Механическая дислалия – нарушение костного и мышечного нарушения периферического речевого аппарата: прогнатия (выдвижение верхней челюсти); прогения (выдвижение нижней); большие губы; укороченная малоподвижная верхняя губа; передний открытый прикус; боковой открытый прикус; макроглоссия (очень большой язык); микроглоссия; нарушение строения зубного ряда; укороченная подъязычная складка; готическое нёбо; низкое нёбо.
80% корректирует ортодонт, остальное логопед (формирует правильный уклад звука, автоматизирует, и часто этот этап очень длительный). Если невозможно скорректировать дефект, то ставится приближённый звук.
Функциональная дислалия - не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, но сами нарушения появляются из-за чрезмерного «сюсюканья», неправильной речи родителей, педзапущенности.
Ринолалия - расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами строения речевого аппарата (травмы, расщелины нёба). Как и при дислалии формируем артикуляционный уклад в дооперационный период.
Дизартрия – нарушается вся звукопроизносительная сторона речи: звуки, интонация, пауза, ударение, темп, ритм, тембр, речевое дыхание.
При дизартрии эффективен логопедический массаж, т.к. нарушается иннервация мышц артикуляционного аппарата, а это приводит к гипер- и гипотонусу.
При дизартрии часто присутствует нарушение моторного планирования, поэтому необходима статичная (тренировка мышц) и динамическая гимнастика (переключение с одной позы на другую).
Артикуляционная диспраксия (эфферентная) - наблюдается нарушение соматогнозиса. Коррекционная работа будет совмещать в себе упражнения на общий и пальцевой праксис и артикуляционную гимнастику.
Речевая слуховая агнозия (ФФН – легкая степень) – сложность дифференциации звуков речи. В тяжелых случаях речь детей похожа на иностранную.
Поэтому важным этапом коррекционной работы при РСА будет развитие фонематического восприятия. При отличном раскладе возможно не придется ставить звуки. Если пропустить этап работы над ФВ, то звук появится, но ребенок будет его заменять, переставлять или вообще не будет использовать.
Виды нарушений звукопроизношения.
Специалисты выделяют 4 типа нарушений.
Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (вместо сова ребенок говорит «ова»), в середине (полосатый — «полоатый») или в конце (укус — «уку»). Если ребенок пропускает звук везде, то ему необходима постановка этого звука, а если только в одном месте, например, в начале, то это нарушение моторного планирования.
Звук может заменяться другим звуком, например:
• «томок» вместо комок (замены звуков, одинаковых по способу образования, но разных по месту артикуляции);
• «това» вместо сова (замена звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования);
• «фахар» вместо сахар (замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов речи);
• «заба» вместо жаба (замена звонких звуков глухими);
• «гочка» вместо кочка (замена глухих звуков звонкими);
• «рядуга» вместо радуга (замена мягких звуков твердыми и твердых мягкими).
Первостепенно будем работать над фонематическим восприятием, и если звук после дифференциации на слух не появился, то будем ставить, как новый.
При искажении вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например:
• вместо звука [р] произносится велярный [р], образующийся при колебании разных участков мягкого нёба, или увулярный [р], при образовании которого вибрирует язычок мягкого нёба;
• вместо звука [с] произносится межзубный [с] (кончик языка не опускается вниз за нижние резцы, а располагается между верхними и нижними резцами);
• вместо звука [л] произносится двугубный [л] (похоже на [в]).
Искажение возникает при дизартрии, при нарушении фонематического восприятия, дислалии и ринолалии.
Смешение звуков — это недостаток речи, который выражается в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи (например, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки произносит — «шанки»); смешение звуков — признак недоразвития фонематического восприятия.
Делаем вывод, перед любой постановкой звуков необходимо убедиться, что у ребенка нет нарушений фонематического восприятия.
На занятиях с детьми мы учим их тому, что есть гласные и согласные звуки, но без фанатизма, так как до школы ребёнку в подробностях знать это не нужно. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произнесении согласных воздух проходит через преграду в виде языка, зубов и губ.
С гласными звуками все понятно. А вот согласные сложнее, так как есть глухие и звонкие (иногда детям в начале работы легче воспринимать слова тихий и громкий). На своем примере показываю, что глухой звук я произношу без участия голоса, при этом тыльную сторону ладошки ребенка кладу себе на горло. И для сравнения сразу же начинаю произносить звонкий звук, тогда горло начинает вибрировать. Потом ребенок пробует на себе.
Более сложный вариант дифференциации звуков – твердый и мягкий. Иногда для восприятия в работе помогает изменение голоса: твердый звук говорит медведь строго, а мягкий звук говорит заяц тонким голосочком, прижимая язычок сильнее к нёбу. И ещё в процессе автоматизации я использую твердые камни для твердого звука, а мягкие помпоны для мягкого звука (как пример).
Для запуска речи мы используем согласные звуки раннего онтогенеза (пост «нормы появления звуков в онтогенезе»), для родителей использую обозначения «свистящие, шипящие звуки, соноры (л,ль,р,рь)».
Профессиональная классификация выглядит так:
Гласные звуки делятся на лабиализованные – у,о (невозможность вытягивания губ в трубочку может быть причиной нарушенного тонуса) и нелабиализованные (а,и,ы,э).
Согласные звуки (по Филичевой Т.Б.) в прикрепленной картинке.
Классификация звуков нужна для того, чтобы понять дальнейший коррекционный путь, чтобы самому прочувствовать, как произносится тот или иной звук. Тогда с легкостью можно объяснить ребёнку, какую артикуляционную позу ему нужно сделать.