13K подписчиков

Русские сезоны — детям

192 прочитали

#дягилев150

Сложно представить, каким был бы мировой музыкальный театр, если бы Сергей Павлович Дягилев нашел себя в чиновничьей службе, перспективу которой открывала учеба на юридическом факультете Петербургского университета. Если бы не случилось организованных им судьбоносных встреч, знакомства европейской публики с шедеврами русского искусства, не были выпущены задуманные им спектакли или выпало хоть одно звено из двадцатилетней цепи идей и авангардных свершений, опережавших моду.

Лебедь. Прима-балерина Мариинского театра Екатерина Кондаурова
Лебедь. Прима-балерина Мариинского театра Екатерина Кондаурова

Главным делом жизни Дягилева оказался балет. После триумфальных Русских сезонов в Париже с показами русских балетных спектаклей он создал труппу «Русский балет Дягилева», ставшую центром притяжения самых передовых замыслов хореографов, композиторов, художников. Принесли первый успех и создали имя дягилевскому проекту сочинения Михаила Фокина. Несколько лет этот балетмейстер регулярно удивлял зрителей очень разными новинками, каждая из которых чутко раскрывала индивидуальности артистов. Сочиненный им, почти сымпровизированный «Лебедь» стал визитной карточкой Анны Павловой, украсившей своим гением первый Русский сезон.

Видение розы. Вторая солистка балета Мариинского театра Яна Селина
Видение розы. Вторая солистка балета Мариинского театра Яна Селина

Миниатюра «Видение розы» во всей красе представила феноменальный полетный прыжок Вацлава Нижинского и нежную женственность Тамары Карсавиной. Новый этап пластических поисков в труппе Дягилева открыла постановка Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна». Громкий скандал, разразившийся на премьере, навсегда ассоциативно связал прелюдию Дебюсси со смелым экспериментом, и каждое новое обращение хореографов к этой музыке волей-неволей становится вызовом. Не исключение – и работа Максима Петрова, представляющего свою интерпретацию известного сочинения Дебюсси.

«В новом балете нет фавна, нимф, античности, Бакста, Русских сезонов, – говорит постановщик, – а есть портреты нескольких людей, современных и непохожих друг на друга».

Ольга Пудова в роли Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»
Ольга Пудова в роли Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Дягилевской славе балетного законодателя мод предшествовала успешная кампания представления в Париже русской музыки. В 1907 году в программе концертов на сцене Парижской оперы были исполнены фрагменты из опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. «Князь Игорь» и после появлялся в дягилевской афише: в 1909-м исполнялись «Половецкие пляски», а в 1914-м в Лондоне был полностью показан спектакль с Федором Шаляпиным. Исключительный успех Шаляпина еще в первых организованных Дягилевым в Париже концертах, когда великий бас исполнял не только арии из опер, но и песни Мусоргского, укрепил импресарио в мысли о необходимости расширения репертуара и показа в Европе не просто отдельных сцен, а целых спектаклей.

Программа концерта 24 апреля – напоминание об удивительной смелости и художественной интуиции Сергея Дягилева, оммаж мастерству и таланту сотрудничавших с ним артистов.

Текст Ольги Макаровой

#мариинский театр