Журналистское клеймо, сопровождающееся вздохами и заунывными выводами о том, «как тяжело было Ральфу в тени великого брата» — чушь и позор.
«Постоянные сравнения с ним меня просто раздражают. Я устал слышать это. Я никогда не ощущал, что я в тени Михаэля. Я просто его младший брат. Михаэль идет своей дорогой, а я своей».
Избитая тема — Ральф Шумахер является лишь младшим братом самого титулованного пилота в истории Формулы-1. СМИ навесили на него такой ярлык с 1997 года — с первого же сезона немца в Ф1, и успокаиваться не собирались. До сих пор Шумахера-младшего во всех очерках и статьях вспоминают именно в таком контексте.
Настало время вернуть людям «правильные» воспоминания. Что же за пилот был такой — Ральф Шумахер?
Ты просто младше своего брата на 6 лет
Путь очередного талантливого пилота Ральфа к Формуле-1 наиболее точно описывает именно этот заголовок. Если на секунду представить мир, в котором никогда не существовало Михаэля Шумахера, будьте уверены — талант его младшего брата с первых же мгновений оценили бы так, как в нашу эпоху эксперты всех мастей взахлеб обсуждали восхождение Ферстаппена, Леклера, Расселла. Но поскольку к моменту прихода Ральфа в Ф1 в пелетоне уже закрепилась его родная кровь и, по совместительству, двукратный чемпион мира — младший Шумахер был обречен. Фактически, с самого своего рождения. И забегая вперед скажем — на все эти плаксивые причитания «о тени брата» Ральфу всегда было глубоко наплевать. Потому что он никакой не брат Михаэля Шумахера, он один из самых быстрых и богатых пилотов своей эпохи. Просто захотел и состоялся.
Немец махом проскочил молодежный этап карьеры, став вице-чемпионом Ф3, выиграв престижный Гран-при Макао, а также японскую Формулу-3000. И сразу попал в Формулу-1. Без всяких «выйти на замену», кстати — в отличие от своего брата. Тут можно сразу парировать, что именно громкая фамилия и взяла свое, но это уже на ваше усмотрение. А мы лишь констатируем, что по итогу Ральф Шумахер не просто остался в королеве автоспорта на 10 долгих лет, но и оставил в ней след. Который, правда, миллионы фанатов Ф1 почему-то упорно пытаются стереть. Конечно же, неосознанно — из-за фамилии. Ну старший брат же стал вечным символом автоспорта! Значит, младший на его фоне заслуживает такого же вечного забвения!
Генетическая несправедливость, она такая.
Однозначный природный талант
Если вам не хватает времен на кругах, достаточно привести пару исчерпывающих мнений о нашем герое. После первого «братского» дубля в истории Формулы-1, когда Ральф выиграл гонку, а Михаэль приехал вторым, мама Шумахеров Элизабет четко сформулировала:
«Я смотрю все гонки. Тогда я была одна. Подруга позвонила мне пожаловаться, потому что она поставила на Михаэля, а выиграл Ральф. Я сразу поняла, что он быстрее Михаэля. Но тот никого не пропускает».
Мать самых успешных братьев в истории автоспорта не юлила и не пыталась уравнять для СМИ своих любимых сыновей. Ее слова выглядели как хоть и субъективные, может быть даже дилетантские, но холодные характеристики о двух профессиональных гонщиках. А знаете, что говорил про своего напарника Хуан-Пабло Монтойя — безоговорочный идол болельщиков и пилот-синоним слова «скорость»? Вот вам прямая цитата напарника немца:
«Он был очень, очень, очень, очень хорош – намного лучше, чем думали зрители. Ральф был очень быстрым! Быстрым везде. На тестах в Хересе мне было тяжело удержаться в его темпе. Каждый раз, когда я приближался к его времени, Ральф снова и снова ставил планку выше. Я думал: «Бог ты мой, я опять сильно отстаю».
И это сказал МОНТОЙЯ! Безбашенный победитель квалификаций, для которого и по сей день не существует никаких авторитетов. Кстати, их с Ральфом партнерство в «Уильямсе» — прекрасное олицетворение настоящего духа гонок той эпохи. Никаких «первых» и «вторых» пилотов. Только огромные зарплаты, обоюдные успехи, а также настоящая грызня на трассе и за ее пределами.
Кто был однозначно быстрее, они так и не выяснили.
При этом в общественном сознании Хуан-Пабло даже спустя почти 20 лет вызывает бешеную ностальгию как быстрый и невероятно жесткий атлет, а младший Шуми — «быстрый был, но…» Угу.
Именно в «Уильямсе» Ральф закрепился как топ-пилот. 6 побед, столько же поулов, борьба за титул — все это в период доминирования «Феррари» под предводительством великого и ужасного старшего брата, а также при очень специфичном характере, в котором сочетались надменность и безразличие ко всему, что не касается непосредственно управления болидом на трассе.
