Часть 1. Пытливый человеческий ум...
Испокон веков человечество пытается проникнуть в тайны мироздания, в поисках истоков вселенной, смысла бытия, пытаясь отыскать истину о себе самих, о своем происхождении, о целесообразности природы и космоса (греч. "порядок, красота"), о жизни вообще и конечно о первопричине и/или первооснове всего...
С незапамятных времен человек в своем разнообразии и в разных обстоятельствах и развитии пытался идти к разгадке соответственно различными путями и способами. Это и религиозные искания, и философские, и научные... Где-то они пересекались, имели общие корни и дорожки, а порой расходились, и даже настолько, что становились антиподами друг другу, несовместимыми утверждениями, мировоззрениями, теориями и сферами (например: атеизм против теизма; материализм против духовности; теория эволюции против актов Разумного (божественного) сотворения; наука против религии и тд.). А где-то они порождали друг друга или имели взаимовлияние и общие плоды, как хорошие, так и плохие (например религиозная составляющая, судя по всему, предшествовала, по большей части, чисто философскому мышлению, а оба они так или иначе предшествовали и породили современное научное). История и современность человечества в этом плане (впрочем как и в других аспектах) очень неоднозначна. Однако отыскать "семена разума" (или по греч. λογοι σπερματικοί - логои[мн.ч. от "логос" - слово, идея, смысл, намерение] сперматикои[семена]), и отделить их от шелухи и сорняков вполне возможно, тем более в наш век информации, открытий и технологий... Недаром один из самых известных людей в истории человечества, живший на стыке эр, сказал такие простые, но глубокие слова: "Всякий ищущий найдет и стучащему отворят".
Пытливый человеческий ум, наделенный удивительными, но всё же ограниченными способностями, подобно ребенку, который учится ходить, и подобно подростку, который видя сложный механизм, пытается разобраться как он и почему работает... этот пытливый ум человека, как видно, заводил и заводит его порой в тупики и противоречия, порождая сложные и ложные теории и умозаключения, темные и запутанные логические выкладки и предположения, а порой открывая и приводя его (или возвращая...) к действительно светлым и здравым истинам, мыслям, идеям и открытиям!
Часть 2. Закономерности и целесообразность в природе...
Наблюдая и изучая себя и окружающий мир, человек во все времена видит существование в мире законов, наличие целесообразности явлений и процессов в нашей вселенной. Проникая в микро и макро космос (греч. "порядок, красота"), человеческий ум и его научный и духовный порыв, в малом и большом наблюдает разумность и замысловатость мироустройства и функциональности всего...
Вот как это удивительно показано в одном известном видео-ролике:
Давайте теперь возьмем интервью у некоторых наших современников, которые не понаслышке знают об этом...
Спросим профессора физики Фримана Дайсона,
к какому выводу он приходит, изучая мироздание:
- Чем больше я исследую Вселенную и изучаю подробности ее строения, тем больше вижу доказательств, что Вселенная должна была в каком-то смысле заранее знать о нашем появлении («Disturbing the Universe», Фриман Дайсон, страница 250).
А вот что говорит известный ученый Фред Хойл:
- В космологических исследованиях явно упущен один компонент. Происхождение Вселенной, как и решение головоломки кубика Рубика, подразумевает интеллект («Разумная Вселенная»,«The Intelligent Universe», страница 189).
А вот как неоднозначно Пенроуз описывает нами же наблюдаемый в мире и истории парадокс:
- законы физики порождают сложные системы, и эти сложные системы приводят к сознанию, которое затем порождает математику, которая в свою очередь может зашифровать емким и вдохновляющим образом основные законы физики, породившие ее (статья "Разумная ли Вселенная, что выяснили ученые").
Джордж Эллис (британский астрофизик):
- В законах, делающих это [сложное устройство] возможным, наблюдается поразительно точная настройка. Осознание сложности совершившегося делает очень трудным не употреблять слово “чудесное” без занятия определённой позиции относительно онтологического статуса этого слова (Ellis, G.F.R. 1993. The Anthropic Principle: Laws and Environments. The Anthropic Principle, F. Bertola and U.Curi, ed. New York, Cambridge University Press, p. 30.).
Пол Дейвис:
- Законы [физики] ... кажутся результатом гениальнейшего замысла… У Вселенной должно быть разумное предназначение (Davies, P. 1984. Superforce: The Search for a Grand Unified Theory of Nature. (New York: Simon & Schuster, 1984), p. 243.).
Аллан Сэндидж (лауреат премии Крафоорда по астрономии):
- Я считаю совершенно невероятным, чтобы такой порядок возник из хаоса. Должен быть какой-то организующий принцип. Бог для меня – это тайна, но это объяснение чуда существования, того, почему есть что-то вместо ничего (Willford, J.N. March 12, 1991. Sizing up the Cosmos: An Astronomers Quest. New York Times, p. B9.).
Артур Эддингтон (астрофизик):
- Идея о вселенском разуме или Логосе была бы, я думаю, довольно правдоподобным выводом из нынешнего состояния научных теорий (Heeren, F. 1995. Show Me God. Wheeling, IL, Searchlight Publications, p. 233.).
Часть 3. Мыслители и их "логии"...
"...ЛОГИЯ (от греч. λόγος [логос] – слово, мысль, счёт), составная часть сложных слов, означающая «наука, знание, учение»; например: филология, биология." (Большая Российская Энциклопедия)
Да, как известно, название многих наук и дисциплин оканчивается на "логия". Так можно сказать, что к примеру геология - это слово о "гео" (с греч. земля), то есть учение о земле, познание ее строения, процессов земной коры и тд. Однако само греческое слово "логос", от которого образовано окончание "логия" имеет довольно широкий спектр вариантов перевода:
"Если мы обратимся к словарю под ред. Дворецкого, греческое слово "логос" имеет 34 гнезда значения, в каждом из которых по несколько значений, то есть это слово имеет порядка сотни значений... первое (основное) значение [вариант перевода] - слово. Также: разум, мысль, ум. От этого слова происходит понятие логика и тд. ...
Переводчики текста евангелия от Иоанна взяли первое значение слова "логос" и перевели "В начале было Слово" (Иоанна 1:1, Новый Завет, Библия). Но тот, кто возьмет греческий текст [евангелия], и если он тем более верующий человек, он придет в некоторое недоумение: с чего бы это апостол Иоанн Богослов [простой верующий иудей, еврей, один из первых христиан; прим. админа] пишет "эн архэ эн о логос" ("В начале был Логос")?!
Простите, но учение о "логосе" - это учение всей древней греческой философии... Начиная, по крайней мере как нам говорит история, с "темного" Гераклита - это философ аж шестого столетия до н.э. Он уже говорит о "логосе"... Что он подразумевает под этим "логосом"? ... Гераклит по-видимому был действительно человек довольно сильного, глубокого ума, и его идеи о "логосе" оказались глубоко творческими и настолько глубоко захватывающими, если хотите, в понимании самого бытия, что за тем вся последующая древнегреческая мысль постоянно обращалась к этой идее "логоса", "логоса" как разумности.
