Найти в Дзене
Лиля Светлая

Нафталин

Лидия Витальевна сидела за компьютером и старалась вспомнить, как работать в компьютерной программе. К ней подошёл новый директор библиотеки — Игорь Анатольевич. Посмотрел на её попытки. Пренебрежительно бросил: «Сюда ткните». Указал толстым пальцем на нужную кнопку. Она послушно кивнула.

После того, как дети выросли, Лидия Витальевна вернулась на старую работу. Успела, пока работала бывшая заведующая Светлана Юрьевна. Потом она ушла на пенсию. Назначили Игоря Анатольевича. Молодой мужчина к коллективу пожилых женщин относился неприязненно. Однажды Лидия слышала его разговор по телефону. Игорь Анатольевич рассказывал кому-то, что у него на работе одни бабки — мусор, нафталин. Женщина была неприятно удивлена, что кто-то может так презрительно отзываться о людях.

Вся её жизнь была связана с домом, семьёй, тремя детьми. Всё время она готовила, лечила, учила. Лежала в больнице со старшим сыном, когда он свалился с турника и получил компрессионный перелом позвоночника. Растирала затёкшие от постоянного лежания фиолетовые ноги. С младшим, когда он отравился и его приходилось потом выпаивать водой. По чайной ложке раз в десять минут, потому что его постоянно рвало. Ходила в школу защищать свою дочь от одноклассника. Он вытер пол её школьной формой, пока она была на физкультуре. Ездили на море, когда дети начали не переставая болеть ОРВИ. Даже муж Лидии — Александр — человек сдержанный и холодный — понимал, сколько она делает для семьи. Отдавал зарплату, ходил по магазинам, покупал продукты. Когда она болела, готовил на всех. Правда плохо. Дети вздыхали с облегчением, когда она выздоравливала. Опять начинала лечить, учить и готовить.

Всего этого новый директор не знал и не хотел знать. Перед ним на стуле сидела пожилая женщина, которая плохо разбиралась в компьютерных программах. Она раздражала этого молодого, сытого, хорошо одетого мужчину.

Дети выросли. Перестали сильно в ней нуждаться, Лидия решила вернуться на работу. В детской библиотеке её помнили. Относились хорошо. Она была трудолюбивым человеком. Вместе со всеми таскала книги. Обеспыливала полки. Подбирала литературу, когда приходили школьники со списками. Свою работу Лидия Витальевна любила. Плохо получалось только одно — медленно осваивала компьютер. Проведя дома несколько лет, забыла и то, что знала. Теперь с трудом пыталась вспомнить. Сделать презентацию. Получалось плохо: текст полз куда-то вверх. Картинка была больше слайда.

Игорь Анатольевич прошёл мимо ещё раз. Бросил взгляд на неудачные попытки. Пригласил зайти в его кабинет после обеда.

Когда она зашла, стоял у стола. Не поздоровался. Сесть не пригласил. Начал разговор так:

- Вас приняла на работу бывшая заведующая. Я лично считаю, что вы не соответствуете занимаемой должности. Вы - многодетная мать. К сожалению, я не могу просить вас уволиться по собственному желанию. Но - Игорь Анатольевич выдержал паузу — если в ближайшее время вы не освоите компьютерную грамотность, я буду вынужден принять меры. Пренебрежительно осмотрев женщину с головы до ног, продолжил:

- Также прошу обратить внимание на свой внешний вид. К нам приходят дети, родители, учителя. Вы, в застиранной кофте… - он повысил голос - не украшаете, да, не украшаете собой интерьер библиотеки. Извольте приходить на работу в костюме.

Большой начальник задумался, что бы ещё сказать. Больше ничего не пришло в голову. Он отправил женщину фразой: «Можете идти». Повернулся к ней спиной.

Домой Лидия Витальевна пришла в слезах. Она не понимала, за что получила такой суровый выговор? Такое презрительное отношение? За то, что ей сорок восемь лет? За кофту вместо костюма? За то, что не удается быстро сделать презентацию? Но всё это не преступление.

Можно переодеть костюм. Освоить, пусть и медленно, компьютер.

Вспомнила, как начальник в разговоре уронил слова «мусор», «нафталин».

Догадалась - всё просто. Она вошла в категорию «нафталин» - пожилая, не очень богатая женщина в старой кофте. С ней можно не церемониться.

