Найти тему
Восьмой хомлин

Правильное восприятие информации

Поговорим о том, как надо правильно воспринимать информацию, особенно если используются какие-либо цифры.

Очень часто, рассказывая о каком-либо событии или доводя какую-то информацию, для подтверждения и придания большей достоверности нам демонстрируют некие цифры. Например, 19.04.2022 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовала данные очередного социологического исследования. Для тех, кто не в курсе, данная организация специализируется на проведении общественных опросов и оценке общественного мнения. Акции данной конторы на 100% принадлежат государству. Итак, часть выводов:

По мнению 88% россиян, нацистские организации на Украине существуют.

Граждане считают, что украинские нацистские организации представляют угрозу для России и российских граждан (76%), 14% придерживаются противоположной позиции, 6% затруднились с ответом, 4% не отвечали на этот вопрос.

Вроде бы всё правильно. И вот уже большинство масс-медиа активно перепечатывают данные. Цепляет только этакое лёгкое обобщение – столько-то процентов россиян. Прям всех? Тогда меня пугают 12% россиян, считающие, что нацистских организаций на Украине нет. Ведь это 17 с лишним миллионов наших граждан! Так много? А 14% которые не видят угрозы в данных организациях? Кто эти 20 миллионов «на расслабоне»? Они что, восемь лет телевизор на включали?

Все гораздо проще. И ВЦИОМ по этому поводу поясняет, что выводы сделаны исходя из ответов 1600 респондентов по телефону. Телефоны выбраны случайно, да и люди получается случайные. И вот так становится гораздо спокойнее. Это всего 192 абонента и не более. И не факт, что только россиян.

Рассмотрим другой пример. Инфляция. Почти постоянно слышу возмущения земляков, что там они на верху что-то не так считают. Какая инфляция в 6%, если сахар подорожал в 2 раза, мясо в 1,5, бензин дороже каждую неделю на рубль, а то и два, коммуналка поднялась на 10%? Сразу поясню, данные цифры оспаривать не надо и доказывать, что сахар подорожал в 3 или 2,5 раза. Цифры в данном случае только показывают, что в магазине мы видим рост гораздо больше, чем озвучивает Росстат и ЦБ. С этим, я думаю, все согласны.

Давайте разбираться. Инфляция — это обесценивание денег из-за роста цен на товары и услуги. Её уровень рассчитывается исходя из индекса потребительских цен на потребительскую корзину, для расчета которого используется формула Ласпейреса. В ней количество потребленных товаров и услуг в некий базовый период умножается на цену в базовый период и в текущий. Непонятно? Согласен – воспринимается для большинства плохо.

Рассмотрим на примере большой семьи. В прошлом году совокупно семья съела мяса 500 кг, рыбы 300, птицы 400. Ну и остального всего. Оплачивала коммунальные услуги. Дедушка с бабушкой съездили в санаторий. Глава семейства торжественно отметил со всей семьей юбилей в дорогом ресторане. Сыну на окончание института купили подержанное авто. Дочь после успешного учебного года отправили отдохнуть за границу. Вся расходная часть семейного бюджета составила положим 5 млн. рублей. Он сложился и из мяса по 300 рублей, которого съели аж 500 кг. И из прочих расходов.

Прошел год. Доходы не выросли. Цены на продукты выросли на 50%, но семья есть меньше не стала. Услуги ЖКХ подорожали на 20%. Но их приходится оплачивать. А вот с санаторием у старшего поколения получился облом, юбилей мама отметили скромно, в семейном кругу. Сын хотел поменять машину, но из-за роста цен на авто, пока отказался. Дочь отдохнула на прополке грядок в огороде. И опять расходная часть – 5 миллионов рублей. Угадайте, какой будет индекс изменения данной потребительской корзины? Правильно – ноль! Соответственно и нет инфляции статистической, а фактически ваши 5 млн. утратили свою покупательную способность.

Мне лично это напоминает старый анекдот, когда пьющего мужика лишают премии и сынишка его спрашивает:

- папа, теперь ты будешь меньше пить?

- нет, сынок, теперь вы будете меньше есть!

Ежедневно, в каждой новостной ленте нам рассказывают, как поменялись курсы основных валют, как изменилась цена барреля нефти марки Brent. Большинству это не говорит ни о чём. А оно нам надо?

И заканчивая, напомню. Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Будьте осторожней с выводами. Берегите себя и ваши нервы!