Гераклит говорил о том, что всё наше бытие разумно... Понимаете в каком смысле? Его одухотворяет "логос": разум есть закон бытия этого мира. Вот что он подразумевает под "логосом". Кстати, неизвестно что Гераклит еще говорил об этом, но, скажу вам, что вся наука, прежде всего европейская наука последних столетий, она вся пронизана этой идеей: что мир устроен разумно. Всё в нем разумно, всё в нем целесообразно. Если бы не было у ученого этой веры, ученый не смог бы ни чем заниматься. Каждый ученый верит в законоустройство этого мира, что всё незыблемо и законы существуют: вот почему он занимается исследованием, изучает, ищет их и находит, открывает, веря в разумность этого мира...
...Даже атеисты и материалисты говорят о мире, о космосе, что он устроен поразительно целесообразно, всё в нем происходит поразительно закономерно; но при этом они отрицают, что источником этой разумности является какая-то Личность, какой-то сверхприродный Разум...
Мы же [верующие] делаем из этого вывод к личностному началу: на этом построен так называемый телеологический аргумент (доказательство), в пользу бытия [существования] Бога. Что поскольку это всё целесообразно, разумно, мы отсюда делаем вывод, что следовательно Источником разумности, закономерности, этой потрясающей красоты, которую Пифагор и назвал "космос" (греч. "красота, порядок"), может быть только Ум, который выше всей этой природы и вещей, и который является источником этого...
Так вот, Гераклит уже говорит об этом [отчасти], говорит о закономерности, которая присутствует в этом мире, и эта его мысль, идея о "логосе" проходит красной нитью через всю историю древнегреческой философии. Но, каким же образом это появилось в евангелии от Иоанна [в самой, пожалуй, цитируемой в мировой литературе цитате; прим. админа]? Вот, вопрос...
...Идея Гераклита, пройдя через историю древнегреч. философии, эта идея о "логосе", нашла наиболее большее развитие или полноту развития в стоицизме (было такое направление в древнегреч.философии) и у Филона Александрийского (у него особенно эта идея была развита [или сопоставлена, исследована, поскольку он был верующим иудеем, при этом с хорошим греч. образованием; прим. админа]). Это - еврей, по вероисповеданию - иудей, в тоже время получивший классическое, как мы бы сказали сейчас, эллинское образование. О нем мы тоже поговорим, но сначала о стоиках [представителей стоицизма], то есть о тех, кто называется "язычниками" [то есть теми, кто поклонялся ложным, мифическим богам, идолам, и/или имели свои различные религиозные и философские воззрения: "язычниками" называли в иудаизме и произошедшем из него христианстве те народы земли, которые еще (на тот момент) не знали Бога-Творца вселенной; прим. админа], которые не знали ни "ветхозаветного" Божьего откровения [дохристианская часть Библии, названная позже "Ветхим Заветом"; прим. админа], не знали Библейских книг, и жили тем, так сказать, что им открывал их разум и совесть.
Наиболее выдающимися представители философии стоицизма [не считая его основателя, Зенона] были такие люди как Сенека, император Марк Аврелий, Эпиктет...
...Понятие Бога к стоицизму не очень подходит, и вы сейчас это поймете, в чем тут дело... Что они говорят, стоики? Вы знаете, вся древнегреч. мысль в первое время была занята проблемой выяснения того, что же является первоосновой этого мира, что же является первостихией этого мира. ... Кто такой Логос (у стоиков)? Это первостихия. Он - дух (сравнивается у Гераклита и в стоицизме с неким "огнем"), то есть он духовен, а не материален. Он включает в себя весь мир идей, из которого возникают все вещи (весь мир), включая самого человека, и сам разум человека, ибо Логос, эта первостихия - разумен. Однако (вот тут очень важно) разумен, но не личностен (в представлении стоиков). Природа "разумна", но никто не скажет что она является личностью. Разумна, в смысле она - целесообразна.
Логос у стоиков описывается в разных "образах" или проявлениях:
1) Логос сокровенный или запредельный, который не виден и непостижим чел.разуму.
2) Логос, проявляющий себя (явленный - греч. профорикос): его мы постигаем, эту разумность, через созерцание вот этого мира, который еще Пифагор назвал красотою (греч. "космос"). Вот тут мы и видим всю эту потрясающую разумность Логоса.
3) Логос "сперматикос", то есть осеменяющий (с греч. сперма - семя): они говорят о том, что Логос проницает собой всё существующее, то есть как бы осеменяет всё существующее. Что они этим хотели сказать? Всё пронизано этой разумностью, целесообразностью, закономерностью. "Логос сперматикос": всюду осеменил всё бытие "семенами разума" [иными словами, всюду видны идеи, замысловатость, некая осмысленная "программность", говоря современным компьютерным языком; прим. админа]..." (цитаты из лекции профессора МДА Осипова А.И.: "Понятие о Логосе. Семинария 5 курс").
Ну а в следующей части мы перейдем к рассмотрению одного из ключевых мыслителей и исследователей мировой истории (особенно в вопросе о разумности и первопричине вселенной, и исследования понятия "логоса" и его популяризации и сопоставлении в религиозной и философской мысли той эпохи и цивилизаций, и далее), иудею Филону, из знаменитой Александрии египетской, упомянутому в этой теме. Он послужил неким мостиком или связующим звеном в двух направлениях и цивилизациях, сыгравших в мировой истории, развитии и просвещении главные и неоднозначные роли...
Часть 4. Исследования о "Логосе" на стыке эр и цивилизаций
Итак, для начала "кратко очертим пути Логоса в истории мысли... первоначально логос обозначал всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию (с греч. Logos - слово, мысль, разум, закон). Логос является одним из основных понятий греческой философии. Как о законе и порядке, о Логосе говорил Гераклит: все совершается по логосу, который вечен, всеобщ и необходим. Далее Платон и Аристотель понимали Логос как закон бытия, и как логический принцип. Затем у стоиков термином «Логос» обозначается закон физического и духовного миров, так как они сливаются в пантеистическом единстве. В 1 веке представитель иудейско-александрийской школы Филон [ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э] развивал учение о Логосе как о совокупности платоновских идей [то есть сравнивая с исследованиями Платона (427—347 до н.э. ), греч. философа: далее о нем будет краткая справка; прим. админа], а также как о созидающей божественной силе (разуме) – посреднице между Богом, сотворенным миром и человеком..." (из статьи "Учение о Логосе", Алексей Верзунов)
- "...у Платона мы находим элементы позднейшего учения о Логосе – в учении об идее как объективной мысли, или о мире идей как абсолютной норме, цели и причине сущего. «Мировая душа» отличается от этого идеального начала, точно так же как отличается от него и субъективное человеческое сознание, человеческие понятия. Но странным образом мы не находим у Платона определенного учения о каком-либо субъекте идей – о всеобъемлющем абсолютном разуме как источнике или причине их. Правда, мы встречаемся у Платона с представлениями о божественном разуме, «царствующем» во вселенной (Phil 28 С и др.) и образующем, зиждущем ее. Иногда Платон прямо говорит об отце, демиурге, творце мироздания, хотя в таких случаях речь его получает своеобразную мифологическую окраску. Божественный разум, который мировая душа «принимает в себя», играет роль творческого начала по отношению к видимому миру, созидая его по образцу невидимых идей..." (Учение о Логосе в его истории , III Платон, Трубецкой Сергей Николаевич)
"Божество, тождественное с материальным миром, не есть Божество; Логос, тождественный с неразумной материей, не есть логос. Чтобы объяснить согласие познающего разума с познаваемой природой, стоики догматически утверждают безразличное тождество того и другого, вопреки очевидному различию. Действительность, как она существует, не тождественна с нашими понятиями, точно так же, как она не тождественна с нашими чувственными представлениями и восприятиями. Критерий истинного знания не может заключаться ни в чувственности, ни в рассудке [то есть эмпирическое знание, получаемое органами чувств, не является абсолютным, объективным и полным; прим. админа]. Отсюда был один шаг к философии веры, искавшей источника достоверного гнозиса (греч. "ведения [знания]") в откровении [то есть получении знания от его Источника и Обладателя, свыше; прим. админа]. В этой религиозной философии (развившейся, главным образом, в Александрии, где зап. философские учения встречались с религиозными идеями Востока [подробнее об уникальности Александрии смотрите в статье "Александрия в истории человечества и богословия"]) наиболее значения имела система иудея Филона (в начале нашей эры), который пытался соединить результаты греческого умозрения с законом Моисея и откровением Ветх. Завета.
