Многих людей преследуют переживания, касающиеся их увлечений. Влюбленные, к примеру, переживают о взаимности своих чувств. Игроки переживают, что не смогут выиграть. А филателисты беспокоятся за сохранность коллекции старых баварских марок. Иногда переживания настолько сильны, что выливаются в страхи и фобии.
Что такое фобия? Свободные источники говорят, что это иррациональный, неконтролируемый страх. Такой страх сопровождается переживанием человеком излишней тревоги и беспокойства в определенных ситуациях. Можно ли называть страхи человека, увлеченного парфюмерией, фобиями? Я долго думала над этим вопросом и пришла к выводу, что и да, и нет. Однако будем называть страхи парфманька этим словом просто потому, что оно в два раза короче.
Фобия первая - страх, что любимый парфюм закончится или его снимут с производства.
Многим из вас знакомо это чувство, не правда ли? Когда рядовой парфманьяк находит то, что в последствии гордо называет своим ароматным "Я" - начинается что-то невообразимое. Он плохо спит по ночам, мысленно подсчитывая количество распылений, сделанных из флакона за месяц. Если флакон непрозрачный, увлеченный человек обзаводится высокоточными кухонными весами и с помощью трехэтажных формул высчитывает точный остаток. Когда парфманьяку надоедает чахнуть над своим сокровищем, он решает это самое сокровище приумножить. Флаконы обожаемого парфюма размножаются на полке методом почкования, пока в шкафу не заканчивается место. Немного утрированное описание, но общий смысл понятен.
Фобия вторая - страх, что парфюмы из вишлиста подорожают.
Одни парфманьяки склонны к импульсивным покупкам, а другие все четко планируют и составляют так называемый список желаний. Утро такого человека начинается не с кофе, а с мониторинга интернет-магазинов, всевозможных пристроев и барахолок на наличие духов из списка желаний по приятным ценам. Ничто так не пугает предприимчивого парфманьяка, как резкое подорожание ароматов из вишлиста. Страх подорожания, как никогда актуальная фобия.
Третья фобия - страх, что парфюмерные запасы испортятся.
Мы годами запасаемся любимыми духами, как вороны утаскивая все "блестящее" в свое гнездо. И ничто так не пугает обладателя сотни флаконов, как перспектива протухания чего-нибудь из коллекции. Спешу обрадовать - некоторым из моих парфюмов более 10 лет и они по прежнему в полном порядке. Со временем запах из флакона и правда меняется, но сказать, что парфюм становится непригодным для использования нельзя. Некоторые ароматы с годами даже становятся краше. Прямо как хорошее вино. Но фобия имеет место быть.
Четвертая фобия - страх нарваться на подделку.
Мы не любим оставаться в дураках, такова человеческая природа. Нам неприятно осознавать, что кто-то разжился за наш счет. Вдвойне неприятен такой расклад для парфманьяка. Ведь покупая очередные духи мы приобретаем не жижу в склянке, а эмоции. Представьте себе разочарование от покупки подделки. Страх столкнуться с этим разочарованием породил много фобий в умах парфлюбителей. Некоторые из фобий переросли в конспирологические теории, что везде подделки и оригинальных духов на постсоветском пространстве нет.
Пятая фобия - страх потерять интерес к духам.
А это единственная из парфюмерных фобий, которая до сих пор со мной. Я обожаю парфюмерию и боюсь ей "переболеть". Я наблюдала нечто подобное у одной из своих знакомых: она любила духи, а потом интерес иссяк. Теперь у нее нет хобби и это так грустно. Я хочу, чтобы увлечение парфюмерией осталось со мной надолго, ведь оно приносит радость и удовольствие. Иногда я ловлю себя на мысли, что давно не обоняла ничего интересного. Благо духов в в мире, как рыбы в море. Подолгу скучать мне не приходится.
Есть у меня еще один страх - что кто-нибудь придет ко мне домой и подсчитает, сколько денег я потратила на парфюмерию. Мне не жалко денег, я легко с ними расстаюсь. Но вот длинные цифры меня расстраивают. Ладно, это все шутки. Жалеть нужно не деньги, а упущенные возможности.
Интересная вещь получается: фобиям присущи иррациональность, неконтролируемость и устойчивость. Значит регулярные переживания человека, имеющего в запасе 10 флаконов одного и того же парфюма, что он закончится - это фобия? Ну не рационально ведь бояться, имея такой запас? Но фобия - это тревожное расстройство. В большинстве случаев это понятие имеет мало общего с "фобиями", описанными в данной статье. Хоть связь и прослеживается.
Есть ли у вас парфюмерные "фобии"? Может вы от каких-то из них избавились? Пишите в комментариях.