Дисклеймер: в любом правиле есть исключения. Знаю случай, когда ИП успешно вел свой учет на 1С: Управление Холдингом. Ниже речь про общие случаи для среднестатистических компаний МСБ.
Один из идеологов 1БИТ, на вопрос о внедрении, всегда отвечает: "Если у вашей компании оборот меньше миллиарда рублей - ведите учет на эксель, растите бизнес и не тратьте деньги".
Он заинтересован в продажах своего продукта, но в продажах по-делу.
Не ради освоения бюджета.
Недавно на одном из круглых столов, финдиректор крупной компании аргументировала необходимость внедрения стандартного ERP-решения тем, что у компании отсутствуют адекватно структурированные процессы, а внедрение платформы вынудит их принять "прокрустово ложе" и хоть как-то систематизировать внутренний бардак.
Большие системы теоретически могут помочь систематизировать внутренние процессы компании. Хотя лично мое мнение - натягивание автоматизации на бардак скорее приведет к очень дорогому бардаку.
Разработка и внедрение крупных систем это долгая и дорогостоящая история. На моей памяти минимальный бюджет был около 4 млн. руб. и 1.5 года доработок (1С.БИТ.Строительство). Максимальный составлял десятки миллионов долларов и занял 10+ лет (SiebelOracle).
Если нет четкого понимания, каким образом внедрение окупит расходы, то проект точно не дозрел до старта.
После успешного запуска и внедрения, компания получит регулярную финансовую нагрузку в объеме покупки или пролонгации лицензий.
Если компания развивается, появляются новые процессы и процедуры, бизнес-блоки, то процесс встраивания их в действующую платформу потребует новых инвестиций в доработку. Т.е. запуск нового направления дорожает на стоимость доработок + лицензий.
Резюмируя: большие и сложные системы оправданы строго в случае четкого понимания цели внедрения и отсутствия альтернатив. Лучше всего подходят для компаний со зрелыми бизнес-процессами.
МСБ чаще живут в логике "стартапа": компания может в течение короткого времени полностью поменять бизнес-модель / процессы, адаптируясь к новым условиям. Скорее всего, у нее нет достаточных финансовых и временных возможностей для разработки.
В условиях ограниченного времени, ресурсов и высокой неопределенности бизнеса, нет смысла фокусироваться на глубоком и детальном управлении процессами (они постоянно меняются). Эта задача появится на этапе "болезни роста".
На старте надо научиться считать и управлять минимальным набором показателей: себестоимостью, рентабельностью, сроками оборачиваемости товаров и запасов, платежным балансом.
Для этого вначале хватит таблиц (Excel, Calc).
Важное замечание: разработка УУ на Excel при хорошем владении (PowerQuery, динамические таблицы, проверки данных) позволяют быстро делать и тестировать очень сложные аналитические решения, по цене на порядки отличающейся от аналогичных упражнений на условном 1С или Оракле.
Важная функция таблиц, которую часто упускают - формирование прототипа для будущей автоматизации.
Если вы на Excel смогли систематизировать процессы, сформировать логику учета, понимание необходимых форм и требований как к отчетности, так и ко входным формам и набору данных, то это значительно сократит расходы на разработку: правильно настроенный учет на экселе в идеале станет техническим заданием для автоматизации. А старая база эксель с историей статистики будет отличным инструментом для ретроспективного тестирования автоматизации и формирования истории под аналитику.
Подводя итог: Excel в начале бизнеса - полезный инструмент, который позволяет быстро и сравнительно недорого решать вопрос управленческого учета с возможностью оперативной корректировки логики и создания прототипа для последующей автоматизации.
Оправданно ли для МСБ начинать разрабатывать УУ на Excel
5 мая 20225 мая 2022
6
3 мин