Найти тему
Ювелирные истории

Судьба двух бриллиантовых браслетов Марии-Антуанетты, королевы Франции угодившей на эшафот

Кто только не изображал на экране знаменитую Марию-Антуанетту. Ее образ непременно состоит из ярких платьев, умопомрачительных причесок и массивных драгоценностей. Персонажи на экране далеки от реальности, но все же прекрасно передают безумную любовь королевы к украшениям. Она тратила на них баснословные сумму и порой из-за своей расточительности попадала в неприятные ситуации, но характер и наклонности изменить очень сложно.

Мария-Антуанетта была далека от простого народа и не слишком заботилась о нуждах обычных граждан. Она регулярно устраивала пышные балы, могла веселить до утра и проспать всего несколько часов. Такая любовь к свободе и драгоценностям могла стать следствием неудачного брака. Общение с другими людьми и блеск бриллиантов хоть как-то компенсировали недостатки супруга.

-2

В коллекции Марии-Антуанетты были два бриллиантовых браслета, которые она приобрела в 1776 году у Шарля Огюста Бёмёра, известного в те времена ювелира. На тот момент она уже носила титул королевы и могла тратить на собственные нужды приличную сумму, которой, разумеется, не хватало. Шикарные браслеты обошлись ей в 250 тысяч ливров, что для 18 века было немыслимой суммой. По некоторым данным, юная королева расплатилась за драгоценности собственными средствами, отдав часть бриллиантов и своего приданого и деньги, которые выделял ей супруг. Насколько это соответствует действительности сложно сказать.

-3

Посмотрим на сами браслеты. Они состояли из трех рядов бриллиантов. В общей сложности их было 96. В центре они соединялись заколками из трех крупных кристаллов, а застежки были инкрустированы 4 камнями. Драгоценность лаконичная и по-королевски роскошная. Комплект полностью соответствует характеру и образу жизни Марии-Антуанетты.

К сожалению, портрет королевы в этих браслетах не сохранился или никогда не существовал.

-4

Но эту оплошность исправила ее дочь. В 1816 году Антуан-Жак Гро изобразил Марию Терезу в светлом платье с золотой вышивкой и многочисленных драгоценностях, среди которых были те самые браслеты. Надо сказать, дочь вполне достойна матери, такой же роскошный наряд, оригинальная прическа и обилие сверкающих бриллиантов.

-5

Вернемся немного назад, а именно в 1791 год. В это время Мария-Антуанетта с семьей находилась в замке Тюильри под присмотром стражников. В начале своего заточения она была достаточно свободна в своих действиях, благодаря чему смогла отправить поверенному графу Мерси д’Аржанто загадочных ларец. Около двух лет деревянная коробочка хранилась запечатанной в его сундуке. Осенью 1793 года королеву казнили, а ее ларец приказали вскрыть.

Настоящее сокровище, не видевшее свет в течение двух лет, обрело новую жизнь. Удивительно, но правительство не оставило себе эту ценную вещь. Преемницей Марии-Антуанетты стала Жозефина Богарне, известная поклонница драгоценных камней. Этих двух совершенно непохожих женщин объединяла любовь к презренному металлу и камням. Уверена, супруга императора была бы счастлива получить роскошные браслеты казненной королевы.

-6

Но судьба и правительство распорядились иначе. В 1796 году драгоценности Марии-Антуанетты передали ее дочери, единственной оставшейся в живых представительнице королевской семьи. Мария Тереза избежала участи родных, но была вынуждена покинуть родные земли более чем на два десятка лет. У нее не было детей, поэтому все имущество по завещанию перешло трем ее племянникам.

Огромная ценность браслетов заключается в том, что это единственное украшение Марии-Антуанетты, которое сохранилось в первозданном виде. Огранка камней, общий дизайн, техника исполнения полностью соответствуют описанию в брюссельской инвентарной книге. Возможно, ювелиры реставрировали или обновляли украшения, но внешне ничего не изменилось. Остальные сокровища королевы были переплавлены, разобраны и стали частью других драгоценностей.

-7

Бриллиантовые браслеты долго хранились у наследников Марии Терезы. Но, как это часто бывает, материальные трудности заставляют людей идти на большие жертвы и продавать фамильные ценности. Украшения впервые были выставлены на торги в 2018 году и были проданы в частную коллекцию за 42,7 млн долларов. В ноябре прошлого года браслеты вновь появились среди лотов Кристис, на этот раз их приобрел неизвестный покупатель за 7,5 млн франков.