Найти в Дзене
Полиграфия и дизайн

Как жить без Times New Roman?

Оглавление

Что случилось? — Все документы с «запрещенными» шрифтами станут не читаемыми? — Как быть дизайнерам? — Какие последствия для бизнеса? — Как быть с ГОСТами? — Альтернативы есть!

Американская компания Monotype c 11 апреля 2022 ограничила доступ к библиотеке своих шрифтов, сообщает газета «Ведомости». Свое решение компания не прокомментировала. Клиенты, которые уже купили лицензию, никаких уведомительных писем по этому поводу не получили.

Самые известные шрифты Monotype в России:

  • Times New Roman,
  • Arial,
  • Verdana,
  • Tahoma,
  • Helvetica.

Что на практике означает «ограниченный доступ к шрифтам»?

Для широкого круга российских пользователей

Ничего. Шрифты входят в коробочное решение Microsoft и пред установлены на маках. Они не исчезнут. По-прежнему можно будет писать рефераты, делать презентации и отчеты в этих шрифтах.

Для российских дизайнеров

Большинство известных шрифтов, которые упоминаются сейчас в новостях, были разработаны почти 40 лет назад. За это время они устарели и надоели. Дизайнеры откровенно недолюбливают Times и его ровесников.

Комментарий на habre по поводу начертания символов в шрифтах от Monotype
Комментарий на habre по поводу начертания символов в шрифтах от Monotype

Горевать по Times дизайнеры точно не будут. Но проблема в том, что Monotype не простой разработчик шрифтов, но и крупнейшая шрифтовая корпорация. В ее библиотеке более 130 тысяч шрифтов. Это один из самых больших каталогов, в котором можно приобрести лицензию на шрифт для сайта, для брендбука, для приложения. Например, популярный Avenir Next и сотни других. К этой базе теперь нет доступа. Или есть?

Самые скачиваемые шрифты в 2020 году по версии WebFonts.pro
Самые скачиваемые шрифты в 2020 году по версии WebFonts.pro

Через VPN сайт Monotype по-прежнему доступен. Можно скачать бесплатные версии шрифтов. С оплатой лицензии возникнут сложности, потому что сайт принимает оплату только с международных карт Visa, Mastercard.

Что будет, если дизайнер через VPN скачает нужный шрифт, но не заплатит за лицензию?

Значит, он использует шрифт нелегально. Судебная практика на этот счет неоднородная, но она есть.
Если говорить о зарубежных правообладателях, то у них не всегда хватает ресурса отслеживать использование шрифтов. Например, в 2010 году голландская компания Typotheque совершенно случайно узнала, что Сбербанк использует в рекламных материалах шрифт Fedora с нарушением лицензии. В итоге Сбербанк докупил нужное количество лицензий и дело решили без суда.

Об использовании шрифта Fedora в рекламных материалах банка разработчику написали из сообщества дизайнеров в ЖЖ.
Об использовании шрифта Fedora в рекламных материалах банка разработчику написали из сообщества дизайнеров в ЖЖ.

Если говорить о российских разработчиках шрифтов, то они очень внимательно следят за использованием своего продукта. К примеру, ParaType и «Студия Артемия Лебедева» регулярно публикуют новости о судебных решениях в их пользу.

Для корпораций

Для бизнеса ситуация с ограничением на использование шрифтов тоже не смертельная. Компании, которые уже оплатили лицензию на шрифты, могут ими пользоваться и дальше. А вот если предприятие сейчас захочет использовать в своем софте Tahoma или включить в свой корпоративный брендбук шрифт от Monotype, то не сможет этого сделать.

Еще в 2016 году американский правообладатель отказал НПО «РусБИТех» в покупке лицензии на шрифты Times New Roman и Arial. В итоге российская компания была вынуждена разработать совместно с ParaType альтернативы шрифтов Arial и Times New Roman. Так появились общедоступные шрифты PT Astra Sans и PT Astra Serif.

Для ГОСТов

В 2018 году в России изменили ГОСТ по оформлению документов. Раньше там были прописаны Times New Roman, Calibri, Arial, Verdana, в новой редакции конкретные названия заменили на формулировку «распространяемые бесплатные шрифты». К таким бесплатным шрифтам относится коллекция Google Fonts.

Какие есть альтернативы?

Для всех пользователей самой логичной и безопасной альтернативой остаются бесплатные шрифты. Их можно безопасно скачивать, использовать на сайте и в приложениях, создавать любые материалы, в том числе коммерческие, брать для корпоративных брендбуков.

  • Google Fonts
    В библиотеке собрано более 800 гарнитур. Шрифт распространяется по свободным лицензиям SIL Open Font License.
  • 12 шрифтов ParaType
    Отечественная компания разрешает использовать шрифт и для коммерческих проектов. Запрещено только перепродавать шрифты и сохранять модифицированный шрифтовой файл под оригинальным именем.
  • 11 шрифтов «МойОфис» Компания разработала альтернативные варианты популярных шрифтов от Monotype.

Для дизайнеров, которым требуются гораздо больше шрифтов, остаются доступны другие зарубежные библиотеки.

Adobe Fonts предлагает тысячи шрифтов из более чем 150 текстовых массивов в рамках подписки Creative Cloud.

Предлагают шрифты для коммерческого использования. Сразу на сайте можно оплатить лицензию для десктопа(использование шрифта для логотипов и печатных материалов) или веб-лицензию (использование шрифта в приложениях и на сайте).

В библиотеке более 1200 кириллических шрифтов. Для того чтобы помочь дизайнерам с выбором подходящей лицензии, есть значок «Worry-Free». Он означает лицензию без скрытых условий.

В каталоге 一 около 20 000 шрифтов. Для личного использования есть демоверсии, для коммерческого — ссылки на правообладателя, у которого можно приобрести лицензию.

Корпорациям проще всего использовать или бесплатные гарнитуры, или вложиться в разработку собственного шрифта для использования в рекламных кампаниях, печатной продукции, логотипах. И следить, чтобы требования брендбука исполняли подрядчики. Это позволит избежать неоднозначных ситуаций и судебных претензий.

Таким путем пошел Яндекс. До 2016 года компания использовала шрифт Arial от Monotype. Из-за дорогой лицензии, а также из-за недостаточной "кириллизации" западного шрифта пришла к решению разработать собственный шрифт. Так в 2016 году появился Yandex Sans. Это платный шрифт, но пользователи могут скачать его демоверсию и использовать для личных целей. По данным WebFontsPro, за 2020 шрифт от Яндекса скачали более 65 000 раз.

В целом, никакой катастрофы нет. Ограничения не повлияют на российскую индустрию, в которой далеко не все пекутся о соблюдении авторских прав зарубежных коллег. Дальнейшее развитие событие может быть любым: от откровенного пиратства до «принудительного лицензирования» распространенных шрифтов.

С другой стороны, в России достаточно много компаний и талантливых дизайнеров, которые не только способны разработать аналоги, но и создать качественный продукт под кириллицу.