Сходство нарушений: В обоих случаях непонимание речи.
Различия:
Ребёнок с СА не связывает звуковую оболочку слова с предметом. Если сказать ребёнку «дай большой мячик», он не поймёт смысла сказанного, для него речь выглядит, как иностранная.
Ребёнок с РСА некорректно слышит все звуки или часть звуков речи. Ребёнок слышит фразу «пей воду из чашки» так «ей дуз шки» может додумать и выполнить какое-то действие.
Детей с истиной сенсорной алалией мало. Чаще на диагностику приходят дети с речевой слуховой агнозией. Улучшения у детей с СА могут появиться через год, с ними очень кропотливая работа, требующая ежедневного повторения материала.
У алалика речь эхолалична. На вопрос «Хочешь молоко?» он ответит «Хочешь молоко?», часто даже повторяя интонацию. Бывает отсроченная эхолалия, когда ребёнок начал говорить заранее услышанную фразу из мультика.
Когда СА компенсируется, эхолалия может сохраняться. На вопрос «Ты будешь сок или компот?» ребёнок ответит «компот», но задумается на несколько секунд, а затем выдаст желаемый ответ.
Пассивный словарь у детей с алалией начинает формироваться с существительных и глаголов в разной форме (но сначала повелительное наклонение - дай, иди).
У сенсорных алаликов плохо сохранен слуховой анализатор, поэтому зрительный часто отлично развит. Таким детям в коррекционной работе подходят фразовые конструкторы (отдельные картинки, вычлененные из сюжетной картинки), как для нас субтитры в обучении иностранного языка.
Коррекционная работа при сенсорной алалии и речевой слуховой агнозии.
Работа в обоих случаях будет начинаться с развития фонематического восприятия:
неречевые звуки
музыкальные инструменты
сила, высота, тембр голоса, ритмы
определение длины слова
работа над речевыми звуками в такой последовательности: слова, слоги, звуки, сложный анализ и синтез звуков.
Если не работать над анализом и синтезом, ребёнку будет тяжело в школе, так как программа там намного сложнее дошкольной.
В работе с сенсорной алалией мы делаем больше упор на глаголы, упражнения на развитие слухоречевой памяти (сыпь из чашки, лей из чашки). Тренируем с ребёнком условно-двигательную реакцию (прыгай, когда услышишь стук).
С детьми с РСА делаем упор на различение схожих слов, квазиомонимов (лак, мак; дверь, зверь). Сначала показываем и называем предметы, а потом спрашиваем «покажи, где дверь?». Берём мячики и даем инструкцию «кидай, когда услышишь МАК». Перечисляем похожие слова, и не обязательно они должны что-то обозначать, это может быть и набор букв (так, пак, бак, МАК - ребёнок кидает мяч). По такому же принципу работаем со слогами и звуками на следующих этапах.
Насколько развито фонематическое восприятие проверяем даже перед постановкой звуков, потому что ребёнок этот звук может просто не слышать. И если есть проблема, то коррекцию начинаем с формирования фонематического восприятия и слухоречевой памяти (топай на звук С, хлопай на звук Ш; на листе бумаги - мишка в правом углу сверху или в левом углу снизу?).
Также перед обучением падежных окончаний нужно проверить различает ли ребёнок их на слух.
Диагностику с неговорящими или говорящими детьми мы начинаем всегда с проверки понимания неречевых звуков. Это дает нам понять, в каком направлении двигаться в коррекционной работе.