Найти тему

Партизанские операции на оккупированных территориях, и как они проходили

Ни для кого не секрет, что партизаны играли большую роль во время Великой Отечественной войны. В основном партизаны на оккупированных немцами территориях занимались нарушением коммуникаций, подрывом складов, уничтожением некоторых групп противника и др. Отдельно стоит остановиться на пункте “нарушением коммуникаций”, поскольку это сыграло серьезную роль во время Великой Отечественной войны.

В Советском союзе большая часть транспортной нагрузки ложилась на железные дороги: подрыв советскими партизанами рельс означал остановку состава поезда на несколько часов, а порой даже и суток. В некоторых случаях это играло колоссальную роль, поскольку на поезде могло находиться важное для немцев подкрепление, направляющиеся прямо на передовую. Кроме этого, такие диверсии оказывали и серьезное психологическое воздействие на солдат вермахта, что серьезно понижало боевой дух нацистов.

Партизаны. Источник изображения:http://school30.roovr.ru/shkolnaya-zhizn/2020-god-pamyati-i-slavy/ekspeditsiya-pamyati/partizanskiy-kray/
Партизаны. Источник изображения:http://school30.roovr.ru/shkolnaya-zhizn/2020-god-pamyati-i-slavy/ekspeditsiya-pamyati/partizanskiy-kray/

Несмотря на все плюсы совершения диверсий на железнодорожных путях, такие мероприятия до 1943 года проводились довольно редко: нехватка бомб, а также неумение их правильно устанавливать – вот основные причины малого количества подрывов железных дорог в тылу врага. О проведении специальной операции по подрыву железнодорожных коммуникаций заговорили только после победы в Курской битве.

15 сентября 1943 года началась операция “Рельсовая война”. Суть операции заключалась в том, что партизанские отряды, обеспечивающиеся бомбами и специалистами, должны были массово устраивать диверсии на железной дороге (и не только), не давая врагу подтянуть резервы, которые немцы использовали бы при попытке остановить развивающиеся наступление Красной Армии. Операцию провели успешно: движение немецких поездов (на некоторых участках) остановилось примерно на половину месяца. Все это помогло советскому командованию осознать, что для дальнейшего наступления на необходимо будет провести подобную операцию.

Источник изображения: https://istoriarusi.ru/cccp/relsovaya-partizanskaya-voyna-1943.html
Источник изображения: https://istoriarusi.ru/cccp/relsovaya-partizanskaya-voyna-1943.html

К выполнению операции с кодовым названием “Концерт” привлекались партизаны из разных областей, а общее их количество составило около 120 тысяч человек. От операции “Концерт” ожидали того же, что и от операции “Рельсовая война”, однако новая операция с первых дней пошла не по плану: из-за погоды нужного количества взрывчатки (которая доставлялась на самолетах) доставить не удалось. Тогда было принято решение перенести начало операции с 19 сентября на 25 сентября, но не все партизанские отряды смогли остановить начало, поскольку некоторые из них уже находились на местах диверсии и заложили бомбы. В результате, пусть и не официально, но операция по сути началась 19 сентября.

Командующий операцией полковник НКВД Илья Старинов, долгое время пытался уговорить командование сместить фокус удара с рельсов на эшелоны и мосты. По мнению Старинова, это должно было повысить эффективность операции, уничтожив при этом множество паровозов, которых у Германии находилось довольно мало. Несмотря на все усилия Старинова, его не послушали.

Результат работы партизан. Источник изображения https://waralbum.ru/339271/
Результат работы партизан. Источник изображения https://waralbum.ru/339271/

Операция “Концерт” прошла почти так же гладко, как и операция “Рельсовая война”: коммуникации немецкого тыла были серьезно нарушены, а войска, охранявшие железнодорожные пути, начинали устраивать панику едва услышав взрыв. По подсчетам, интенсивность немецких железнодорожных перевозок снизилась на 40%, а на некоторых участках движение и вовсе было остановлено.