БЕСЕДЫ О ТОЛКИНЕ. ЧАСТЬ 3.
В ЧЁМ СУТЬ ПРИЧИННОСТИ СВОБОДЫ ВОЛИ У ТОЛКИНА
В связи с проблемой Зла, о которой шла речь в предыдущей заметке, возникает и ещё одна проблема – свободы воли у человека в представлении Толкина. Если Зло является таким абсолютным, то свободен ли человек? Может ли он изменить свою судьбу. Или вынужден будет подчиняться Злу, которое порой кажется во «Властелине колец» абсолютным?
Рассуждая о свободе воли, Толкин, в интерпретации Г.Д. Паксютова, противостоит механицистской концепции детерминистов, где человек оказывается лишён воли.
Толкин обращается, исходя из христианской интерпретации, к проблеме Судьбы и Падения. Так, нуменорцев погубило непослушание воле Эру и страх смерти. Утратив покой они пытались продлить жизнь и предались массовым увеселениям и роскошествам. Они отреклись и от дружбы с эльфами, и от почитания валар (15 свободных духов) и поклонения Эру. Более того, они сделались захватчиками и начали совершать завоевательные походы. Последний король острова Аль-Фаразон даже объявил войну Саурону. Тот притворился побеждённым и был увезён в Нуменор, где вскоре сделался главным советником Ар-Фаразона. Под влиянием Саурона Ар-Фаразон обращается к почитанию Тьмы и её владыки Моргота. Так Толкин показывает, что порой могущество и нравственное растление могут идти рука об руку.
Наконец Саурон подстрекает Фаразона к войне против валар. Но нуменорцы отступили от воли Эру. И их ждала гибель, а сам Нуменор был затоплен…
Г.Д. Паксютов здесь делает вывод, что история Нуменора – урок всем тем, кто надеется, что техническое могущество в конечно счёте позволит человеку стать господином собственной судьбы. За преступлением неотвратимо следует воздаяние. Попытка перекроить порядок мироздания под собственные прихоти приводит к горю и гибели…
Во «Властелине колец» также существует проблема судьбы и падения. Например, в рассказе об Исилдуре, присвоившем себе Кольцо Власти. Этот поступок повлёк гибель Исилдура и навлёк неприятности на основанные им королевства – Гондор и Арнор. Искупать вину своего пращура пришлось Арагорну.
Но так или иначе, люди обладают свободой воли, в отличие от орков и троллей. Свободную волю личности может дать только Эру. Путь зла, это путь зависимости, утраты свободы, что показывают истории назгулов и Горлума. В свою очередь, Эру даёт людям свободу. Но они поступают часто во вред себе.
В целом же у Толкина герои понимают, что им, возможно, не дано изменить порядок вещей, но они стремятся сыграть на сцене наиболее яркую роль.
Рассуждая в письмах о неудаче Фродо с кольцом около Роковой Щели (Саммат-Наур) Толкин отмечает, что в конечно счёте, полностью сопротивляться злу не способен ни один человек. В принципе Фродо действительно итак сделал уже много, дойдя до Роковой Щели. А дальше уже судьбой Средиземья распорядилась Иная сила (Эру, Единый).
С точки зрения Толкина, каждый человек имеет несовершенную, склонную к греху природу. Каждый может встретиться с искушением, преодолеть которое ему не по силам. Спасение, благой исход судьбы зависит от сотрудничества, сопряжения двух сил: усилий человека и направленной как бы ему на встречу благой воли Творца.
Развязка «Властелина колец», таким образом, возвращает читателю ощущение несовершенства человеческой природы и связанной с ним нужды в скромности, смирении, милосердии.
На роль в повествовании Божественного Провидения указывает и беседа мага Гэндальфа и Фродо в самом начале повествования. Маг рассказывает Фродо о Кольце Власти. Говорится и о том, что Бильбо был избран найти в Мглистых горах Кольцо Власти.
Затем маг говорит, что и Горлум ещё сыграет свою роль. А жалость Бильбо может спасти многих.
Таким образом, для действия Божественного вмешательства необходимо сотрудничество со стороны человека, выраженное в добрых делах, духовном подвиге, а также в милосердии и прощении.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Паксютов Г.Д. Толкин и скрытые смыслы «Властелина колец». М., 2021.