Понятие Логос, заимствованное [или скорее синхронизированное; прим. автора] от стоиков, но видоизмененное в интересах религиозного теизма, послужило ему к решению этой задачи... Мироздание, промышление, откровение Божества предполагает ряд посредствующих деятелей, сил и начал: в этом качестве являются Филону идеи Платона, λογοι σπερματικοί [греч. логои сперматикои - осеменяющие идеи, разумы] стоиков, ангелы евреев и демоны эллинов [(др.-греч. δαίμων, даймон, «божество») — в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра; прим. админа] . Они представляются то как свойства — эманации самого Божества, то как отдельные от него личные посредники (ангелы), то, наконец, как физические энергии (логосы стоиков), действующие в мире и являющиеся в нем. Все эти силы (δυνάμεις) совмещаются в Логосе, посредствующем между Богом и миром. Логос Филона есть:
1) сила и разум самого Божества, Его непосредственная эманация, заключающая в себе совокупность всех других сил;
2) идея мира, заключающая в себе совокупность творческих первообразов творения (идеальный план творения);
3) творческая энергия, которая созидает собою и одушевляет мир наподобие Логоса стоиков, проявляясь во всех его многообразных формах и видах;
4) наконец, для всех причастных Логосу разумных существ — посредник откровения, при чем он является иногда как личный посредник, верховный «ангел» [АРХангел] Божий. Филон называет его также «первосвященником», «единородным Сыном Божиим» или «вторым богом» в отличие от первого, нерожденного Божества и от «третьего бога» — сотворенного мира, в котором он воплощается. Как человеческая мысль есть внутреннее невысказанное слово (λόγος ενδιάθετος), отличное от высказанного (λόγος προφορικός) и вместе тождественное с ним, так и божественное Слово в одно и то же время тождественно с миром (как его умопостигаемая сущность) и отлично от него (как идея). Точно так же определяется и отношение Логоса к единичной человеческой душе: он отличен от нее, хотя сообщает ей ее жизнь, силу, разумность и познание — и в то же время отдельные праведные души могут уподобляться ему, как бы воплощая его в себе. Мало того: они могут путем экстаза [воодушевления, переход от обычного состояния к возвышенному, влияние свыше; прим. админа] достигать непосредственного соединения с Божеством (таковы пророки).
Филоном заканчивается дохристианский период истории Логоса... Как универсальный творческий разум, Логос является Филону высшим понятием философии и вместе ключом к пониманию открывания Ветх. Завета. В этом смысле учение Филона в связи с другими особенностями его философии имело громадное влияние и на христианскую мысль..." (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , Логос)
"Как философ, Филон был сторонником эклектического среднего платонизма, сильно окрашенного стоицизмом и процветавшего в его родном городе. Подобно другим современным ему эклектикам [Эклекти́зм (от др.-греч. ἐκλέγω «избираю») — способ построения философской системы путём сочетания различных положений, заимствованных из других философских систем; прим. админа], он видит в таком учении общую суть всей греческой философии и, вместе с тем, подобно другим иудеям‑эллинистам, признаёт источником греческой мудрости священное откровение Ветхого Завета, из которого, по его мнению, черпали древние философы[2]." (Википедия, Филон Александрийский)
"Использование греческого термина Логос (как эквивалента арамейского Мемра) давал повод многим исследователям искать его корни в Платоновом Логосе, а также в трудах еврейского философа Филона Александрийского (1-й век до Р.Хр.). В философии Платона есть учение о Логосе, напоминающее таргумическое Мемра и Логос Иоанна [еврей, писатель одного из христианских евангелий ("В начале был Логос [Слово] и Логос был у Бога..."), из "Нового Завета" - второй части Библии, после Иисуса Христа; прим. админа], однако речь вряд ли может идти о влиянии платонизма: слишком очевидно, что эта концепция восходит к ветхозаветному учению о Слове Бога, с одной стороны; учение же Платона о Логосе проистекает из его представления о Боге как Перводвигателе вселенной и присутствии Его разумного начала (логоса) во всех вещах сотворенного Им мира, с другой. Несомненно, что подобие между двумя этими концепциями есть, но это сходство вовсе не означает заимствования одного из другого (по крайней мере, методология исторического анализа источников не позволяет сделать такого вывода).
Это подобие (но не тождественность!) в понимании Бога как трансцендентного, но являющего Себя в посреднике-Логосе в иудаизме и античной философии привела к появлению синкретического учения Филона Александрийского, в котором Логос выглядит как некое «промежуточное» божество, связывающее материальный мир с Всевышним." (Дмитрий Цолин, "ТЕОФАНИЯ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТАРГУМАХ. Концепция Божественного Слова (מימרא)")
"...Исследователям хорошо известно, как часто (более 1400 раз!) Филон упоминает термин "логос" в дошедших до нас сочинениях, а также как сложно систематизировать смыслы, которые он вкладывает в это слово. В его мысли можно уловить смелые попытки совместить традицию иудейской мудрости с философскими понятиями платоников и стоиков ради изложения основных иудейских религиозных постулатов так, чтобы они были понятны и доступны читателям, знакомым с философской культурой того времени. Разумеется, в некоторых текстах за выражениями мысли Филона можно с легкостью обнаружить нечто напоминающее веру в Логос как действительно посредническое существо, меньшее божество, через которого Бог осуществляет свою связь с миром. В самом деле, в Вопросах и ответах на Книгу Бытия 2.62 Филон называет Логос «вторым богом» (ton deuteron theon) и утверждает, что «Бог», по образу которого был сотворен Адам, согласно Книге Бытия 1:27, на самом деле, представляет собой Логос, подобием которого служит разумная часть человеческой души. По мнению Филона, невозможно помыслить о чем-либо земном как о непосредственно образе самого Бога. В Вопросах и ответах на Книгу Исхода 2.13, согласно Филону, Логос, по-видимому, идентифицируется с «ангелом», посланным Богом Израилю во время блужданий по пустыне (имея в виду рассказ из Книги Исхода 23:20–21), и в данном тексте Филон называет Логос «посредником» (mesites).