Дети увидели, что мать сильно расстроена. Облепили со всех сторон. Стали расспрашивать. Узнав, что её отругали за незнание компьютера, обещали помочь разобраться в программах. Директора обозвали «отстоем». Расцеловали в обе щёки. Зашёл в комнату муж. Узнал о причине расстройства. Спросил, зачем она вообще вышла на работу? Он работает. Они не голодают. Даже, если её уволят, ничего страшного не произойдёт. Ей стало легче.

Лидии Витальевне хотелось работать. Ей нравилось быть полезной другим людям. Когда она подбирала нужную литературу, находила интересную информацию, передавала школьникам, то получала внутреннее удовлетворение. На работе были люди с похожими взглядами на жизнь. Всегда можно было посоветоваться, поделиться. Когда-то бывшая заведующая Светлана Юрьевна раздобыла краску, и они все вместе красили стены. В то время с финансированием библиотек было плохо. Что могли, они делали сами. Работа для них стала вторым домом.

Всего этого её хотел лишить современный эффективный руководитель Игорь Анатольевич. Потому что не хотел работать, как он сам говорил, в «бабушатнике».

Когда-то Игорь Анатольевич учился на библиотечном факультете одного из вузов. То, что коллектив был преимущественно женский, его не смущало. Среди парней он не выдерживал конкуренции. Был неспортивным, полным молодым человеком. Трусливым. Говорил, что дерутся только те, кто не умеет доказать свою правоту на словах. На самом деле боялся, что в драке могут повредить его внешность. Лишить здоровья. Девушки всё это замечали. Хихикали за его спиной. Придумали прозвище - «пухлый». Всерьёз не воспринимали. Парням он был безразличен. Чаще всего его видели или с планшетом или с книгой.

На библиотечном факультете мальчиков было мало. Большинство были похожи на Игоря.

Учился Игорь хорошо. Дискомфорта особого не ощущал. На безрыбье и рак — рыба. Некоторые девушки даже обращали на него внимание. После окончания вуза пошёл работать в отдел комплектования в крупную библиотеку. Подруга матери, работающая в Департаменте культуры, предложила ему пройти повышение квалификации. Он отучился. Получил ещё одну корочку. Стал руководящим работником. Пошла мода на молодых руководителей. Игорь попал в эту волну. Был назначен директором районной детской библиотеки.

Приближался День космонавтики — 12 апреля. В библиотеку должны были прийти школьники 2 класса. С помощью старших дочери и сына Лидия Витальевна приготовила презентацию. Младший помог в подборе картинок. Распечатали текст. Положили в папку. Костюм она так и не купила. Зато нашла почти новые брюки и жилет. Вполне сошло за костюм. Несколько раз перед зеркалом проговорила текст. Когда пришла на работу, её коллега Зоя Алексеевна одобрительно на неё посмотрела. Похвалила за распечатанный текст и папочку. Сказала, что пора расставлять стулья. Класс скоро придёт. Они стали выносить из хранения в зал стулья. Подошёл Игорь Анатольевич. Стал давать советы, как лучше расставить мебель. Небрежно осмотрел Лидию Витальевну. Пробормотал что-то вроде: «Хоть так».

Учительница привела класс. Дети разделись. Прошли в зал. Игорь Анатольевич и Зоя Алексеевна сели в последнем ряду. Директор приготовил блокнот и ручку. Хотел записать все оплошности Лидии Витальевны.

Лидия включила компьютер, вывела изображение на экран. Поздоровалась. Представилась. Начала рассказывать о знаменательной дате, о Юрии Гагарине. Презентация вышла красочной, интересной. Ребята внимательно слушали. Лидия Витальевна поставила ролик, на котором было видно, как взлетает ракета. Повалил дым. Ракета взмыла в воздух. Под ней появился огненный столп.

Внезапно мальчик, сидящий в первом ряду, закричал: «Смотрите! Смотрите! Как там!». Стал показывать на дверь, ведущую в хранение. Под дверью клубился дым. С каждой минутой его становилось всё больше. Зоя Алексеевна и учительница стали быстро выводить детей в раздевалку.

