1. Меркантилизм XV—XVIII вв
Представители:
1. Антуан де Монкрентьен
2. Томас Ман
Произведения
1. Трактат о политической экономии 1615 г
2. Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией
Основные идеи
1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта
2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.
3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства
2.Физиократы
французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ
Представители.
1. Анн Тюрго, Визер
2. Франсуа Кенэ
Произведения:
1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.
2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу
3.Классическая школа
XVIII века — 30-х гг. XIX века.
Представители:
1. Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)
2. Давид Рикардо
Произведения:
1. Исследование о природе и причинах богатства народов
2. Начала политической экономии
Основные идеи:
1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.
2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)
3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов
4.Марксистская теория сер.XIX
Представители
1.К.Маркс,
Произведения
1.Капитал
Основные идеи:
1.Основа развития общества — материальное производство
3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего
5.Мальтузианство
Представители
1. Томас Мальтус
Произведения
2.Очерк о законе народонаселения
Основные идеи
1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.
2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.
3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)
6.Маржинализм -школа предельной экономии
Представители
1.Карл Менгер
2.Евгений Бем-Бавер
3.Джевонс
4.Вальрас
Произведения
1.Основания политической экономии
2.Капитал и прибыль
3.Теория политической экономии
4.Элементы чистой политической экономии
Основные идеи:
1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.
3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей
4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.
7.Неоклассическая школа
Представители:
1.Альфред Маршал
Произведения:
1.В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии
Основные идеи:
1.Концепция равновесной цены,
«крест Маршала»
2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.
8.Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)
Представители:
1.Фридрих Лист
2.Адам Мюллер
Произведения:
1.Национальная система политической экономии
Основные идеи:
Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;
2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.
3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий
Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»
Современные экономические школы
9.Кейнсианство
30-е годы XX в и до наших дней
Представители
1.Джон Кейнс
Произведения:
1.Общая теория занятости, процента и денег
Основные идеи
1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.
2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.
3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования
10.Институционалисты 70-е гг XXв
Представители:
1.Джон Гелбрейт,
2.Людвиг Эрхард
Произведения:
1. «Общество изобилия»
2.«Экономическая теория и цели общества»
Основные идеи:
1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.
2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы
11.Монетаристы (монетаризм)
50-е гг XX и до наших дней
(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)
Представители
1.Милтон Фридмен
Произведения:
1. «Роль монетарной (денежной) политики»
2. «Деньги и экономическое развитие»
Основные идеи:
1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики
2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции
3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.
4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство