии. Причём все мы, это ответ на вопрос второй.
Вот это мы и видим в событиях страстной пятницы. Евангелист Иоанн говорит:
«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Иоанна 12:37).
Да, именно таков бунт богоборческий. Чего бы Создатель не сделал Своему творению, как бы не заботился о нём, в ответ получает презрение и отвержение. Да, конечно, Бог нужен, но как "запасное колесо", когда возникает необходимость Им воспользоваться, а потом опять туда же, в багажник, до следующего раза. Когда плохо, то «Господи помоги, дай, подай и защити», а когда всё хорошо, то и постой в сторонке, не мешай. А если Он посмеет указывать нам на наши грехи, начнёт учить нас, как нам жить, то…
Вот то самое и видим в событиях Великой пятницы.
Сколько же Спаситель должен был сделать блага, чтобы Его оценили по достоинству? Ну так Его и оценили, в тридцать сребреников и не более.
Но может хоть кто-то вступится за Истину? Кто-то подаст голос в защиту Правды и Любви?
«Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Луки 22:53).
«Тогда, оставив Его, все бежали» (Марка 14:50).
Дальнейшие события просто не укладываются в голове. Нам, традиционным христианам, почитающим Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека, верующим в Святую Троицу, ещё очень многое надлежит осмыслить в своей вере. Или хотя бы призадуматься.
Сначала Господа ведут к Анне, первосвященнику в отставке, тестю действующего первосвященника Каиафы.
Здесь происходит судилище первое:
«Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоанна 18:19-23).
Связанного Сына Божьего бьют. А что же Он? Кротко сносит унижение.
«Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе» (Иоанна 18:24).
Судилище второе, у Каиафы, суд синедриона.
«Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Матфея 26:59,60(а)).
А что же заранее не подготовились, почему заблаговременно не нашли лжесвидетелей?
Да просто сами не готовы были к такому развитию событий, хотели взять Иисуса «по тихому», не при народе, чтобы избежать народного возмущения в праздник.
«И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе» (Марка 14:1(б)-2).
А вышло иначе:
«…приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин» (Марка 14:43(б)).
«По тихому» не вышло, всё дело получает широкую огласку, является то самое множество народа, которого опасались первосвященники. Но этот народ уже совсем не дружествен Христу, а потому события и разворачиваются в самый праздник Пасхи, чего намеревались избежать. Но спасительному подвигу Господа надлежало произойти именно так, пред всем народом и миром, а не где-то тихо и в тайне.
Показаний даже лжесвидетелей недостаточно для вынесения сурового приговора. Тогда Каиафа говорит прямо:
«Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти» (Марка 14:61(б)-64).
Смерти? За что? За многочисленные исцеления больных? За воскрешение дочери Иаира? За кормление пяти тысяч пятью хлебами? Да в чём богохульство? В этом?
«Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 10:33).
Отвергли тайну Боговоплощения, не вместили, потому и признали повинным смерти. Эта тайна, явленная прямо перед ними, подводила их к тому, чтобы склониться пред Ним. Но предпочли это:
«Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше» (Марка 12:7).
Да, ни во что ставили Его, презрели Спасителя Бога. Зачем такой Мессия, который нарушает планы, размеренность и устроенность жизни, мешает нормально жить одним словом. Значит, необходимо избавиться от Него.
«И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Марка 14:65).
Снова избиения, издевательства, насмешки. Над кем? Над Создателем?
Далее третье судилище, римское.
«И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Луки 23:1,2).
Лгут пред Пилатом о подати кесарю, что правитель конечно же знает. Он задаёт Христу прямой и конкретный вопрос, на что получает точный ответ:
«Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь» (Луки 23:3).
Иисус подтвердил, что Он Царь Иудейский. Это со всей очевидностью следует из дальнейшего разговора с Пилатом (Ин. 18:33-39).
Правитель Иудеи, следуя букве римского закона и понимая «…что предали Его из зависти» (Мф. 27:18), желает отпустить Христа:
«Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Луки 23:4).