Когда-то бывшая заведующая требовала обязательного прочтения инструкции по пожарной безопасности. Подробно выспрашивала, что они будут делать в случае возгорания? Как будут оказывать первую помощь? Они между собой удивлялись её причудам. Не думали, что это может пригодиться. Считали, что зря теряют время. Теперь Лидия знала, что надо делать. Быстро подошла к маленькому огнетушителю, висевшему на стене. Сняла. Держа в руках, вернулась к двери хранения. Открыла. В дыму успела рассмотреть, как горят подобранные книги и лампа на столе. Выдернула чеку. Надавила на рычаг. Из огнетушителя вырвалась струя. Смешалась с дымом. Лидия Витальевна закашлялась. Стала задыхаться.

Сзади кто-то тянул её из хранения за кофту.

Очутившись за дверью, она смогла рассмотреть Зою Алексеевну. Та тащила её на улицу. Там уже стояли остальные сотрудники. Первым покинул помещение Игорь Анатольевич. Успел вытащить свой ноутбук, кожаный плащ и телефон. Сейчас он вызывал пожарных. После этого поставил в известность о происшествии начальство. Зоя Алексеевна сказала, что дети с учительницей благополучно вернулись в школу.

Приехали пожарные. Залили место возгорания пеной. Некоторые экземпляры были сильно попорчены. Библиотеку на время закрыли.

На следующий день сотрудники разбирали книги. Приводили помещение в порядок. Игорь Анатольевич периодически заходил в хранение. Давал советы. Безнадёжно испорченную литературу списывали.

После этого происшествия коллектив жил отдельно от директора. С ним здоровались. Выполняли указания. Но Игорь Анатольевич чувствовал — после того, как он первым побежал спасать свои вещи и себя, в глазах этих пожилых женщин он навсегда останется пухлым трусом, в первую очередь спасающим свою жизнь и своё барахло. Терять спокойную работу с неплохим заработком не хотелось. Как и всегда, планировал решить проблему с помощью слов. Выжить бабок по одиночке. Начать хотел с Лидии Витальевны. Собрал собрание.

Начал так:

- К сожалению, в нашем коллективе есть безответственные люди. Они не хотят развиваться и обучаться новому. Они даже не обращают внимание на пожарную безопасность. Я имею в виду вас, Лидия Витальевна. Почему перед презентацией вы не проверили всё ли в порядке? Зачем вы залили ценные, совершенно новые экземпляры книг?

Лидия Витальевна растерялась. Смогла только ответить:

- Но ведь горело.

Директор продолжал:

- Ну и что, что горело. Есть соответствующие организации для тушения пожаров. А ваше дело — вовремя выйти из помещения.

Встала Зоя Алексеевна. Обратилась к директору:

- Извините, что прерываю вас, Игорь Анатольевич. Должна сказать, что коллектив сильно удивлён вашей речью. Посмотрите на ту стену. Видите вашу фамилию? Это вы - ответственный за пожарную безопасность. Вы — директор библиотеки. Лидия Витальевна действовала точно по инструкции. Вы же сами последний раз просили нас расписываться за пожарную безопасность. В последнее время она освоила компьютерные программы. Мы все видели, что на мероприятии дети с удовольствием её слушали. К тому же, пока вы спасали своё имущество, Лидия Витальевна спасала наши книги. На этом собрание предлагаю закончить. Извините, у нас много дел, Игорь Анатольевич. Всем предлагаю разойтись.

Женщины молча расходились. Лидия Витальевна от растерянности продолжала сидеть. К ней подошла Зоя Алексеевна. Взяла за локоть и вывела из зала. Игорь Анатольевич остался один.

На следующий день в кабинет директора пришла Зоя Алексеевна. Поздоровалась. Поставила его в известность о том, что у неё за тридцать лет работы в библиотеке тоже появились знакомые в Департаменте культуры. Она могла бы рассказать им о его поведении во время пожара. Если Игорю Анатольевичу так не нравится работать в их «бабушатнике», то почему бы ему не подыскать другую работу? Оставить в покое опытных сотрудников. Найти для себя сферу деятельности в молодом коллективе.

Пухлый директор не был готов к такому развитию событий. Ему вовсе не хотелось, чтобы кто-то узнал о его подвиге во время пожара.

Через несколько месяцев его пристроили в другую библиотеку. Там коллектив был молодой. Игорь Анатольевич надеялся, что в этот раз у него всё сложится по-другому. Запах нафталина оказался для него непереносим.