В 1980-м году немецкая группа Scorpions после первого своего прорыва с альбомом «Lovedrive» в 1979-м решила ковать железо пока горячо, однако, несмотря на то, что музыканты записали для следующего альбома пакет новых прекрасных песен, подкачал продюсер Дитер Диркс, плохо поработавший над демо-лентами и выпустив продажу наполовину сырую пластинку. Однако даже в таком виде новый альбом «Animal Magnetism» побил все предыдущие рекорды группы вместе взятые.
Альбом Scorpions «Animal Magnetism» при первом прослушивании произвел на меня угнетающее впечатление. Произошло это году так в 1983-м, когда я вернулся из армии, но уже был впечатлен ранними работами «Скорпов» - «Fly to the Rainbow», «In Trance», «Virgin Killer», «Taken by Force» и «Lovedrive». Но «Animal Magnetism» показался мне настолько не «скорповским», что я потерял всякую нить, связывающую новое направление группы со старым, на котором они, собственно, и сделали себе имя, по крайней мере, у нас, в СССР.
Впрочем, чуть позже я услышал «Blackout», который был гораздо и гораздо живее, и мне стало понятно, что это не с группой что-то не так, а именно с альбомом «Animal Magnetism». И, естественно, я начал анализировать, нагружаясь песнями с этого альбома чуть ли не каждый день, и сравнивая их с тем, что группа выдала на более ранних и более поздних своих альбомах.
В общем, я пришел к выводу, что песни на альбоме достаточно хороши, и даже шикарны, просто их почему-то так и не вывели из состояния демо-версий. Я думаю, что продюсер Дитер Диркс после ошеломительного успеха «Лавдрайва» сильно забуххал и вообще не занимался обработкой альбома перед тем, как перевести его на пластмассу.
Нет, есть на альбоме несколько хорошо отмикшированных песен (я их укажу ниже), но основной материал так и остался сырым. Я думаю, что авторы песен тоже заметили что-то неладное, но не стали сильно кочевряжиться, потому что тоже находились в эйфории, и им нужно было как можно скорее выпустить новый альбом, чтобы закрепить успех и оперативно расширить фронт прорыва на музыкальные рынки.
Ну, успех новой пластинки был нешуточным, и хотя по чартам этого было не сказать, но «Animal Magnetism» стал первым «платиновым» альбомом в США, хотя добрался до этого статуса только через 10 лет (в 1991 году). Зато «золотым» (500 тысяч проданных копий в США) он стал уже в начале 1984-го. Напомню, что более ранний и гораздо более интересный, на мой взгляд, «Lovedrive» добрался до «золота» только 2 года спустя после «Магнетизма», а «платиновым» в Америке он так никогда и не стал.
Итак, повторю – сами песни на альбоме прекрасны, и хотя среди них нет таких убойнейших хитов, какие были на предыдущем диске, в целом каждая песня могла бы стать шедевром, если бы прошла должную продюсерскую обработку. Исключение составляет только баллада «Lady Starlight», которая не только к альбому не подходит, но и ко всему творчеству «Скорпов». Показательно, что эта песня, выпущенная в том же 1980-м году синглом, провалилась вообще во всех мировых чартах. Ну, в общем, будем считать этот номер личным криком души Рудольфа Шенкера, написавшего его, который оценили только критики, но не слушатели.
Но неверно было бы считать, что я как-то не ценю этот альбом. В начале 2000-х мне пришлось прикупить эту пластинку в отличном состоянии с вкладкой и на немецкой пластмассе за целых 10 долларов. Это была самая высокая цена, которая вообще за этот альбом у нас существовала тогда, и я решил не мелочиться, потому что очень хотелось поставить этот альбом в мою виниловую коллекцию. Неделей раньше я прикупил «Taken by Force» за 15 долларов и «Fly to the Rainbow» за 18, и мне очень хотелось побыстрее завершить свою коллекцию, тем более что в придачу к «Магнетизму» мне в руки одновременно попал и «Лавдрайв». Тоже за червонец, хоть, правда, и без вкладки, которую мне потом долго пришлось заказывать среди знакомых меломанов, чтобы был полный комплект.
