Просто невозможно не заметить, насколько в последнее время увеличилось количество массовых обзвонов абонентов, и совершенно не имеет значения, к какой сети принадлежит ваш номер – звонят на любые номера и порой несколько раз за день. Это раздражает, утомляет и просто очень мешает, настолько, что некоторые пользователи вынуждены менять номера. Иногда звонящие – это действительно представители компаний, которые просто используют очень сомнительную схему для продвижения своих услуг и продукции, а порой можно нарваться и на случаи телефонного мошенничества. Так что же делать с нежелательными звонками? Попробуем найти ответы на этот вопрос.
Кто звонит и зачем?
Давайте сначала разберёмся - от кого поступают все эти нежелательные звонки и с какими целями, потому что вариантов может быть несколько:
- Мошенники. Схемы обмана по телефону постоянно меняются и совершенствуются. То, что работало несколько лет назад, уже практически неактуально на сегодняшний день, но зачастую в новостных сводках появляется свежая информация о том, как был обманут очередной житель Забайкалья, доверившись позвонившему ему незнакомцу.
- Компании, которые навязчиво предлагают свои услуги – подключить интернет, успеть купить по скидке ювелирное украшение, записаться на курсы английского языка и так далее.
- Массовый обзвон для актуализации базы данных. На некоторые входящие, даже если ты берёшь трубку, в ответ можно услышать тишину либо просто увидеть сброс звонка. Чаще всего такие прозвоны делают роботы, чтобы отфильтровать активных и неактивных абонентов. Потом кто-то эту базу данных перепродаёт, такие объявления можно найти на просторах интернета.
- Коллекторы. В случае, если вы недавно взяли номер, он наверняка до вас был в пользовании другого абонента. Бывают случаи, когда человек сменил номер, а другой человек после приобрёл сим-карту с тем же номером. И если прежний пользователь брал кредит, указав старый номер, то звонить, конечно, будут новому владельцу сим-карты. А иногда коллекторы достают людей, чей номер указал знакомый во время оформления кредита. Но это уже отдельная тема.
Откуда в базе данных ваш номер?
Иногда абоненты сами предоставляют свой номер различным компаниям. Запись к врачу, покупка абонемента в фитнес-центр или скидочная карта в магазине одежды/обуви/продуктов – для всего этого требуется контактный номер. Случается так, что иногда хакеры получают доступ к базам данных.
По информации портала «НГС.ру» собирать и продавать данные могут некоторые приложения.
Ещё один вариант распространения личного номера, когда абонент «засветил» его, публикуя объявление о покупке/продаже чего-либо в социальных сетях, либо на специальных сайтах с объявлениями. Иногда контактный номер люди указывают прямо на личной странице в интернете. В том случае, если профиль не закрыт, ваши данные может скопировать кто угодно.
Что можно сделать по закону, чтобы защитить себя от массовых обзвонов?
На этот и ещё ряд других вопросов «Гуранке» ответила Вера Арясова, юрист Бюро защиты заемщика.
- Чаще всего звонки со спамом поступают из ресурсов, которыми вы когда-либо пользовались. Чтобы избежать нежелательных звонков при регистрации на сайтах, указывайте свой номер телефона, только в тех случаях, когда действительно в этом есть острая необходимость. Обязательно читайте пользовательское соглашение, там, как правило, указывают дальнейшую судьбу ваших данных. В случае, если вы чётко уверены, что не оставляли звонящим свой контактный номер телефона, можно смело обращаться с заявлением в Роскомнадзор, где за незаконную обработку ваших персональных данных, звонящую организацию могут привлечь к ответственности и обязать выплатить штраф, помимо этого вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу за привлечением к ответственности за нарушение закона «О рекламе», в этом случае штраф будет в разы выше.
На сайтах крупных организаций, например, сети ювелирных салонов, которая использует массовый обзвон, имеется вкладка «Отписаться от рассылок», таким образом, вы оградите себя от нежелательного информирования, но только у конкретных операторов. К сожалению, нет единого ресурса, в котором можно было выразить свой отказ от поступающих входящих звонков от так называемых спамеров.
Вы можете записать телефонный разговор, затем взять у оператора сотовой связи детализацию телефонных звонков, для подтверждения того, что именно на ваш номер телефона поступил звонок. Это необходимо поскольку именно вам необходимо доказать факт рекламы. Роскомнадзор либо ФАС привлекает звонившего, чаще всего, к административной ответственности с назначением суммы штрафа, вы должны понимать, что штраф выплачивают не вам, а в доход государства.
Ещё одним дополнительным вариантом защиты личных данных может стать наличие второго номера телефона. Не оставляйте тот номер, который используете чаще всего. Можно завести отдельную сим-карту для тех случаев, когда необходимо указать контактные данные, а использовать этот номер периодически и только по необходимости. Но, конечно, такой вариант подойдёт не всем.
Что делать, чтобы ваш номер не попал в базу данных?
А если не заводить вторую сим-карту для магазинов и различных услуг, тогда как сделать, чтобы номер не оказался в чьей-либо базе данных? И вообще, реально ли такое в эпоху приложений и развития интернет-технологий?