Найти тему
Правила жизни

Документальная революция: почему кино о реальных людях и событиях ― это не скучно?

Оглавление

Документальные фильмы часто проходят мимо нас: либо им не хватает зрелищности, либо они требуют предельного внимания в момент, когда мы расслаблены и не готовы сосредоточиться на сюжетах, наполненных фактами, причинно-следственными связями и зачастую цифрами. Esquire сделал подборку документалистики, которая развеет миф о «скучном» кино в этом жанре.

1. «Нанук с Севера» / Nanook of the North (1922)

Документальный фильм Роберта Флаэрти ― это и этнографическое исследование, и поэтическая зарисовка о жизни семьи на Крайнем Севере. Формат фильма стал революционным ― до этого фиксация «сырой» реальности не облекалась в художественную форму. Кроме того, Флаэрти удалось отойти от колонизаторского взгляда ― какой был характерен для этнографического кино в начале XX века. Фильм «Нанук с Севера» появился в результате экспедиции на север, где Флаэрти вдохновился жизнью местных жителей и превратил наблюдение за ними в эпичную сагу о силе духа и стремлении человека отвоевать у природы право на жизнь.

2. «Человек с киноаппаратом» (1929 год)

«Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова сегодня называют величайшим документальным фильмом, визуальным манифестом и учебником операторского и монтажного мастерства. Действительно, почти все известные сегодня приемы вроде стоп- и слоу-моушена, рапида, полиэкрана и клиповых склеек были использованы монтажером фильма — женой Вертова Елизаветой Свиловой. По сути, этот документальный фильм ― «городская симфония», в нем использованы съемки городской жизни в Киеве, Одессе и Москве. Бессюжетность и экспериментальность съемок должны были выразить отказ Вертова от наследия игрового кино и манифестировать новый, универсальный язык кино: больше никаких постановок, профессиональных актеров, павильонов и сценариев. Камера здесь превращается в отстраненный объект, она лишь фиксирует повседневность: ритмичность города, будничные дела горожан, посетители загса, роды, рынок, автобусная остановка ― все становится сюжетом.

3. «Обыкновенный фашизм» (1965)

«Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма ― это революционное использование хроники и исторических кадров для выстраивания нарратива и сюжетной линии. Режиссер взял немецкие архивы, европейскую кинохронику предвоенных лет, материалы из киноархивов министерства пропаганды гитлеровской Германии, послевоенные архивы антифашистских организаций, фотографии из личного архива Гитлера и архивные любительские снимки бывших военнослужащих вермахта и СС ― и выстроил на их основе эпохальное исследование об истории и идеологии фашизма. Ромм использует все доступные монтажные средства и откровенно хулиганит: например, кадр поцелуя партийного функционера с заводчиком Круппом он с помощью обратного воспроизведения повторяет несколько раз, часто использует стоп-кадры с лицами нацистских лидеров.

4. «Земля без хлеба» / Las Hurdes (1933)

В 1932 году уже признанный мастер сюрреализма в кино Луис Бунюэль вместе со съемочной группой отправился в область Лас-Урдес ― чтобы снять документальный фильм об упадке, нищете, голоде и царящей повсюду в окрестностях смерти. С самого начала истории режиссер использует закадровый голос ― такой подход позволяет сначала узнать нечто шокирующее, затем подается какой-то нейтральный факт, благодаря которому все кажется не таким безнадежным, а затем визуальный ряд просто молотом по голове обрушивает на зрителя реальность.

#документалистика #документальный фильм #кино