Найти тему

Нормы речевого и моторного развития у ребёнка от 0 до 6 лет.

Нормы речевого и моторного развития у ребёнка от 0 до 1 года.

0 - рефлексы новорожденного вызываются все, симметричны. Симметричный гипертонус мышц-сгибателей. Жмурится при ярком свете, короткое нистагмоидное слежение за предметом. Вздрагивает при резком звуке. Червеобразные движения пальцев кисти, спонтанный симптом Бабинского - веер на стопе.

1 месяц - плавно следит за движущимся предметом, прислушивается к голосу взрослого, кратковременно приподнимает голову, лёжа на животе. При общении со взрослым издаёт тихие гортанные звуки. Редкие улыбки взрослому.

2 месяца - все безусловные рефлексы новорождённого вызываются, симметричны, но не постоянны. Длительно удерживает предмет в поле зрения. Ищет источник звука. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Крик интонационно выразительный, гуление. Отвечает улыбкой на общение.

3 месяца - угасание рефлексов новорождённого, в том числе автоматической ходьбы. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете. Опора на предплечья лёжа на животе, опора на полусогнутые ноги. Первые направления движения руки к игрушке. Крик с отчетливой интонацией, интонированное гуление. Комплекс оживления.

4 месяца - исчезают рефлексы новорождённого, кроме Кернинга и Моро. Исчезает физиологический гипертонус с верхних конечностей. Рассматривает свою руку. Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Захватывает, рассматривает, переламывает игрушку в руках. При кормлении придерживает рукой грудь матери или бутылочку. Певучее гуление, начинает смеяться. Узнаёт маму, радуется при ее виде.

5 месяцев - исчезают все физиологические рефлексы новорождённого, кроме сосательного. Ровно стоит при поддержке, поворачивается со спины на живот. Лёжа на животе, опирается на ладошки. Берет игрушку из рук взрослого, тянет ее в рот. Гуление с цепочками звуков, смех, хныканье без слез. Реакция оживления или страха. Различает близких и чужих, тон голоса.

6 месяцев - выпрямляет и вытягивает руки в направление опоры при наклоне с рук взрослого к поверхности. Садится, поворачивается на спину. Появляется лепет. Ест с ложки, начинает пить из чашки. Формируется активное внимание, реагирует на своё имя.

-2

7 месяцев - сидит, опираясь на ручки. Ползает на животе. Перекладывает, рассматривает и бросает игрушки. Активно лепечет и на вопрос «где?» ищет взглядом предмет. Хорошо пьёт из чашки, которую держит взрослый. Реакция страха сменяется интересом.

8 месяцев - узнаёт близких на фотографиях. Сидит без опоры, ползает на четвереньках. Встаёт у опоры на колени. По просьбе взрослого выполняет движения ручками под стишок. Использует лепет, как средство общения. Сам держит еду в руке. Простое подражание в игре - берет, стучит, катает.

9 месяцев - переступает, ухватившись за опору. Берет маленькие предметы двумя пальцами. На просьбу «дай» ищет и даёт нужный предмет. Знает своё имя. Интонационно-выразительная имитация фразы с помощью лепетных звукосочетаний. Может сесть на горшок. Подражает в действиях другому ребёнку.

10 месяцев - стоит и ходит у опоры. Может подняться по небольшой лестнице и сойти с неё. Выполняет действия по просьбе взрослого со стихотворением. Показывает части тела другого человека. Повторяет новые слоги за взрослым. Появляется первые лепетные слова «мама, папа». Любит играть с другими детьми.

11 месяцев - уверенно стоит сам, ходит слегка придерживаясь. Делает несколько шагов без опоры. Любит играть с кубиками. Может сложить пирамидку не по размерам колец. Понимает первые обобщения: куклы, мячики. Показывает части своего тела. Появляются первые простые слова: «дай, гав, иди». Понимает слово «нельзя». Избирательно относится к другим детям.

12 месяцев - ходит без поддержки. Выполняет простые просьбы. Может использовать расческу по назначению. На картинке показывает знакомые предметы и героев. Любит слушать сказки с картинками. Произносит 8-10 легких слов, а в пассивном словаре уже 30-60 слов. Пользуется словами «на, дай, вот» для коммуникации. Подбирает предметы по форме.