Филон также использует широкий набор других возвышенных эпитетов для того, чтобы охарактеризовать Логос: «первородный» (protogonon), «архангел», «Имя Божье» (О смешении языков 146), «правитель мира и главный управляющий» (kybernetes kai oikonomos, см. Вопросы и ответы на Книгу Бытия 4.110–11). У этого автора можно обнаружить полный набор божественных атрибутов, который мы приведем, начиная с самых важных и далее в порядке убывания их значимости: «созидающая сила» (he poietike), «царская сила» (he basilike), «милостивая сила» (he hileos), затем две «законодательные» силы (nomothetike), с помощью которых Бог предписывает или запрещает какие-либо действия; и над всеми этими понятиями властвует «божественное Слово» (theios logos), главная из Божьих «сил» (dynameis; см., к примеру, О бегстве и обретении 94–105, где содержится обсуждение «сил» в связи с ветхозаветными образами городов, в которых можно обрести убежище [94–99, 103–105], а также предметы, наполняющие скинию Моисея [100–102]).[25]
В сочинении Филона О смешении языков можно обнаружить довольно пространное обсуждение понятия Бога как небесного властелина, окружившего себя бесчисленными «силами», которых от использует в своем управлении сотворенным миром (168–175). Филон также упоминает ангелов, находящихся в услужении у этих небесных сил. Таким образом, все эти сонмы небесных существ представляют собой нечто вроде «армии» с ее небесным «контингентом» и военными «чинами». В данном случае мы со всей ясностью видим такой аспект религиозного сознания, согласно которому Божье управление миром представляется небесным прообразом древнего императорского двора, в котором Бог правит как «Царь». На основании других свидетельств, обнаруживаемых в текстах Филона (к примеру, О смешении языков 146, где о «первородном Логосе» говорится как о «старшем среди ангелов, своего рода правителе», ton angelon presbytaton, hos an archangelon), мы можем прийти к заключению, что Филон интерпретировал фигуру божественного Логоса как Божьего визиря или главного управляющего в небесном собрании. В сочинении О бегстве и обретении 101–102 Филон уподобляет связь Логоса с пятью главными «силами» возничему, направляющему поводья его лошадей, где сам Бог в качестве хозяина восседает на колеснице и дает указания своему возничему, направляющему «поводья Вселенной»..." (Ларри Хартадо, цитата из книги "Небесные Посредники. Иудейские Истоки Ранней Христологии", Логос: https://iknigi.net/avtor-sbornik-statey/110621-nebesn.. )
"Филон Александрийский, судя по всему, послужил как бы переходным звеном двух эпох - иудейской и христианской, показав что у Бога есть уникальный и первый небесный сын и служитель, называемый Логос и Премудрость Божья, который является Архангелом, сотрудником-посредником в сотворении мира, и ключевой фигурой в искупительном замысле Бога и управлении вселенной. Судя по всему немного знакомый с некоторыми иудейскими толкованиями эпохи второго храма, насчет Метатрона, Михаила, Филон так или иначе связывает их с наименованием Логос (Слово), которое фигурирует в Танахе (т.н. "Ветхий Завет", и которое Филон встречает в трудах греческих мыслителей), как и "Ангел Господень", в котором имя Божье, "глава ратей Иеговы". Филон описывает его в мессианских "красках" и "оттенках", которые чуть позже во многом используют новозаветные писатели в отношении Иисуса Христа (Мессии)." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 7. Итоги и заключение: Назад в будущее 2 - от самого начала в конец.")
Ну а в следующей части статьи мы посмотрим откуда у иудея Филона возникло такое понимание о Логосе именно из "Ветхого Завета", который начал писаться задолго до греч. философов и предвосхитил их некоторые (как видно неполноценные и где-то запутанные, противоречивые) изыскания о Логосе, вселенной и бытии. А также: как "Ветхий Завет" и отчасти Филон Александрийский подготовили почву для апогея откровений Библии - "Нового Завета" и подлинно христианского всемирного просвещения.
Часть 5. Древнейшие откровения и исследования о Логосе у иудеев
"В начале Бог сотворил небеса и землю.
Земля была бесформенна и пуста, и на поверхности водной пучины была тьма, и дух Бога носился над поверхностью вод. И СКАЗАЛ Бог: «Пусть будет свет». И появился свет..." (Бытие 1-я глава, Библия, "Ветхий Завет")
"СЛОВОМ Господа [на ивр. ЙХВХ, "Иегова"] сотворены небеса,
И духом его уст — всё их воинство.
...Он СКАЗАЛ — и появилось, ПОВЕЛЕЛ — и стало так." (Псалом 32:6,9, Библия, "Ветхий Завет")
Кому сказал Бог и кому ПОВЕЛЕЛ ? Кем Бог командовал, когда творил?
Подобный вопрос уже задавал в Писании Агур:
"Вот, я неразумнее всех, и нет у меня понимания, которое есть у людей; не научился я мудрости и знаний Святейшего не имею. Кто взошёл на небо, чтобы он мог сойти вниз? Кто собрал ветер в пригоршни? Кто завязал во́ды в накидку? Кто установил все пределы земли? Знаешь ли, как зовут Его и как зовут его сына?" (Притчи 30:3,4, Библия, "Ветхий Завет")
Знал ли Агур слова, записанные прежде в тех же притчах Соломоном?
"ЙХВХ ("Иегова") создал меня началом своего пути, я была самым первым [или "искони", "прежде Его созданий"; прим. админа] из его древних свершений (букв. "произведений"). От века я была поставлена, с самого начала, прежде земли. Я была рождена, словно в родовых схватках, когда ещё не было водных пучин, когда ещё не было источников, изобилующих водой. Я была рождена, словно в родовых схватках, прежде чем были образованы горы, прежде холмов, когда он ещё не создал ни земли, ни открытых просторов, ни первых комков почвы. Когда он подготавливал небеса, я была там. Когда он очерчивал круг на поверхности водной пучины, когда утверждал вверху тучи, когда укреплял источники водных глубин, когда давал морю свой закон, чтобы воды не переступали его указания, когда устанавливал основания земли,— тогда Я БЫЛА ПРИ НЕМ ИСКУСНЫМ МАСТЕРОМ и была ему отрадой день за днём, радуясь перед ним всё время. 31 Я радовалась, глядя на его плодородную землю, и моя радость была связана с сыновьями человеческими." (Притчи 8:22-31, Библия, "Ветхий Завет")"
(из статьи "Что означает «Слово» которое "было в начале" (Иоанна 1:1) ?")
"...Стало ясно, что обещанное в Эдеме спасительное "семя женщины" следует ожидать в родословной линии Давида, от которого образовалась царская династия в Израиле, по избранию Бога. Именно на его династии и потомке должны были исполнится слова обетования: "скипетр не покинет Иуду, и потомки его всегда будут держать жезл правителей, пока не придет Тот, Кому он принадлежит, Тот, Кому покорятся все народы." (Бытие 49:10 Новый русский перевод)
Спустя века через пророка Михея Бог сказал интересные детали об этом Правителе:
"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных [букв. древних, давних]." (Михей 5:2, СинП)
Этот особый царь появится в том же городке, что и его предок Давид, очень незначительном в Иудее, и что интересно, указывается на его древнейшее происхождение, восходящее к началу дней, то есть гораздо, мягко говоря, древнее династии Давида, колена Иуды или самой Евы, которой было обещано это особое "семя"... Но что бы это могло значить?
Далее мы рассмотрим как Бог параллельно, так сказать, давал намеки и подводил в Писании и истории к тому, что обещанный победитель Змея, великий Правитель, Мессия (ивр. Машиах - помазанник), был не просто обычным потомком женщины, Адама и Евы, потомком Авраама, Давида, но имел более древнее и благородное происхождение...
