Найти тему
📚 МемуаристЪ

Маршал Голованов провёл Ильюшина

Маршалу авиации Голованову пришлось Берлин бомбить, чтобы подписать у конструктора Ильюшина разрешительную бумажку. Звучит как шутка, но на деле почти так и обстояло. При всём своём таланте Ильюшин был человеком по-хорошему упрямым. Вольностей с техническими регламентами не терпел, скидок на военное время не делал. Пришлось Голованову пойти на хитрость.

Маршал Голованов, гражданский пилот, налетавший в Аэрофлоте рекордный миллион километров без аварий. В начале Великой Отечественной внезапно оказался командиром полка. Который ещё предстояло создать.

До Голованова дальние бомбардировщики славились рекордами дальности. Знаменитые перелёты Чкалова и товарищей на Дальний Восток и в Канаду через Северный Полюс. Героический перелёт женского экипажа «Родины» и всё в таком духе.

Все эти перелёты без посадки сутки и дольше рассматривались больше как спортивная или научная история. Пощупать аэродинамику, взять на прочность законы физики. Понять пределы возможностей авиационной техники.

Всерьёз никто не рассматривал идею везти бомбовую нагрузку целые сутки через половину шарика. Да просто не было таких задач! Час полёта за линию фронта - уже невиданная роскошь для бомбардировщика. Никакой истребитель не вытянет такую дальность. Да и зачем?

А вот в сорок первом такая задача появилась. Неудивительно, что костяком авиации дальнего действия стали как раз Ильюшинские машины. В первую очередь, дальние бомбардировщики, более известные как Ил-4.

Машина рождалась тяжело, с середины тридцатых, когда совершила первые полёты, постоянно дорабатывалась. Конструкторский задел был в машину заложен огромный, а вот исполнение хромало.

Опытные лётчики жаловались, что машина с отличной дальностью и большой бомбовой загрузкой. Но в управлении сложная, требует особого подхода и навыков. Особенно на взлёте.

Сохранились воспоминания дважды Героя Советского Союза Молодчего про эту машину. Самолёт не имел штатного автопилота, при этом норовил свалиться в крен. Нужно было постоянно ловить машину штурвалом.

А уж взлёт приходилось отрабатывать в паре раз за разом. Зазеваешься и чуть ли не мёртвую петлю можно с полосы завернуть. С понятными последствиями.

И всё же машина оказалась уникальной. В сорок первом никому в мире не могло прийти в голову, что можно из Москвы летать бомбить Берлин. Про эти легендарные бомбардировки мы как-то рассказывали по мемуарам полярного лётчика Водопьянова.

Первый же боевой вылет на Берлин поразил наших лётчиков. Британия рассказывала всему миру, что второй год воюет с фашизмом. Только почему-то весь Берлин светился огнями ресторанов и жилых домов. Практически полное отсутствие ПВО. Никто из немцев вообще не ждал налёта. Хотя до Британии, которая так героически воюет с ними, рукой подать. Вот так, значит, воевали.

И хотя самолёт Водопьянова на обратном пути был сбит и пришлось садиться на лес, в целом дальние бомбардировщики Ильюшина показали себя очень хорошо. Одна беда - дальности при полной загрузке бомбами не хватало. Вот ещё бы один бак подвесить, каких-нибудь пятьсот литров и будет в самый раз. Но нельзя.

И бомб меньше, чем полная загрузка не возьмёшь. Иначе какой смысл в такую даль машину гонять? А по условиям военного времени, случись чего, только попробуй технические требования по общему весу машины нарушить. Сразу к стенке станешь как вредитель.

Голованов обратился в КБ Ильюшина. Попросил официально увеличить взлётный вес машины. Готовы рискнуть, летать с перевесом. Тем более, лётчики в АДД были опытные. Да и, честно говоря, пару пробных прогонов с незаконными баками провели. Двигатели, вроде тянут.

Ильюшин отказал категорически. Есть расчёты конструкторов, утверждённые государственной комиссией, вот их и держитесь. Никакого самоуправства с дополнительным топливом под крыльями.

Голованов пускается на хитрость. На свой страх и риск разрешает лётчикам летать с кустарными баками. И запускает по авиационным КБ регулярные рапорты о боевых вылетах дальней авиации. Мол, смотрите товарищи конструктора, мотайте на ус. В рапортах сообщения о бомбардировках Берлина и других армейских объектов в тылу врага. Дальности и бомбовая нагрузка впечатляют. Только вот тип самолётов нигде не указан.

Расчёт оказался верным, Ильюшина заело любопытство, да и конструкторская ревность. Знал же, что на его машинах по паспорту так не слетаешь. Значит загадка какая-то? А может, Голованов вовсе отказался от Ильюшинских бомбардировщиков? Тогда кто же сделал чудо-машину? Конкурирующие "фирмы" в кавычках? Лавочкин? Яковлев? Микоян?

По телефону Голованов откровенно дразнил конструктора. Мол, не скажу и всё. Хочешь разобраться - приезжай, поговорим. Пришлось Ильюшину ехать в гости к командующему дальней авиацией. Конструкторский зуд победил.

Голованов, не будь дурак, с порога давай благодарить и хвалить машину конструктора. Замечательный самолёт Ил-4. Тянет на отлично лишние пять сотен кило, даром, что в паспорте не написано. Может того, ошибочка-то в паспорте?

Тогда Ильюшин только посмеялся находчивости лётчиков. Но через пару дней официальную бумагу прислал. Что ж с Вами делать, братцы, летайте с повышенной загрузкой. КБ разрешает.

Тот случай конструктор ещё припомнит Голованову через три года. Тогда, в сорок четвёртом, маршал авиации командовал чуть ли не всем, что летало над Союзом. Заодно его подпись требовалась на проектах новых самолётов.

В начале августа сорок четвёртого Ильюшин принёс первые эскизы вполне гражданского самолёта. Летающий автобус на два десятка мест, рабочая лошадка для местных авиалиний. Да Вы с ума сошли, бои в разгаре, лишних ни денег, ни мощностей нет, а уже о мирном самолёте думаете?

Вот тогда Ильюшин скромно и напомнил большому на тот момент начальнику Голованову. Мол, время-то, конечно, военное. Наверное и в паспорте каком-нибудь записано. Только знавал я одних, которые в паспорт не сильно заглядывали. О деле думали в первую голову.

Так родился отличный самолёт Ил-12. На полвека хватило задела машины, последние самолёты до начала девяностых в мире пассажиров возили. Вот так, хитростью за хитрость. И всё ради общего Советского дела. Всем бы так.