Ребёнок при говорении опирается на то, что услышал от взрослого, а не на его артикуляцию.
Поэтому к самому первому и не всегда необходимому этапу отнесу следующий:
1 этап - развитие фонематического восприятия. Необходим детям с речевой слуховой агнозией.
2 этап - артикуляционная гимнастика.
Когда на занятиях ребёнок стал хорошо справляться с гимнастикой, ее можно давать как домашнее задание для закрепления результата. Гимнастику нужно вводить как ритуал, при чистке зубов 3-5 минут в день.
Выполнять упражнения только перед зеркалом не стоит. Это временная опора в начале работы.
Если у ребёнка дизартрия или артикуляционная диспраксия, то основная работа будет проходить над артикуляционным праксисом (при дизартрии ещё массаж).
Когда отработаны подготовительные этапы, приступаем к постановке. В противном случае с постановкой будете сидеть очень долго.
Звуки ставятся двумя путями: по онтогенезу (таблица звуков в карусели) или по сензитивному периоду.
По опыту могу сказать, что лучше начать ставить по сензитивному периоду. Если ребёнок в 5,5 лет пришёл с нарушенным свистящими, шипящими и сонорными звуками, то ставятся быстрее всего сонорные (Л, Р).
Если ставить по онтогенезу, то можно упустить момент.
Если у ребёнка нарушены звуки раннего онтогенеза (в таблице), то здесь исключение, сначала начинаем с них.
И вот мы подобрались к способам постановки. В работе использую 3 основных:
По подражанию (опора для звука - акустический образ и визуальное восприятие нормального звука). Этот способ не подойдёт ребёнку с нарушением фонематического восприятия.
Механический (необходимы вспомогательные предметы - ватная палочка, ложка, зондозаменители).
Постановка от других сохранных звуков (либо по показу, либо с механической помощью ребёнок производит изменения в артикуляции).
Этапы логопедической работы до постановки звуков
21 апреля 202221 апр 2022
57
1 мин