Отличительная черта великого комика — способность вызывать безудержный смех. Так всегда было, так всегда будет.
Стендап не может вызывать смех каждую секунду, так как состоит из слов, а нужно время, чтобы их все произнести. Но каждые несколько секунд может. Хороший тому пример — отрывок Луи С. К. про игру в «Монополию» с шестилетней дочерью.
Я порой играю с детьми в «Монополию»; это прикольно. Моя девятилетняя дочь реально умеет играть в эту штуку. Моя шестилетка уже прекрасно понимает, как играть, но она еще не доросла эмоционально, чтобы стойко сносить неизбежный проигрыш в каждой игре в «Монополию». Ведь каждый раз проигрывать так тягостно, это омрачает все вокруг. Это вам не в «Карамельный замок» проиграть. «О-ох, малышка, ты опала на клеточку жвачной спиральки и недотянула до финиша». Но когда она проигрывает в «Монополию», я смотрю в ее маленькое личико и такой… «Итак, вот как мы поступим. Вся твоя собственность… все, что у тебя есть… все железнодорожные компании, все твои дома, все твои деньги… теперь это все мое. Придется все отдать. Давай-ка сюда. Да-да, вот так. Нет, нет, ты не можешь больше играть, видишь ли, хоть ты и отдаешь мне вот это вот все, это даже рядом не стояло с тем, сколько ты реально мне должна. Даже рядом не валялось, детка. Ты практически идешь ко дну, согласен, неприятненько. Все, что ты зарабатывала весь день, теперь это мое… и я собираюсь все это использовать, чтобы уничтожить твою сестру. Я серьезно, я ее уничтожу. Ее ждет бойня на этом поле».
Так как аудитория привыкла, что профессиональный комик своим выступлением смешит больше четырех раз в минуту, они приучены смеяться так же часто и в комедийном клубе. Правда, это не работает с альтернативной комедией и на площадках для сторителлинга , где зрители хотят услышать захватывающую историю или провокационную точку зрения. Но в телевизионных комедийных шоу и клубах зрители горят желанием часто смеяться, поэтому стендапкомики не должны забывать про соотношение «смех в минуту». Обычно в среднем они нацелены услышать смех в зале по меньшей мере четыре раза в минуту. Чтобы этого добиться, материал выстраивается по плану сетап (заход шутки) — панчлайн (добив шутки). Сетап — панчлайн — это структура. Некоторые новички путают структуру и содержание. Они считают шутки такой структуры по определению избитыми и банальными, как, например, эта:
Сетап: Слышал, что Золушку выперли из баскетбольной команды? Панчлайн: Ага, она все время теряла кроссовок.
Давайте разберем ее. Сетап — это необходимая информация, которая нужна зрителям, чтобы до них дошел смысл панчлайна.
Важная часть искусства и ремесла написания комедии — способность обнаруживать и убирать слова, которые не нужны, чтобы вызвать смех. Первое, что делает автор, чтобы добить шутку, укорачивает ее.
Если длинный сетап усиливает напряжение и окупается громким смехом в конце, то это нормально. Если твоей шутке не нужно напряжение в сетапе, пусть эта часть будет короткой. Самый лучший способ сократить сетап — убедиться, что он посвящен лишь одной теме.
Подведем итог по сетапу
В общей сложности, вот атрибуты хорошего сетапа:
• он лаконичный;
• в нем явно прослеживается одна тема; • он отражает твое отношение к теме;
• он сразу влечет за собой панчлайн;
• он сохраняет интригу панчлайна.
Панчлайн
Панчлайн — это то, что вызывает смех. В стендапе он обычно выражен словами. Но это также может быть выражение лица или звуковой эффект. Слово «панчлайн» несет в себе совет праотцов комедии. Тебе следует добить смешную реплику, сделать на ней громкий акцент, прояснить зрителям, где именно они должны смеяться.
Панчлайн должен быть коротким. Как только до зрителей дойдет смысл шутки, они захотят смеяться. Если панчлайн продолжится после того, как шутку поняли, ты перебьешь звучащий смех и сможешь его совсем уничтожить. Ситуацию легко исправить. Закончи свой панчлайн там, где рассмеялись зрители.
Панчлайн обычно удивляет. Это получается за счет неожиданного изменения твоего отношения на пути от сетапа к панчлайну
Подведем итог.
Хороший панчлайн:
• короткий;
• неожиданный;
• отчетливо выражает твое отношение.
Существует интересная вариация формата «сетап — панчлайн». Называется свиток. В этом случае за сетапом идет целый ряд множественных панчлайнов, и все они относятся к одному и тому же сетапу (Пример свитка сверху от Луи Си Кея)
⚡️Оставайтесь с нами на связи!
Не пропусти интересное, подпишись на наш Телеграм:
https://t.me/Standup_Brothers
А еще, у нас есть Вк: https://vk.com/public201775446
Наш сайт: http://www.standupbrothers.moscow/