Найти тему
Книжный класс

Вдоль да по речке, вдоль да по Фонтанке

… не сизый селезень плывет. А жизнь, целая жизнь проходит перед мысленным взором влюбленной в свой город коренной петербурженки Ольги Гедальевны Марголиной. Ее биография, как и трехвековая история северной столицы, неразрывно связана с берегами Безымянного некогда ерика (ерик – проток, вытекающий и впадающий в одну реку), который имеет собственной длины всего 6,7 километров от Летнего сада, от Прачечного моста до острова, занятого сейчас закрытым кораблестроительным объединением «Адмиралтейские верфи». Но все этапы застройки Петербурга, все знаковые фигуры его истории оказываются «омыты» этой маленькой речкой. «Декабристы и Третье отделение, Михайловский замок и трущобы Сенного рынка, Летний сад и Апраксин двор. Евгений Онегин и Чижик-пыжик, Столыпин и Ленин, Державин и Довлатов, Илья Репин и Анна Ахматова… От истока до устья жил, гулял и творил Пушкин… Экскурсовод на прогулочном суденышке громко, но безучастно поясняет: «В этом здании, в том веке…» А кто расскажет, что происходило недавно, что случается сейчас? Я решила попробовать…»

Ольга Гедальевна Марголина. © Фото с сайта Фотопроект «Жизнь замечательных людей» http://portret.ort.spb.ru/
Ольга Гедальевна Марголина. © Фото с сайта Фотопроект «Жизнь замечательных людей» http://portret.ort.spb.ru/

Книга «Моя Фонтанка» далеко не первая, вышедшая из-под пера Ольги Гедальевны. Эта замечательная женщина родилась в 1935 году, и за свою жизнь успела столько, что дай Бог каждому. Гидролог по образованию и любимой многолетней работе во ВНИИ гидротехники им.Б.Е.Веденеева, она еще со школы умела увлекаться и увлекать: в пионерском детстве – спорт, географический кружок, литературные вечера, ведение дневников, в постсоветское время – путешествия от Африки до Арктики, видеосъемка, йога, скандинавская ходьба, волонтерская работа, написание книг. О знаменитой Фонтанке она рассказала как настоящий эрудит, но не «умник»-краевед, а человек, всю жизнь находящийся во нерасторжимом взаимопроникновении и взаимопонимании с городом. Под пером автора все смотрится живым и как будто одновременным – явления природы и объекты истории, улицы и дома, со многими поколениями их обитателей. В таком контексте одинаково значительны и важны становятся большие события и воспоминания маленькой школьницы о походах в баню всем девчоночьим классом (тогда было раздельное обучение), участие уже очень взрослой и очень неравнодушной гражданки в митингах девяностых годов, заметки пенсионерки о походе в дорогущий ресторан на юбилей, устроенный сыном подруги. Личные воспоминания перекликаются с воспоминаниями выдающихся людей, субъективные впечатления оказываются исключительно убедительными.

Анатолий Собчак 1989 год.
Анатолий Собчак 1989 год.

Например: «За пару дней до выборов состоялись теледебаты между действующим мэром Собчаком и его заместителем Владимиром Яковлевым, обвинявшим шефа во всех грехах. Собчак к такому предательству не был готов, отвечал «сам дурак», в результате оба выглядели гнусно. Что сказалось на небольшом перевесе голосов в пользу нахального прораба. Расстроенная, я медленно брела к сестре мимо дома №31, у которого вдруг остановилась легковая машина. Из нее вслед за двумя охранниками, согнувшись, надвинув головной убор на глаза, быстрым шагом к своей парадной побежал Собчак. Перед дверью зыркнул вправо и влево, после чего быстро скрылся. Только тут я осознала, на какую жизнь он обрек себя в последний год, вспомнила грязные слухи о взятках, приписках, покупках квартир им и его окружением, постоянную слежку за каждым шагом, травлю. Стало жалко некогда смелого политика, раздавленного чужой и собственной властью, оттесненного от порядочных людей, окруженного сволочами и ставшего их добычей…»

