Найти тему
@uspeh_rebenka

Как грамотно выстраивать экранное время ребенка

Оглавление

То, что бесконтрольное взаимодействие ребенка с гаджетами толкает детей в цифровую зависимость, современное родительское сообщество и так понимает.

Сегодня обсудим детали - как выстраивать экранное время ребенка.

Принцип взаимодействия с компьютером, приставками и т.д. полностью зависит от возраста. Да и в целом модель воспитания выбирается с учетом личных особенностей и уже сформированных навыков.

Тут правило одно и действует для всех:

Необходимо перестраивать детско-родительские отношения с учетом развития и возрастающей самостоятельности. В том числе умении управлять своим экранным временем.

Система правил

Понятные правила снижают тревогу, дисциплинируют. То есть задача решить в рамках своей семьи основные порядки, которых ребенок придерживается. Понятные правила формируют полезные привычки, которые ребенок возьмет во взрослую жизнь.

Но по мере взросления ребенка правила взаимодействия с экраном так же меняются.

То есть для дошкольника, младшего школьника - стараемся ограничивать, лимитируем экранное время.

А с подростком - передаем возможность управлять самостоятельно своим экранным временем. Вместе наблюдаем, как он с этим справляется. Если не совсем, то это не повод для скандалов, наоборот.

Это зона роста вашего ребенка, то есть тут он/она еще не умеет, и задача родителей помогать своему подросту в этом непростом умении - управлять удовольствием.

Постоянная коррекция

Как только вы видите, что, допустим, младший школьник уже научился самостоятельно завершать экранное время и переключаться спокойно на выполнение домашней работы - это результат.

И можно эту часть ответственности ребенку передать. Главное, подкреплять каждый раз, что ребенок справляется. Принцип положительных подкреплений, как основной мотивационный инструмент, никто не отменял.

Многое зависит не от возраста ребенка, а от подхода, который существует в семье.

Например, если ребенку десять лет, а у него до сих пор тотальные правила по экранному времени, то в семье будет расти напряжение и есть риск столкнуться с конфликтами.

Тут очень опасна авторитарная родительская модель воспитания. То есть мы пытаемся "закручивать гайки", тем самым еще больше повышаем уровень тревоги и стресса.

И ребенок все это напряжение будет компенсировать еще большим стремлением уйти в цифровое пространство.

То есть конфликты различной степени деструктивности - точка отсчета развития цифровой зависимости.

Как мы подрываема авторитет друг друга в глазах ребенка?

Очень важно, чтобы у всех значимых взрослых была общая согласованная позиция по поводу экранного.

Представьте, вы автомобилист.

Вас останавливают, и подходит два инспектора. Они начинают говорить, что вы нарушили, какие правила и т.д. Начинается диалог, который перерастает в спор. За которым вы просто наблюдаете. Они начинают ругаться, орать друг на друга. Каждый высказывает свое мнение по поводу правил.

Дальше они с этой ситуации перелетают в прошлое, со словами "А помнишь". И подтаскивают ситуацию, которая была давно, доказывая, что каждый прав сейчас. Что вы подумаете об этих инспекторах?

"Пусть сначала между собой разберутся! А потом уже мне какие то правила впаривают!"

Теперь вопрос: "Где в ваших глазах оказывается авторитет этих гаишников?" - Болтается где то, хочется переехать колесом своей машины и помчать в великие цифровые дали, которые так манят азартом и яркими эмоциями.

Авторитет родителей должен быть всегда и везде выше авторитета детей.

Когда мы при детях начинаем спорить, ругаться, выяснять отношения - это разрушает авторитет обоих.

Поэтому надо стараться не подрывать авторитет друг друга в глазах ребенка.

А постоянные споры о там, как "нужно" именно к этим целям и приводят.

Вернемся к примеру с автомобилистом. Если уж между инспекторами возник спор, то лучшим вариантом будет отойти в сторону. И не в присутствии ребенка скорректировать правила, достигнув договоренности. А потом уже обсудить это с ребенком.

И вывод: 1) Консолидированная позиция взрослых очень важный фактор при выстраивании экранного времени ребенка. С этого надо начать, не превращаясь в базарящих и орущих "инспекторов" из примера выше. 1) Корректировать правила по мере взросления ребенка и/или возрастания напряжения, конфликтов.

Истории, проблемы цифрового поведения ребенка присылайте на почту uspeh.rebenka@yandex.ru. Вы получите предметный разбор по своей ситуации.