Не стоит опираться только на эти нормы, так как условия развития детей разные и может быть разница в пару месяцев.

-3

Нормы речевого и моторного развития у ребёнка от 1 года до 3 лет.

1 год 3 месяца - быстро расширяется понимание слов. Подбирает предметы по величине. Повторяет заученные действия в игре: кормит куклу, катает машинку. Долго ходит. Можно сам есть ложкой густую еду.

1 год 6 месяцев - использует простые слова в интересной для него ситуации. Знает 3-4 формы - кубик, пирамидка, мячик, кирпич. Отображает в игре действия взрослых. Перешагивает препятствие приставным шагом. Сам ест ложкой жидкую еду.

1 год 9 месяцев - отвечает на простые вопросы, понимает несложный рассказ. Пользуется фразой из 2 слов. Ориентируется в величине предметов. Может строить башню из кубиков. Частично может одеться.

2 года - имеет около 300 слов в активной речи и 600 в пассивной. Понимает рассказ взрослого. Может сказать предложение из 3 слов «мама, дай кашу». Подбирает по образцу 3-4 цвета. В игре воспроизводит последовательные действия из жизни. Перешагивает препятствие высотой до 20см.

2 года 6 месяцев - начинает задавать вопросы. В речи используется сложные предложения с дополнительными словами. Знает геометрические фигуры и 4 основных цвета. Усложняются сюжетные игры. Может пользоваться карандашом, но пока не рисует, а калякает. Может сам одеться, но без застегивания пуговиц и шнуровки. Умеет аккуратно есть, правильно держит ложку.

3 года - использует сложные предложения, задаёт много вопросов. В активном словаре около 800 слов, в пассивном в 2 раза больше. Появляется сюжетно-ролевая игра. Может нарисовать рисунок, лепит фигурки. Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого. Может вытереть рот салфеткой. Перешагивает препятствие до 30см.

Нормы речевого и моторного развития у детей от 3,5 до 6 лет

3,5-4,5 года
Прыгает на двух ногах, на одной ноге, ноги вместе - ноги в стороны. Копирует круг и квадрат (с неровными линиями), расстёгивает пуговицы, узнаёт перечёркнутые и наложенные изображения. Понимает смысл последовательных картинок и может разложить сам картинки по порядку в соответсвии с сюжетом. Отвечает на вопросы по сюжетной картинке.

Может отстукивать простые ритмы.
Отвечает на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте.
Использует частицы «не», «ни», использует множественное число, прошедшее время. Использует прилагательные и местоимения. Задаёт вопросы «куда?», «почему?», «что там?». Способен вести диалог со взрослым.

Классифицирует предметы по размеру, цвету, форме. Строит по образцу конструктор. Самостоятельно примитивно рисует человечка, собирает кубики Линка (цветные кубики с образцами для сборки). В речи есть местоимения «я», «мое», «ты», «твоё». Знает свой пол. Может налить в чашку воду, не аккуратно. Воображает деятельность в игре, занимает роль.

4,5 - 5,5 лет
Прыгает ноги накрест, ноги в стороны. Режет ножницами бумагу, копирует треугольник, может правильно нарисовать квадрат.
Воспроизводит акцентированные ритмы (2 громко-2 тихо и тд). Может ответить на отвлечённые вопросы «светит ли ночью солнце?». Знает предлоги почти все предлоги. Соединяет простые предложения в сложные.

Может описать свои чувства. Легко заполоняет доски Сегена. Выполняет классификацию картинок (до 5 групп - овощи, дикие животные и тд). Находит 4й лишний предмет, может объяснить. Отгадывает загадки. Складывает картинки из кубиков, рисует человечка с туловищем и в одежде. Делает сюжетные рисунки.

Способен оценить свой поступок. Одевается без посторонней помощи, может различать переднюю и заднюю сторону одежды. Застегивает молнию, пуговицы и кнопки. Сам завязывает шнурки.
Умеет придумывать разные сюжеты в игре, комбинирует их, фантазирует с персонажами.
Появляется понимание абстрактных понятий - дружба, правда, обман, радость, страх.
Овладевает понятиями - больше, меньше, длиннее, ровнее.