В России предложили преподавать историю с первого класса. Я считаю - это неправильно! А правильно сделать это и у нас, в Республике Беларусь. Текст посвящён размышлениям практикующего педагога-историка о нововведении в Республике Беларусь. Будет интересен специалистам, программистам и первоклассникам :)
С 1 по 4 класс детям рассказывают обо всём и понемногу, пару часов в неделю, в свободное от счёта и письма время. Да, я пишу про то, что в младшей школе дети учатся читать, писать, и много-много считать. В средней школе, придя в пятый класс, человек сталкивается с кучей дополнительных к чтению и счёту предметов, среди которых и История. Внезапно в девятом, иногда в одиннадцатом, иногда в колледже люди сдают историю, абсолютно стихийно и неожиданно узнав, что она как выпускной экзамен такой же важный предмет как счёт и письмо! Кто бы мог подумать, что это так важно???
Представьте культурный шок людей, которым в пятом классе год рассказывают про древность, и говорят, что человек произошёл от общего с обезьянами предка! Да, так утверждает учитель истории, и лишь спустя пару лет на уроках биологии это подтверждает другой учитель. Парадокс. А в классе девятом и десятом, взрослые уже люди узнают, что родину оказывается нужно любить, и ещё ради неё полезно умирать, как Герои Великой Отечественной войны! Там люди уже забыли от кого они произошли, а культурный шок остался, а тут ещё сдавать экзамены и по средневековой истории.
На выходе мы имеем отличных инженеров, программистов, механиков, врачей. С чудовищными взглядами на историю, с монстроузорными представлениями о прошлом, и об их проявлении в настоящем.
История должна занимать два урока в неделю, отечественная чередоваться с параллельным событием в мировой истории. Подача простая – в виде ярких комиксов и картинок. Предельно идеологизированная, поскольку принцип нейтральности и научности перестаёт работать в детском саду и среди айтишников, что бы молодым людям объяснять, где чёрное а где белое.
В первом классе ученику надо объяснить, что предок с обезьянами у нас был общий, про эволюцию рассказать, про древних людей. Во втором классе – про средневековье. Третьеклассникам предстоит донести про Польскую и Российские империи и наше место в них. А в четвёртой объяснить, откуда взялось государство беларуское, и почему Великая Отечественная война самое важное событие в отечественной истории.
В четвёртом классе, как раз, после прохождения темы посвящённой освобождению Беларуси, необходимо всему классу отправиться на какой-нибудь мемориал.
В пятом классе можно уже всё оставить, как и прежде, учить историю до девятого класса, углубленно уточняться до одиннадцатого. Зато у детей не будет возникать вопросов откуда взялся человек, как на нас повлияло средневековье, а фундамент патриотического воспитания станет лишь прочнее.