Утром обход позиций, задачи раздать. Два зама у меня. Лейтенанты. Одному вроде старлея дали, но в окопы не дошло. Задача простая - контроль линии соприкосновения, пресечение попыток прорыва. Замбой (зам по боевой подготовке) совсем зелёный, сюда сразу из училища. Молодо - зелено, но уже начинают понимать, что все здесь очень просто и очень непросто. После первой атаки и ее отражения мозги и взгляд на жизнь меняются.
Замы слушают, как все молодые, делают вид бывалых, но тянет их еще на подвиги. Нужно объяснить, что лучший подвиг - это тихие дни и бескровные победы. Лезть на рожон нет смысла. Хотя и затаиться - тоже не вариант. Леший, по ходу нарезания задач, решил поделиться опытом и своим видением активной обороны:
- главная задача - не дать противнику сосредоточиться и почуять безнаказанность. Теперь так!...
- Леший, проведите подготовку личного состава!
- есть!
А я пока займусь бумагами, обеспечением и прочей мутотенью...
*****
Лешевское "так" проявилось следующим образом. К вечеру взбодренные им бойцы начали методично долбить по точкам наблюдения. Коротко и с разных точек. Кончилось это ударом по нашим позициям. И когда я в бешенстве пошел наводить порядок, то с удивлением не нашел признаков потерь или испуга. Весь огонь велся с небольших точек, вырытых вдали от нашей линии обороны. Туда и прилетело, но впустую...
Но разбирать эпизод нужно.
Стоят, орелики, два лейтенанта зеленых и опытный боец с позывным Леший. Говорю я:
- кто вам позволил поставить под удар линию обороны и вскрыть позиции !?? Это самодурство или ребячество? Или предательство?
Леший добросовестно стоит, как на параде, злыдень, знает, что я не могу на него долго сердиться... Синица стоит у входа, оценивает воспитательный момент со стороны. Лейтенанты потеют и готовы понести наказание...
- разрешите доложить!?
- докладывайте...
Молодой лейтенант (замбой) начинает излагать:
- оборудованы позиции ниже по рельефу. Огневые точки оборудованы ходами к основной линии обороны. Огонь велся по позициям противника с разных точек. Потери отсутсвуют с нашей стороны. У противника до десяти наблюдателей ликвидировано.
Узнаю школу Лешего, но не все так просто:
- вы ликвидатор? Террорист?
- никак никак нет!
- и что с наблюдателями?
- уничтожены!
- так и выражайтесь, как положено.
- так точно!
- потери с нашей стороны?
- отсутствуют!
- свободны. Леший, остаться.
Сели за стол. Лейтенанты вышли.
- Леший, давай без самодеятельности. Прибудет замена, новый командир и с ним решай, как диверсии творить и кипешь всякий. Мне главное - позиции держать и без потерь.
Синица вдруг улыбнулась.
- Одиночка, Леший, все нормально. Я вот что заметила. Бойцы ждут после атаки чего-то и переживают. На нас поперли, помяли, отбились, теперь опять ждать? Тягомотина и труха в башке. А тут мы в обороне потрепали их. Леший, ты по арте скинул точки нашим? И хорошо, там до сих пор рвётся ответка. И ребята в окопах воспряли. Теперь мы им условия рисуем... и дух боевой и успехи есть. Все нормально.
- это нормально!!!????
Я вживаюсь в роль командира и психую, что не все знал, такое - недопустимо.
Леший и Синица смотрят на меня с пониманием.
- Одиночка, ты дал добро на активную оборону. И дал Лешему добро на обучение. Что нарушено?
- провокация артобстрела наших позиций произошла.
- так это и есть обучение. Бойцы возбудились, прорыли ходы подальше и дали шороху. Заметь, нс энтузиазме рыли, когда все им обьяснили, без шланговки. Арта чужая и легла в стороне. Хороший урок. И накрыли их вдогонку.
- почему не согласовали?
- экспромт, Одиночка, экспромт. Продуманный и качественно исполненнный.
.........
Ну когда хоть замена моя прибудет... Я тоже хочу ни за кого не отвечать и долбить тех, кто напротив...
.........
- разбор окончен. Дайте, что ли поесть мне, с утра тосковал над бумагами и расчетом обеспечения... тоска... но три тяжелых пулемета выбил для нас. И пять минометов с бойцами, завтра будем опять копать им позиции...