Логопедический массаж при запуске речи, нужен ли?
Вижу много объявлений о запуске речи, в которых есть требования от родителей «нужен логомассаж, ребёнку 2 года, надо запустить речь». Часто направление на массаж дают врачи в поликлинике, а именно неврологи, не понимая вообще, зачем он нужен. Для родителей массаж становится единственным спасением из 15 сеансов, против 2-3 лет коррекции, чтобы ребёнок заговорил распространенными фразами с правильными грамматическими конструкциями и во время пошел в школу.
Логомассаж не нужен для запуска речи, исключением может быть ребёнок с тяжелым ДЦП, у которого отсутствует речь, и он проходит реабилитацию, лфк, ему делают общий массаж, и параллельно нужно делать логомассаж и артикуляционную гимнастику для стимуляции речи.
Логомассаж – механическое воздействие на мышцы и ткани речевого аппарата. Массаж помогает понизить тонус при спастичности мышц и повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Логомассаж рекомендован только при дизартрии.
Прежде чем назначать массаж, логопед или невролог проверяют наличие противопоказаний к его проведению:
наличие судорог, эпилепсия, острые воспалительные процессы, носовые кровотечения и склонность к ним, конъюнктивит, различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы, диатез и другие аллергические реакции, стоматиты или другие инфекции полости рта, герпес на губах, увеличение лимфатических узлов.
Часто логомассаж назначают перед постановкой звуков при отсутствии дизартрии, когда у ребёнка нет нарушений тонуса и иннервации мышц речевого аппарата. Вялость артикуляции без проблем можно активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.
Логомассаж не действует, как волшебная процедура. Сначала нужно разобраться, какое нарушение у ребенка. Если задержка речи из-за гипо- или гипертонуса, тогда делаем массаж. А если задержка речи обусловлена диспраксией, речевой слуховой агнозией, дислалией или психическим нарушением, где нарушение речи вторично и не связано с мышечным тонусом, то мы работаем над пониманием речи, звукоподражанием, фразой, слоговой структурой слова, когнитивной сферой, потому что все эти нарушения находятся в головном мозге, который массаж никаким образом не затрагивает.
Единственное нарушение, при котором возможны манипуляции, похожие на массаж - артикуляционная афферентная диспраксия, когда у ребенка нарушен соматогнозис. Ребенку надо помочь понять ощущения от собственного артикуляционного аппарата, помочь поставить правильную артикуляционную позу и произнести звук. Это не сильное воздействие, как необходимо при дизартрии, а массаж разными текстурами, разной температуры, поглаживание, покалывание.
Если в поликлинике назначают массаж, то для начала нужно спросить для чего он, и какой это массаж, расслабляющий или активизирующий. И что касается речи, то лучше сразу обратиться за консультацией к логопеду, так как только этот специалист после диагностики сможет определить речевое нарушение, но никак не невролог.