Есть в книге место печали и гневу, но гораздо больше другого – тепла и любви, блеска истории и архитектуры, культурных событий и милых штрихов из жизни замечательных современников:

дом №23 по улице Рубинштейна
дом №23 по улице Рубинштейна

«В 1957 году сбылась мечта моих родителей: мы переехали из коммунальной квартиры в доме №23 по улице Рубинштейна в отдельную, в один из красивейших домов Ленинграда, построенный знаменитым Лидвалем по набережной Фонтанки №54. Образец модерна с прекрасными темно-серыми сводами, подвешенными к ним фонарями из кованого железа, овальными окнами, декоративными деталями любили и до сих пор любят киношники. Когда в кинотеатре на показе «Зимней вишни» я вдруг узнала наш с фонтаном второй двор и парадную с вывеской, завопила на весь зал: «Это в моем доме! В моем доме!» А как-то прочла в воспоминаниях Аркадия Райкина, что на массивные чугунные ворота дома он любил взбираться с друзьями-школьниками – в этот момент они представляли себя революционными матросами, штурмующими Зимний».

набережная реки Фонтанка дом №16
набережная реки Фонтанка дом №16

Композиция книги соответствует течению реки. Можно «проплыть» насквозь, от истока до устья, можно вдруг «утонуть» в жизненных историях любого здания: «В доме №16 жила двоюродная бабка Натальи Гончаровой, графиня Загряжская, дочь гетмана Украины Кирилла Разумовского, прототип «Пиковой дамы». Пушкин частенько бывал у нее, слушал рассказы и анекдоты 90-летней старухи о князе Потемкине. В 1834 году Пушкины сняли квартиру неподалеку – в доме №5 по Пантелеймоновской улице. Живя там, Пушкин писал «Медного всадника», историю Пугачевского бунта, сказки. Через полтора века мы чуть не купили квартиру во внутреннем флигеле этого дома, с видом на крыши Михайловского замка. Но пятый этаж без лифта – покупка не состоялась. Кстати, в том же №5 жила когда-то еще одна семейная пара, по следам которой я неоднократно шла то в Шушенском, то в Женеве. Товарищу Ленину с супругой тоже не сиделось на одном месте, все время кочевали, как и Пушкины. А в доме №16 уже после смерти поэта расположилось Третье отделение собственной Его величества канцелярии во главе с графом Бенкендорфом. Здесь собирались и множились дела на многих петербуржцев, с наиболее интересными знакомился сам царь. На донесение по поводу хамства одного мужика, не снявшего шапку в кабаке перед портретом императора, еще и со словами «А мне на твоего царя наплевать!», Николай Iотреагировал по-царски. «Дело прекратить! Впредь царских портретов в кабаках не вешать! А мужику передайте, что и мне на него плевать!» В 1906-11 гг. в этом здании работал П.А.Столыпин, о чем свидетельствует мемориальная доска. А городской суд, «прославивший» себя в 1966 году делом над тунеядцем Иосифом Бродским, работает здесь и сегодня…»

Иосиф Бродский   © фото Нэнси Эллисон /Nancy Ellison/
Иосиф Бродский © фото Нэнси Эллисон /Nancy Ellison/

До устья еще далеко, но придется прерваться: не переписывать же сюда всю книгу. Она удивительная, ни на что не похожая. Хорошо иллюстрированная, хотя совсем нетолстая. Умная, но легкая и дружелюбная – наверное, под стать своему автору. Заманчивая – вплоть до дерзкого решения: а не махнуть ли этим летом в Питер? И вдоль да по речке, вдоль да по Фонтанке? Поверьте или проверьте: вам того же захочется!

фото издательства "Алетейя"
фото издательства "Алетейя"

Марголина О. Моя Фонтанка. – СПб.: «Алетейя», 2022. – 128 с., ил.

Первое фото этой публикации с фотосайта Расфокус.ру

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.