Все прямо как у Кими Райкконена, только Ральф был менее талантливым и не стал чемпионом мира. А жаль, ему было бы достаточно даже одного титула — и все разговоры про чертову тень смыло бы одним махом.
Финальный аргумент
Профессиональных и покладистых в Формуле-1 всегда хватало, но не все из них были по-настоящему талантливыми и пробивными. Хорошо, если твои способности 20 лет спустя в интервью коротко оценил какой-нибудь механик. Но еще лучше, когда ты вроде бы и «в тени Михаэля», «не достиг того же, чего достиг брат», «всегда испытывал давление из-за фамилии», но при этом всю карьеру в Ф1 катался в свое удовольствие, диктовал боссам условия и выбивал жирные контракты. Причем обоснованность сумм в них никогда не подвергалась сомнениям — вряд ли кому-то может прийти в голову, что Ральфу Шумахеру платили десятки миллионов долларов в год просто из-за фамилии. Или Мику Шумахеру в «Хаасе» тоже должны платить двадцаточку?
Просто он был элитным спортсменом и превосходным гонщиком, способности которого высоко оценивали гонщики, механики, сам Михаэль Шумахер. Слышите, журналисты? Хорошо слышите? Он сделал себя сам, как бы многим не хотелось обратного.
Дела Ральфа с самого начала пути вел менеджер Михаэля, Вилли Вебер. И тут очередной пинок всем сочувствующим бедному младшему брату — неужели опытный управленец и бизнесмен слепо ухватился бы за еще одного Шумахера просто из-за фамилии? Неужели он бы на полном деловом серьезе выбивал для Ральфа крупные контракты из-за сиюминутной, но в перспективе фатальной выгоды?
Да нет же. Опять мы упираемся в неоспоримый факт того, что Ральф Шумахер был блестящим пилотом с талантом выше среднего, ради которого боссы команд готовы были терпеть скверный характер немца и более того — платить ему миллионы. Десятки миллионов.
Финальным аккордом стал переход из «Уильямса» в амбициозную «Тойоту». Японцы, кажется, решили вложить в свой проект в Ф1 весь бюджет страны, поэтому не поскупились для младшего Шуми на огромную зарплату в размере 25 миллионов долларов за сезон. И когда Ральф с Вилли Вебером вышли из кабинета боссов «Тойоты» после успешных переговоров, пилот заявил своему менеджеру: «либо у меня все получится, либо это три моих последних сезона в Формуле-1». Никаких детских восторгов, осточертевшей «тени брата» и прочей ерунды — лишь холодный расчет прожженного профессионала, который знает, что делает. Вновь прямо как Кими Райкконен.
Шуми-младший прямо как в воду глядел. Это были три его нудных, неоправданно дорогих и последних сезона в королева автоспорта. Ну и еще, по совместительству, самостоятельных. Потому что, что? Правильно, повторяем еще раз — Ральф построил свою карьеру сам, поскольку имел неординарную для гонщика Ф1 скорость. Конечно, колоссальный вклад менеджера Вилли Вебера, да и участие Михаэля Шумахера в судьбе младшего брата никто не отменял. Но у кого-то бывает по-другому? Любой менеджер занимается вопросами своего подопечного, любой старший брат поддерживает младшего.
Возможно, из этого текста вы вынесли недостаточно о биографии Ральфа Шумахера, но для этого есть Википедия. А мы вот о чем. Ральф НИКОГДА не был ни в какой тени Михаэля, запомните это раз и навсегда. Он ровно так же, как и тысячи других пилотов, освоил картинг, увлекся гонками, добился серьезных успехов на молодежном уровне. А самое главное — показал талант и взял свое в Формуле-1, бонусом еще и заработав просто безумные бабки. Причем, только представьте, выступая ОДНОВРЕМЕННО со своим братом, который был центральной фигурой всего чемпионата, получал 200% поддержки от сносящей все на своем пути «Феррари» и к тому моменту взял курс на разнос всяческих рекордов, стоявших на пути к лучшему в истории.
Если вы действительно любите Формулу-1, то просто обязаны:
1. Вспоминать Ральфа добрым словом, как знаковую фигуру первой половины нулевых — наравне с Михаэлем, ХПМ, Кими, Рубенсом и другими персонажами.
2. Перестать ПОСТОЯННО приплетать Ральфа к карьере своего великого брата. Лучше приплетите Михаэля в обратную сторону — у него есть младший, который несколько сезонов царапался с лучшей «Феррари» в квалификациях и гонках, красиво выигрывал гонки и заработал своим трудом сотню миллионов долларов, совершенно не парясь о том, в каком контексте упомянут его журналисты.
У вас есть такой брат? Да его просто не может быть в теории.
Ральф Шумахер, дамы и господа — для одной «прогрессивной части» аудитории не реализовавшийся так, как Михаэль, оставшийся в пресловутой тени брата, гонщик со скверным характером. И один из самых быстрых, талантливых и богатых — для другой.
Надеемся, после этого текста вторых станет больше.