Библия с самого начала говорит о древнейших днях, когда Бог начал творить небо и землю, и в описании этого уже видны важные и любопытные детали. Во-первых описанию сотворения всегда сопутствуют слова "Бог сказал":
"И сказал Бог: да [в смысле: пусть] будет свет. И стал свет." (Бытие 1:3)
Когда же дело доходит до сотворения человека, Бог говорит следующее:
"сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему..." (Бытие 1:26)
Из этого уже можно заключить, что Бог говорит к кому-то еще, кем он командовал при сотворении ("пусть будет" то-то и то-то) и кто исполнял его творческие слова, планы ("и стало так"). И действительно, далее в Писании мы видим любопытный отрывок в книге Притчи:
"Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони. От века я избрана княжить, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда не было (еще) бездн, и источников, полных воды. Я родилась прежде, чем погружены среди вод были горы, прежде холмов; Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я (была) там; когда Он проводил круговую черту на поверхности бездны, Когда Он утверждал облака на высоте, когда укреплял источники бездны, Когда полагал для моря устав Свой, чтобы воды не переступали Его приказ, когда полагал основания земли, И была я у Него питомицею [букв. «искусный помощник или мастер, ремесленник»: см. Новый Русский Перевод, Библейской лиги ERV, Современный WBTC, ПНМ], и была радостью каждый день, веселясь пред Ним все время, Веселясь на обитаемой земле Его, и радость моя - с сынами человеческими." (Притчи 8:22-31 перевод Давида Йосифона)
Это поэтические слова Божьей Мудрости, которая говорит о себе как о первом дитя у Бога, которое участвовало в сотворении мира как мудрый, умелый помощник, и была радостью для Отца, радуясь их сотрудничеству и "плодам" этого. Это можно сравнить как архитектор руководит строителем, мастером, при постройке дома, или как сын плотника-строителя помогает и выполняет указания любящего отца, который научил сына всей своей мудрости, даровал, так сказать, ему свою мудрость. Следовательно, есть уже более-менее ясное указание на то, что у Бога есть первенец, который появился у Бога раньше всего остального и был соработником при сотворении мира, которому Бог и говорил "пусть будет" то-то и то-то, и благодаря которому "стало так". Также в притчах указывается на княжескую (в оригинале в 23-м стихе написано «Я была помазана») роль Мудрости, ее роль в управлении миром. Есть ли в Писании еще какие-то детали и откровения об этом первородном Сыне Бога? И как это соотносится с тем, что сказано о победителе Змея, Мессии (помазаннике) Божьем, и о его "древнейшем происхождении" (Мих.5:2)?
Как уже упоминалось в предыдущих частях данной статьи, в Библии начиная с самого начала фигурирует особый небесный служитель Бога, сын-небожитель, так сказать, который имеет большую власть и важную роль, как представитель Бога ("Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [букв. "вестник, посланник"] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; Блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем." (Исх. 23:20,21)) и глава святых ангелов ("я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал." (Иис.Н. 5:14-15)).
Именно он является пророку Даниилу в вавилонском плену, когда храм Иеговы был разрушен, и народ не имел на земле ни первосвященника, ни царя. Даниилу открыто одно из соответствующих имен этого особого небожителя: Михаил, что означает "Кто как Бог?!". Это говорит о нем, как о защитнике Божьего владычества (оспоренного еще в Эдеме: "вы станете как Бог..."), что является характерной чертой роли Мессии. О Михаиле сказано, что он небесный начальник народа Божьего (что соответствует роли Мессии), и что он один из первых начальников, ближайший к Богу и сильнейший из небесных сынов Бога (см. Дан.10гл). Михаил описан в явлении Даниилу как небесный первосвященник (см. часть 3), а в пророчествах о нем сказано, что ему надлежит в последние дни подняться на защиту народа Бога, будучи "великим(!) вождем", который устранит земных царей и начнет мессианскую эпоху правления на земле, начав воскресение и суд, что тоже прямо соответствует мессианской роли обещанного в Эдеме семени.
Итак, уже более менее видно, что Михаил - это и есть первородный сын Бога, которому надлежало стать "семенем женщины", семенем Авраама, Исаака и Израиля, Иуды, Давида, царем Израиля и мира, обещанным Мессией, который имеет не только человеческое происхождение, но и древнейшее, небесное (Мих.5:2)."
(из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 7. Итоги и заключение: Назад в будущее 2 - от самого начала в конец.")
"..."...Читая протоевангелие [Бытие 3:15, прим. админа], мы видим, как медный змий, которого
Моисей вознес над пустыней, был, согласно определению, данному
в Книге Премудрости Соломона, «знамением спасения». Таргум
Ионатана бен Узиеля говорит по этому поводу: «Каждый, кто
обернет свое сердце к ГОСПОДНЕМУ Mimra, останется жив».
Профессор Готтлиб Клейн отождествляет имя «Метатрон», использованное как эпитет Мессии, с именем «Мимра Яхве [или Мемра Иеговы]», или «Слово».
По мнению Клейна, именно арамейское слово [мимра или мемра, озн. "слово"] легло в основу верования в то, что Христос есть «Логос (Logos), или Слово Божье, ставшее плотью».
Иудейский философ Филон, живший примерно в то же время [ок. 25 до н. э., Александрия — ок. 50 н. э.], что и Иисус, рассматривал Logos как Божьего посланника, Его «эмиссара» и ангела, Который, «будучи Первосвященником, молится пред Богом, ходатайствуя о мире».144 [Филон также называет Логоса "первородным сыном Бога", "образом Бога", "посредником" при сотворении мира и в отношениях с людьми, "архангелом", "богом" [греч. "теос" без артикля] ("вторым богом") и другими выражениями, которые позже будут употребляться в Новом Завете; прим. автора внешней статьи]
...
Хотя рассмотрение значения греческого слова Logos мы и оставим для раздела, посвященного Новому Завету и первым словам
Евангелия от Иоанна, сейчас не лишне будет заметить, что схожая
теология «слова» в связи с именем «Мимра» была свойственна кумранским ессеям [с которым, судя по некоторым данным, был знаком иудей Филон Александрийский; прим. админа] незадолго до рождения Христа. Эти сектанты, по большей части бывшие священники Храма, подчеркивали в своих свитках, что все получило свое начало по Божьей воле и «без Него ничего не было совершено»: «Посредством Твоего слова все началось и без Тебя ничего не было сотворено» 148. Такие же слова повторяются по сей день, когда благочестивый иудей благословляет питье отдельно от еды. Он читает молитву из Талмуда: «Благословен будь Ты, Царь мира: все было сотворено по слову Его» (ha-Kol nihyah biDvaro). Иудейский профессор Готтлиб Клейн был осведомлен о том, что отдельные христиане относят имена «Метатрон, Мимра, Первый Человек (adam ha-Qadmon) и второй Моисей» к христологии. 149 ..." (Ристо Сантала, "Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний", стр.76-78)
"Представление о том, что Михаил и Мессия - это одна и та же Личность встречается еще среди Кумранских(!) свитков [основой этого понимания у них судя по всему было мессианское пророчество о Михаиле в Дан.12:1,2; прим. автора внешней статьи]. Так в произведении, называемом "Война сынов Света с сынами тьмы" (2-й в. до Р. Хр.) есть отрывок говорящий о победе "сынов Света", которую им дарует Мессия (Михаил): «И Он пошлет помощь вечную уделу, [который] Он искупил силой ангела, [которого] Он сделал славным, чтобы править в вечном свете, Михаила, [чтобы] дать свет в радости всему Израилю, мир и благословение уделу Божию, [чтобы] вознести среди богов (языческих) правление Михаила и власть Израиля над всякой плотью (XVII, 5-9)». Таким описано мессианское царство, с правителем Михаилом во главе Израиля." (Д.Цолин "ТЕОФАНИЯ И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ТАРГУМАХ. Концепция Божественного Слова (מימרא)")
...