Но ничего у него не выходит и он пытается избавиться от проблемы, отправляя Иисуса Галилеянина на суд четвёртый, суд правителя Галилеи Ирода Антипы:
«И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме» (Луки 23:7).
«Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Луки 23:11).
И опять это забота Пилата, ему решать участь Спасителя. Он делает ещё одну попытку отпустить Иисуса:
«Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; итак, наказав Его, отпущу. А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников» (Луки 23:13-23).
Участь Сына Божьего решена.
Где же Его заступники? Где все те, которые получили благо от Него? Где Иаир, дочь которого воскресил Господь? Где очищенные прокажённые? Где друзья того расслабленного, которого поставил на ноги Христос? Где прозревшие слепые? Где те пять тысяч мужей, которые ели хлеб по благословении Иисуса и насытились? Где четыре тысячи, накормленные семью хлебами? Где восклицавшие «осанна Сыну Давидову» всего пять дней назад? Где все они и многие другие?
А кто же эти, кричащие «распни Его»? Не те же ли самые, хотя бы и отчасти? Остальные же решили отмолчаться? Как такое случилось, что Христос Господь оказался не нужен НИКОМУ?
Да, трудно следовать за Христом Богом, о чём Он и Сам неоднократно говорил. И легче всего было бы всё списать на «них». Это «они» такие, иудеи, римляне. А вот мы бы…
Да, именно так. Вот мы бы, будь там, что сделали бы? Разве не тоже самое? Нет?
Посмотрим же на себя и вокруг нас. Что видим? Много кому нужен Христос Господь с Его заповедями любви и смирения? Хоть что-нибудь видно и слышно христианское, евангельское в нашем вроде бы как христианском обществе? Много ли живущих по Христу? Пусть каждый сам себе ответит на это. И главное, за себя ответит, нужен ли Христос, любим ли Его?
«Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтён» (Марка 15:25-28).
А что же Спаситель? Страшным судом грозит окружающей толпе?
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34(а)).
Невероятные слова мы читаем в Евангелии. В это трудно поверить, ещё сложнее осознать. Бога воплощённого приговаривают к позорной смерти, казнят на кресте, Он не противится, принимает это от Своего творения и желает прощения и спасения своим палачам.
Вот что мы должны думать о Боге, став свидетелями такого события? Какие взаимоотношения строить с Ним, основанные на чём? Что вообще мы видим на страницах Евангелия и видим ли вообще?
И вот здесь, посреди разверзшегося ада, мы вдруг слышим голос одного человека. Это голос защиты Христа! Но кто же этот герой?
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лука 23:39-42).
От кого-то и можно было ожидать слова в защиту и поддержку Христа, но точно не от разбойника, осуждённого на смерть. Непостижимым образом он, страдая на кресте, осознал то, Кто распят рядом с ним. Среди криков хулы и проклятия он слышит слова Господа о прощении палачей и это, видимо, открывает ему глаза на Истину. Разбойник свидетельствует о невиновности Спасителя и высказывает уверенность в том, что Он придет в Царствие Его! Не просит даже о прощении и милости, но робко просит лишь вспомнить о нём, недостойном никакой доброй памяти у людей. Но слышит от Христа:
«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лука 23:43).
Вот этот разбойник и со Христом. Лучик надежды во тьме проклятий и хулы. Не всё безнадёжно и для нас, если уподобимся этому разбойнику.
«После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Иоанна 19:28-30).
Дело кончено. Всё. Убили Праведника, Богочеловека Христа. Распята и убита любовь Божия.
«После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Иоанна 19:38-42).
Как жить дальше в мире, в котором более нет Истины и Любви?
Продолжение следует…
#иисус христос #страстная неделя #страстная седмица #страсти христовы #велика пятница #голгофа #понтий пилат #христианство #церковь
Рекомендуем также:
Было ли легко Христу...
Искушения. План Б.
Таинства Церкви и при чём здесь искушения?