В традиционной китайской культуре важное место отводилось музыке - по-китайски – юэ́. Однако понятие «юэ» обозначало не только музыкальное искусство, но и «искусство вообще», а также всё прекрасное, гармоничное, изящное, хорошо организованное (сотворённое). Таким образом, в самом этом названии отражалось особое отношение китайцев к музыке, как к одной из высших форм художественной и духовной деятельности человека.
В глубокой древности музыка в Китае рассматривалась как часть магических ритуалов и, в этой связи, ей придавалось особое, сакральное значение. Древние китайцы были уверены, что с её помощью можно воздействовать на вселенную – например, вызывать дождь, влиять на рост растений, общаться с духами предков и т.д. Неверно исполненная песня-заговор, не вовремя воспроизведенный звук (например, бой барабана или звон колокола) и т.д., по мнению китайцев, могли нарушить природное (космическое) равновесие, что влекло за собой непоправимые последствия. Именно поэтому уже в глубокой древности были заложены традиции музыкального исполнительства, которые позже превратились в каноны.
Способствовали возрастанию значения музыки в глазах государства также традиционные религиозно-философские учения Китая – конфуцианство, даосизм и дань-буддизм. Так в даосизме и буддизме подчёркивалось мистическое воздействие музыки на человека.у уже в глубокой древности были заложены традиции музыкального исполнительства, которые позже превратились в каноны.
Конфуций же считал, что музыка (также, как и поэзия) является мощным гармонизующим фактором в воспитании личности, и подчеркивал важное её значение во время проведения обрядов и ритуалов. Философ говорил, что прекрасная музыка обладает строго определенной структурой, которую нельзя нарушать, как нельзя преступать Закон. Таким образом, Конфуций видел в ней одно из средств управления личностью и государством.
Такое понимание музыки заставляло её теоретиков пытаться найти соответствия отдельных элементов музыкального языка (звука, гармонии, тембра, лада, строя и т.д.), а также видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-иерархической структурой общества.
Самое большое распространение получила в Китае музыкальная система «люй-люй» (название переводится как «строй», «мера»). Её основой был 12-ти тоновый звукоряд, в котором каждый звук в отдельности, и все они вместе воспринимались символически. Так, 12 его тонов соответствовали месяцам года, знакам зодиака 12-тилетнего цикла, а также выражали смену часов в сутках. Все нечётные ступени звукоряда воплощали представление китайцев о тёмных, тяжелых силах Земли – Инь, в то время как чётные воспринимались светлыми, лёгкими, активными воплощениями сил Неба – Ян.
Однако из 12-ти звуков «люй-люй», особенно важными китайцы считали пять, расположенных в определённой интервальной последовательности.
Если у вас есть под рукой клавишный инструмент, вы можете воспроизвести эту последовательность, , играя на нём только по чёрным клавишам.
Такой звукоряд получил название пентато́ника. Именно использование пентатоники придаёт китайской музыке такое своеобразие и неповторимую «окраску», которая делает её легко узнаваемой для нашего слуха. Эта пятизвучная «китайская гамма» стала основой музыкального языка Китая и впоследствии получила распространение во всех странах Дальнего Востока.
Пять звуков пентатоники также несли определённую символическую нагрузку. Каждый звук пентатоники получил своё название: 1 – «дворец»; 2 – «совет»; 3 – «рог»; 4 – «собрание»; 5 – «крылья». Кроме того, этот звукоряд связывался с пятью основными цветами, планетами, сторонами света, первоэлементами и др. Следует отметить, что число «пять» у китайцев считалось священным и воспринималось как сакральное.
Китайцы, любившие систематизацию и строгие правила, фиксировали важнейшие принципы музицирования в трактатах. Была ими разработана и система нотной записи, в основе которой были иероглифы. Такая система функционирует в этой стране до сих пор, наравне с общеевропейской нотацией.
Наравне с древнейшей - вокальной формой музицирования в Китае развивалось и инструментальное исполнительство. Это обусловило создание множества различных инструментов, а также появление инструментальных оркестров.
Их характерной чертой была ошеломляющая многочисленность - от 300 до 800 исполнителей. Инструментарий включал свыше 100 разновидностей музыкальных инструментов, среди которых особая роль принадлежала ударным, из-за их взаимосвязи с древнейшей религиозно-обрядовой стороной музыки.
В связи с отношением к музыке, как мощному инструменту гармонизации общества, в Китае, ещё в древние времена, была разработана строгая система различного рода придворных мероприятий, ритуалов и церемоний, где музыка была необходимой частью их проведения. Разумеется, вся она строго регламентировалась, изучалась и классифицировалась.
В период правления династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.) в Китае учреждается специальное Музыкальное ведомство. При нём начинает функционировать, возможно самая первая в мире, музыкальная школа-семилетка :), которая готовила профессиональных музыкантов и танцоров. Теоретики этого ведомства проводят и классификацию образцов музыки, разделив народную - минчан, и классическую, то есть правильную -придворную - яюэ.
А в 112 г. до н.э. при императорском дворе открывается так называемая "Музыкальная палата" - "Юэфу", в ведомство которой входила и подготовка придворных музыкантов, и регламентация исполнения музыки во время церемоний, и работа над созданием теоретических трудов по музыке.
Естественно, что умение играть на музыкальных инструментах со временем стало признаком образованности и принадлежности к элитарным кругам.
Нужно отметить, что музыка в Китае, зачастую выступала основой синтеза искусств, включавших, собственно музыкальную часть, а также танцевальное и театральное мастерство. О том, как этот синтез воплощался в китайском традиционном театре читайте в следующей статье.