У Филона "Слово (Логос) определяется как разум Божий [аналог "мудрость Божья"], идея всех идей, образ Божества, первородный сын Божий, второй бог («JeoV», др.-греч. θεός, — в отличие от «о JeoV» / ὁ θεός); оно есть, далее, первообраз вселенной, миросозидательная сила, душа, облекающаяся телом мира; наконец, оно — верховный архангел, посредник, наместник Бога, царственный первосвященник...
Филон считает божественные силы в их совокупности одним независимым существом, которое он называет Логосом…
Согласно Филону, все антропоморфизмы Писания, все конкретные образы Бога относятся к силам Божества, а не к его существу. Верховной из этих сил является Слово (Логос), которое всех их совмещает в себе. Так же, как и они, это Слово может рассматриваться с троякой точки зрения[2]:
- как бессамостная энергия Божества;
- как тварно‑личный посредник между Богом и миром.
…
В Библии «слово» Божие рассматривается как независимо действующая и самостоятельно существующая сила[32]; позднее, в иудаизме эти идеи были развиты в учении о божественном Слове, создавшем мир, о божественном троне-колеснице с херувимом, о божественном сиянии и шехине, в учении об именах Бога и ангелов. Филон называет Логос «архангелом со многими именами», «таксиархом» (главой рати Божией), «именем Бога», «небесным Адамом»[33], «словом вечного Бога», «первосвященником», искупителем грехов, посредником и ходатаем перед Богом за людей[34]. Филон переводит Быт. 1:27 так: «сделал человека по образу Бога», и заключает отсюда, что существовал образ Бога, который является основным типом всего сущего (архетипичная идея Платона), печатью, лежащей на всем сущем. Логос — это тень, отброшенная от Бога; он имеет очертания, но не ослепляющий свет самого Бога.[1]" (Википедия, Фило́н Александри́йский, О Логосе)
"В том же духе, в каком раввины называют архангела Михаила (Метатрона) военачальником небесного воинства, говорит также и Филон: «Отец, творец вселенной, предоставил архангелу и наиболее древнему Логосу („слову“) преимущество — стоять на рубеже, отделяющем творение от Творца, и служить посредником между бессмертным Божеством и смертным человеком, причем архангел выступает в роли посла от властелина к подданному." (Википедия, Фило́н Александри́йский, Ангелология)
(цитаты из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 4. Филон Александрийский и "Логос".)
"...перед возникновением христианства и приходом обещанного Мессии, интерес к главному Божьему Сыну возрос до необычайных масштабов, что подготовило почву к дальнейшим откровениям и оформлению христианского учения, которое стало апогеем откровений Божьих, а также к тому, чтобы это учение могло быть воспринято различными представителями иудаизма, а потом и греками (эллинами), римлянами и прочими народами." (из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 4. "Слово" в Танахе, "Мемра" в Таргумах и "Логос" у Филона")
Часть 6. Христиане и Новый Завет о Логосе
"В начале был Логос и Логос был у Бога, и бог [греч. "теос" без артикля] был Логос. ... Всё через него начало быть и без него ничто не начало быть, что начало быть." (Евангелие от Иоанна 1:1,3; Новый Завет)
Как было отчасти показано в предыдущих частях данной статьи, понятие "Логос" в его различных интерпретациях или аспектах и описаниях было ключевым в греческой философии, которая ко времени появления христианства распространилась в цивилизации, в том числе была известна и в Иудее, которая тоже была отчасти эллинизирована, как видно из истории. Также есть сведения и предположения о том, что греч. мыслители так или иначе имели заимствования у востока (Египет, Вавилония, не исключено и Иудея, включая еврейские многочисленные диаспоры в разных странах востока и запада). Также было показано, что на стыке эр и цивилизаций образованнейший эллинистический иудей-философ Филон из Александрии увидел эту нить (своеобразный "узелок") и взаимосвязь, в том или ином, и попытался показать это в своих исследованиях и толкованиях, сравнивая древние откровения иудеев из т.н. "Ветхого Завета" о Творце мира и Его "Логосе" (с греч. - Слово, Разум, Мысль) с более поздними по времени (относительно написания "Ветхого Завета") измышлениями и толкованиями (порой запутанными и противоречивыми) различных греческих мыслителей и школ. И Филон сделал это как раз перед возникновением христианства (он жил примерно в одном поколении с Иисусом Христом), незадолго до написания апостолом Иоанном (иудеем, ставшим одним из первых христиан) евангелия.
Из этих сведений можно предположить, что и делают немало различных ученых, библеистов и богословов, что Иоанн, называя Божьего Первенца, пришедшего в мир, "Логосом", и при этом будучи грекоговорящим евреем, живущим в эллинизированной цивилизации и эпохе, делает аллюзию как на откровения иудейского "Ветхого Завета" о Божьем Сыне, посреднике в сотворении вселенной, исполняющем творческие слова (планы) Бога (важно: "логос" с греч. - слово, разум, мысль; в "Ветхом Завете" любимый Божий первенец назван "Премудростью Божьей" (Пр.8гл), исполняющим повеления (слово) Творца, проявляющего через него свою мудрость в сотворении вселенной, реализуя свои творческие идеи, замыслы, мысли); но также апостол, вероятно, делает и аллюзию или сравнение и на модный или распространенный в греч.философии термин "логос" (вселенский разум, мир идей, план творения и тд.), тем более, что он мог быть наслышан и о своем сородиче, живущем в мега-центре образования и культуры городе Александрия (Египет), еврее-библеисте Филоне (который впервые попытался провести параллели и исследования о Божьем Первенце, называя его "Логос"), потому как сам Иоанн был, судя по всему, в греч. городах (например Эфес), как апостол Христа, благовестник, занимающийся пастырской и учительской работой, и проживший насыщенную и долгую жизнь (евангелие было написано им в конце жизни, в конце 90-х годов 1-го века н.э., судя по всему, в Эфесе или близ его).
"В 1-ой главе книги Бытия повторяется более 10 раз «Бог сказал». Все эти слова Божии Иоанн [апостол] заключает в единственном, великом, живом и личном «Слове». Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее «Слово». Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10). Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете [Танахе] начинали понимать, как личность [скорее олицетворять; прим. автора], что видно из следующих мест: о Слове — Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7; и о премудрости — Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9, а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и далее. Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д.
В халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение "Мемра", т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова [имя Бога, евр. тетраграмма], особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним. Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.; в Быт. 19:24 сказано, что «Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы». В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25: «Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь». В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено. Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в «Онкелос Таргум», другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: «если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом» (Быт. 28:20 и дал.). Эти места показывают, что определенное различие между Иеговою и Его Словом, которое рассматривается, как личность — "Ангел Господень" или «Ангел Союза», все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца» (Иоан. 14:6,9)." (Библ.словарь Нюстрема, Слово)
"...Филон [Александрийский] называет Логос «образом Бога»... и «первородным Сыном» (см., например, О сельском хозяйстве, 51). ... Филон иногда говорит о «двух богах», а в одном месте именует Логос «вторым Богом [богом]» (Вопросы на книгу Бытие, 2.62). Однако для Филона есть разница между «Богом» и «одним из богов» (в греческом языке между о theos — то есть Богом, с определенным артиклем, и theos — то есть просто «богом», без артикля). Логос является последним.Как божественное существо, отдельное от Бога, Логос, очевидно, напоминает Ангела Господня, уже обсуждавшегося в начале данной главы. Филон иногда прямо отождествляет Логос с Ангелом Господним [как и соответственно с "Архангелом" в других местах, прим. автора] (см., например, О перемене имен, 87, О сновидениях, 1.239)." (Эрман Барт Д., "Как Иисус стал богом", стр.18, источник: https://www.litmir.me/br/?b=558072&p=12)
"Как видно из истории, термин "Логос" (Слово) как одно из библейских имен или названий первородного Сына Божьего впервые сделал более-менее популярным (и более-менее оформленным учением) в среде образованных и/или религиозных иудеев, греков и римлян еврейский богослов Филон Александрийский, как раз перед приходом Иисуса Христа.
Один из ближайших учеников Иисуса, апостол Иоанн, в конце первого века, судя по всему немного знакомый уже с библейскими толкованиями и выражениями Филона, тоже употребляет термин Логос в своем евангелии, показывая тем самым, соответственно Филону (и также как и он применяя к Логосу слово "теос" (бог) без артикля в одном предложении (Иоан.1:1), а к Богу - "теос" с артиклем), что их учитель и господин Иисус Христос был не только человеком (без греха), но до этого - тем самым уникальным небесным сыном Бога, первым и ближайшим (см. Ин.1:1-18).
(Более подробно об артикле и использовании слова "теос" см. в статье "Божественность Иисуса Христа в свете всего Писания. (аргументы разных сторон, сравнение и анализ)", в подзаголовке "Иоанна 1:1".)
Иоанн, возможно, вполне осознанно применяет выражение "единородный Сын (в ранних рукописях стоит не "сын", а "бог"), сущий в недре Отчем" (Ин.1:18 по СинП - Синодальному переводу) или переводя более иудейским языком (как еврейскую идиому) "который у груди Отца" (ПНМ - Перевод Нового Мира), то есть ближайший к престолу, указывая тем самым своим сородичам и соверующим на знакомого им из литературы второго храма - Метатрона (с греч. "ближайший [букв. "рядом, около"] к трону (Бога)"). Вот как этот текст, например, передан в других переводах:
"...единственный Сын Божий, Тот, Восседающий рядом с Отцом, принёс нам весть о Боге." (Cовременный перевод WBTC)
"...единственный Сын, пребывающий рядом с Отцом, – Он открыл нам Его." (Современный перевод РБО)
"...Его явил нам единственный Сын Его, пребывающий у самого сердца Отца" (Новый русский перевод)
...
Автор письма Евреям (возможно ап.Павел) применяет в нем такие же выражения и сопоставления, как до него Филон Александрийский в своем учении о Логосе. Вот некоторые из них:
- первородный сын (1:6)
- образ Бога (1:3)
- небесный, царственный первосвященник (см. например 8-ю главу)
- посредник при творении и в отношениях с людьми (см. например 1:2 и 9:15)
(дополнительно см. здесь: https://vk.com/wall-189469430_1649)
Апостол Иоанн тоже называет Иисуса "посредником", также как Филон, говоря что "через" Логоса, "единородного Сына (бога)", вечный Бог сотворил мир (Иоанна 1:3), и "явил Себя" людям. Но Филону, однако, не было открыто, каким образом Логос станет Спасителем, и в полной мере явит Бога людям. Для Филона было важным показать кто этот Логос ,старший сын Бога, посредник и архангел, заступник перед Богом и наместник Божий, в небесном(!) его происхождении и действиях. И он это сделал как раз перед приходом Логоса на землю..." (Из статьи "Метатрон-Михаил-Мемра(Логос). Часть 5")
"В эллинском иудаизме уже было довольно сильное влияние ложных философских идей и теорий, как и языческих учений, и еврейский богослов Филон как и все люди не был застрахован от ошибок и заблуждений, что видно из некоторых его высказываний и воззрений. Но это не помешало ему провести важные и своевременные исследования в отношении "первородного Сына", "Логоса", которого в некоторых трудах и течениях иудаизма второго храма называли "Метатрон" и/или "Михаил" (согласно мессианским пророчествам книги пророка Даниила), архангел, как старшего и ближайшего Сына Божьего, как "главу воинства Господня". Широкое александрийское образование Филона (иудейское и греческое) и любовь, которая была у него и к греч.философам, с одной стороны подталкивало его найти точки соприкосновения, которые он наблюдал так или иначе, между откровениями Танаха ("Ветхий Завет") и греч.мыслью (чтобы донести до них истины Писания или обосновать их), с другой стороны увлекала его в порой запутанные и неоднозначные воззрения и выражения, порождая синкретизм и эклектику. Однако даже при этих его некоторых слабостях и ошибках он твердо держался строгого монотеизма, как иудей, и последовательно, в согласии с Писанием и трудами иудейских учителей, не считал старшего Сына, "древнейшего Логоса и Архангела" во всем равным Богу и тем более равным по возрасту, так сказать, и поклонению, но описывал его как посредника и служителя, в мессианских красках. Также последовательно писали и далее НЗ-ные авторы, порой явно ссылаясь или делая аллюзию на уже знакомые в философском и религиозном мире той эпохи и цивилизации выражения Филона, а также на более близкие иудеям понятия из трудов и взглядов эпохи второго храма и текстов Танаха, как видно при анализе. Также и ранние христианские богословы в большинстве своем так или иначе последовательно держались субординационизма и веры в единственного Бога, Отца всех и всего, и его первого Сына, который стал Мессией и был необычайно возвышен Богом, но который имел начало и был создан-"рожден" Отцом прежде всех и всего." (из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 6".)
"Иустин [Мученик] там же (Диалог с иудеем Трифоном, 61 глава), далее, приводит в доказательство своих слов, что Сын "рожден" Всевышним Богом прежде всех и всего цитату из «Ветхого Завета», книги Притч, 8-ой главы, по Септуагинте: «Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны…». Как видно при анализе, в то время и далее, еще не было в богословии странного противопоставления типа «рожден, но не сотворен» (напротив, как и во всей Библии, и раннем богословии и лингвистике вообще, глаголы «родить» и «сотворить» зачастую были синонимами и порой взаимозаменялись, см. например статью: https://jwapologetica.blogspot.com/2019/08/822-25.html), также не было утверждения, что у первородного Сына Божьего не было начала; примечательно, что и дохристианские иудейские труды воспринимали Метатрона как того, кто появился у Бога прежде мира; Иустин, судя по всему, как и до него Филон и Иоанн, и другие ранние богословы, называл Сына «богом» не в смысле абсолютном, а как сотворенного Сына, получившего от Родителя божественную природу, и участвовавшего в сотворении мира как соработник Отца всех и всего." (из статьи "Александрия в истории человечества и богословия. Часть 5")
"Итак, подразумевается ли под Премудростью из Притчей 8-й главы первородный Сын Бога согласно Новозаветному богословию и теологии ранних "отцов церкви"?