Таким образом альбом «Animal Magnetism» для меня имеет такую же ментальную ценность, как и любой другой альбом Scorpions. Я его слушаю не реже, чем остальные, правда, когда я слушаю другие альбомы, я просто наслаждаюсь, а слушая «Магнетизм», я еще и отыскиваю разные незамеченные мной нюансы, чтобы оправдать плохую продюсерскую работу Дитера Диркса. Давайте попытаемся найти эти нюансы вместе, разобрав каждую вещь альбома по отдельности.
Небольшое уточнение: на этом диске Рудольф Шенкер разыгрался на соло-гитаре и озвучил таким образом композиции №№3, 4, 5 и 9. И еще – музыку ко всем композициям написал он же единолично, кроме двух, отмеченных ниже (№№2 и 6).
Сторона 1:
1). Make It Real (3:50) «Сделаем это реальным». Это одна из немногих песен, которые не только сочинены от души, но и записаны и смикшированы прекрасно. К этому номеру у меня нет абсолютно никаких претензий, правда, я нахожу сходство с песней «Pictured Life» из альбома 1976 года «Virgin Killer», но та песня была очень экспрессивной, а этот вариант скорее лирический. Ну, если и есть тут самоалагиат, то в малой степени, и, начиная с этой песни, мы слышим тот старый Scorpions, к которому привыкли в 70-х. Наверное, Диркс при работе с этой песней еще не забульбенил пару бутылок крепкого пива без сосисок, потому она в плане саунда выглядит если не гениально, то в любом случае шикарно.
2). Don't Make No Promises (Your Body Can't Keep) (2:55) «Не давай обещаний (твое тело их не сдержит)». И еще один отлично сочиненный и шикарно записанный номер, на этот раз скоростной боевик, созвучный тому, что появился в «Лавдрайве» за год до этого – «Another Piece of Meat». Но в любом случае тут тоже видим отличную запись, как по сочинению, так и по микшированию. Музыку сочинил Маттияс Ябс (ну, или Джабс, кому как хочется), правда, на этом почти все мои дифирамбы для альбома и заканчиваются.
3). Hold Me Tight (3:57) «Держи меня крепко». Само сочинение суперское, особенно припев. Но при прослушивании создается впечатление, что это всего лишь демо. Я эту песню знаю наизусть, и прекрасно вижу, как ее можно было бы обработать, чтобы вышел настоящий шедевр. А в таком сыром виде это совсем не шедевр.
4). Twentieth Century Man (3:00) «Человек двадцатого века». Прямо сердце кр0вью обливается, как похабно записана эта шикарнейшая песня. Из нее вышел бы гениальный хард-энд-хэви-номер, который запросто побил бы подобные поползновения других не менее известных групп, работавших тогда в этом направлении. Но Дитер вообще не вывел композицию из статуса демо-версии. И это не только печально, но и нечестно по отношению к музыкантам, поработавшим над этим потенциальным хитом. Вдобавок сажу, что в этой песне мы слышим соло обоих гитаристов – и Шенкера, и Ябса, правда, какую партию кто играет – можно только догадываться. Но я думаю, что основное соло сыграл все же Шенкер, а все остальные – Ябс.
5). Lady Starlight (6:18) «Леди Старлайт». Не люблю эту песню и не любил никогда. Единственный положительный тут момент – очень чистое соло Рудольфа Шенкера в финале, и даже в некоторых местах интересное.
Сторона 2:
6). Falling in Love (4:10) «Влюбляться». А это самоличное сочинение барабанщика Германа Раребелла, я бы не удивился, если бы он эту песню еще и спел. В целом отличная работа, и даже Дитер Диркс попытался сделать из этого демо шикарную вещь. Ну, вещь у него получилась, но совсем не шикарная. Хотя идея почти что гениальная, и я представляю себе, каким бы улётным этот номер получился, если бы его записывали во времена «Taken by Force» или «Virgin Killer» несколькими годами ранее.
7). Only a Man (3:35) «Только мужчина». Очень патетическая вещь в самом фирменном стиле «Скорпов». И снова мы слышим загубленный Дирксом шедевр. Я думаю, надо написать «Скорпионам» письмо, чтобы они этот альбом перемикшировали заново, а кое-что и перезаписали. Лучше поздно, чем никогда.
8). The Zoo (5:30) «Зоопарк». Эта песня меня сразу зацепила еще при первом прослушивании альбома. И хотя она тоже существует в версии «демо», но я очень много раз слушал ее в «живых», концертных вариантах, и особенно она меня впечатляет на двойном концертном альбоме «World Wide Live» 1985 года. Этот альбом тоже имеется в моей виниловой коллекции, и я удивлен, почему на нем так мало песен с «Магнетизма» - всего две. Да и после «Скорпы» почему-то не стремились озвучивать этот альбом на своих концертах.
9). Animal Magnetism (6:00) «Животный магнетизм». Шикарнейшая вещь, настоящий шедевр как в исполнении, так и в конечном варианте. Возможно, это даже гениальное произведение, и, как мы видим, протрезвевший Дитер Диркс отработал тут на все 100%. Нет – на 200, и даже на 300. Если бы он загубил и этот шедевр, оставив его в режиме «демо», ему осталось бы только застрреллитться!!! Тут нечего комментировать – надо слушать!
Бонусы:
10). Hey You (4:29) «Эй, ты». Этот бонус был записан еще в конце 1978 года для альбома «Lovedrive», но по какой-то причине его придержали, и он вышел только в 1980 году на сингле с песней «The Zoo». Запевает тут Рудольф Шенкер, а Клаус только подхватывает в припевах.
11). American Girls (3:29) «Американские девушки». Эта песня так и осталась в виде демо, и очень странно, что она не попала ни на альбом, ни на синглы, а официально была опубликована только более 30 лет спустя. Кстати, она и в виде демо выглядит гораздо интересней, чем большинство песен на самом альбоме.
12). Get Your Love (3:42) «Получите свою любовь». То же самое – прекраснейшая баллада чисто в «скорповском» стиле, я думаю, что сингл с ней занял бы все чарты.
13). Restless Man (3:18) «Беспокойный человек». А это другой вариант песни «Twentieth Century Man» с альбома. В принципе, различий мало, хотя настоящему ценителю наследия «Скорпов» эти различия видны невооруженным глазом.
14). All Night Long (4:59) «Всю ночь напролет». Эта композиция имеет то же название, что и другая, которая появилась на двойном концертном альбоме группы «Tokyo Tapes» 1978 года, но на самом деле песня 1980 года совсем другая, то есть к своему «предшественнику» не имеет совсем никакого отношения. Не знаю, зачем была сделана эта запись, потому что эта песня мне не нравится ни в одном из вариантов. Нет, может, кому-то и нравится, тем более что она записана великолепно, и звучит очень хорошо.
В заключение хочу сказать, что в 1982-м году «Скорпы» выдали альбом «Blackout», совершенно не похожий на «Animal Magnetism», и, в самую первую очередь, это была заслуга протрезвевшего, наконец, Дитера Диркса, потому что к основному композитору группы - Рудольфу Шенкеру, у меня никогда не было никаких претензий, ну, за некоторыми исключениями. Правда, и на убойном «Блэкауте» Диркс умудрился налажать, выведя на первую позиции барабаны и задвинув гитары, но это уже совсем другая история, и я описал ее в своей публикации, ссылка на которую – ниже.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SCORPIONS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом Scorpions «Lovedrive», 1979 г. ~ это переломное событие в истории всей рок-музыки
Альбом «Taken by Force» 1977 года ~ творческая вершина Scorpions, которую они так и не перепрыгнули