Это один из важнейших вопросов, связанных с истиной о Христе Божьем. Иисус говорил, что спасение зависит не только от познания Бога, но и "посланного Тобою Иисуса Помазанника" (Иоан.17:3).
Интересно, что спустя века после первых христиан, когда возник т.н. "арианский" спор, обе стороны использовали в полемике именно текст из Притчей 8-й главы с 22-го стиха, где Премудрость Божья говорит о себе как о первом дитя у Бога, который участвовал в сотворении мира и был отрадой для Всевышнего, радуясь плодам их сотрудничества. То есть как Арий и его соратники, так и Афанасий и его крыло толкования прекрасно признавали, что этот текст о Сыне, одно из имен (названий) которого Божья Мудрость. Но откуда у них была такая уверенность?
А уверенность у них была из самих новозаветных писаний, где например ап.Павел в письме Колоссянам называет Сына "первородным [первенцем] всего творения", через которого Бог создал вселенную, что является аллюзией на текст и выражения из Притчей 8-й главы (подробнее смотрите в статье "Христос, как ΑΡΧΗ творения. (Прит. 8:22, Кол. 1:15-18, Откр. 3:14.)": https://bibleistika-i-vse.blogspot.com/2020/07/822-11..). В Новом Завете помимо этого Сын называется "Божьей Мудростью" и "первородным" Сыном Бога, то есть Божьим первенцем, старшим и любимым, ближайшим сыном Всевышнего."
(Из статьи "Подразумевается ли под Премудростью из Притчей 8-й главы первородный Сын Бога?")
"Высокая" христология заложена в Танахе (т.н. "Ветхий Завет"), если ее понимать именно по-библейски, а не в тринитарном смысле (более поздней школы толкования, с ее ложной дихотомией и языческими замашками и философским понятийным аппаратом и умозрением).
Иисус в евангелиях говорит о себе как о том, кто существовал до рождения и имел высочайшую роль среди небесных сынов Бога, отождествляя себя с архангелом (глава ангелов) Михаилом (Ин.5-28,29, ср.Дан.12:1.2), "вождем воинств Господних (Иис.Нав.5гл), и который назван в Танахе "хохма" Иеговы (Премудрость), описанная как первое дитя у Бога, созданное-"рожденное" Им прежде всех и всего (Септуагинта и др. переводы Пр.8:22 и далее: "Господь создал меня... родил прежде..."), через которого Бог создал мир и которое было (и есть) любимым, соответственно, ребенком у Отца всех и всего.
"Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово (греч. "Логос") стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца." (евангелие от Иоанна 1:9-14 "Новый Завет")
"И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.
Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим; Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого;
Он был облечен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие." (Откровение Иоанна 19:11-13 "Новый Завет")
Часть 7. ЭпиЛОГ
Эпило́г - греч. έπίλογος — послесловие ← ἐπι — на, сверх + λόγος [логос] — слово.
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."
(Евангелие от Иоанна 3:16)
В Новом Завете Божий Первенец, участвовавший в сотворении Вселенной, назван не только "Логос" (Слово Бога и Мудрость Бога), но также и "тайной Божьей", и о нем написано как о "священной тайне" Бога, которую Он в нужное время открыл и явил миру, чтобы даровать спасение от смерти и страданий, и дать знания о Себе, Творце вселенной и Отце всех и всего. Потому Иисус говорил о себе такие слова:
"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."
(Иоан.14:6)
"Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него." (Иоан. 3:17)
Да, Иисус свидетельствовал о себе, как о том, кого Бог послал в мир, с небес на землю. Потому Христос говорил о себе, что он намного старше древнего и известного праотца Авраама: "Говорю вам истину, еще до того, как Aвраам родился, Я уже был!" (Иоан.8:58, в переводе "Слово Жизни")
Потому же апостол Иоанн писал о Христе:
"И Слово стало плотью [то есть человеком, родившись от иудейки Марии], и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца...
Бога никто никогда не видел, но уникальный Сын, который у груди Отца [евр. идиома, озн. ближайший к Отцу] явил нам Его". (Иоан.1:14,18 сборный перевод)
"Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа.
Отец любит Сына и все дал в руку Его.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём." (Иоан.3:31-36 СинП)
Мир в целом, все народы, так или иначе искали истину о Вселенной, о себе и спасение от бед, и среди разных народов мы видим так или иначе, в том или ином виде, упоминания о Спасителе Мира. Греческие философы имели некоторое понимание, так или иначе, о разумности творения и существовании высшего Разума, в частности понятие "Логос" (греч. слово, ум, замысел и тп.). Потому придя к грекам, в знаменитый ареопаг, апостол Христа Павел сказал им важные и актуальные слова:
"Уважаемые афиняне, по всему вижу, что вы очень набожны.
Когда я ходил и осматривал ваши святыни, нашел я жертвенник, на котором написано: „НЕВЕДОМОМУ БОГУ“. Именно Этого Бога, Которого вы, не зная, почитаете, я и возвещаю вам.
Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, Властелин неба и земли, не в рукотворных храмах обитает.
Что могут сделать для Него люди своими руками?! Он ведь ни в чем не нуждается — Сам дарует Он всему жизнь, дыхание да и всё остальное.
Он не только создал все народы от одного человека, чтоб всю землю они населили, но и заранее определил для них точные времена и пределы обитания.
И это с тем, чтобы они искали Бога, пусть даже ощупью шли к Нему и могли найти Его, хотя Он и недалеко от каждого из нас.
Ибо в Нем мы живем и движемся, Им существуем, как сказал об этом один из ваших поэтов: „Ведь все мы — дети Его“.
А раз мы дети Божии, нам нельзя допустить и мысли, что Божество подобно чему-то, сделанному из золота, серебра или камня — всему тому, что носит на себе печать искусства и замысла человека.
Было время, когда Бог считал нужным не обращать внимания на неведение людское, а ныне Он повелевает всем людям повсюду покаяться.
Он уже определил день, когда будет судить весь мир судом праведным через Того, Кого Он поставил на это, и Он всем доказал это, воскресив Его из мертвых».
(Деяния 17:22-31, Библия в переводе Кулаковых)
В своей уникальной книге Библии Творец дал полное чистое откровение и учение о Себе и Своем Мессии [ивр. Машиах, греч. Христос - помазанник], Первенце, через которого Он дает спасение миру и знание о Себе, и которого Бог поставил своим наместником над всей землей, чтобы в итоге устранить всякое зло и страдания.
Потому Иисус учит:
"Чтобы иметь вечную жизнь, нужно приобретать знания о Тебе, единственном истинном Боге, и посланном Тобою Иисусе Христе". (Иоан.17:3)
[Автор статьи и админ канала: Суранов Сергей, https://vk.com/sergeysur]
(подробнее о Спасителе мира, истории и Писании Бога читайте в статье "История человечества: назад в будущее")
#тайны мироздания #вселенная #космос #загадки вселенной #история мира #философия #религия #наука #открытия #исследования