Найти тему

Основные экономические школы

Оглавление

1. Меркантилизм XV—XVIII вв

Представители:

1. Антуан де Монкрентьен

2. Томас Ман

Произведения

1. Трактат о политической экономии 1615 г

2. Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

Основные идеи

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства

2.Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ

Представители.

1. Анн Тюрго, Визер

2. Франсуа Кенэ

Произведения:

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3.Классическая школа

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Представители:

1. Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

2. Давид Рикардо

Произведения:

1. Исследование о природе и причинах богатства народов

2. Начала политической экономии

Основные идеи:

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал "закон стоимости" фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4.Марксистская теория сер.XIX

Представители

1.К.Маркс,

Произведения

1.Капитал

Основные идеи:

1.Основа развития общества — материальное производство

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5.Мальтузианство

Представители

1. Томас Мальтус

Произведения

2.Очерк о законе народонаселения

Основные идеи

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6.Маржинализм -школа предельной экономии

Представители

1.Карл Менгер

2.Евгений Бем-Бавер

3.Джевонс

4.Вальрас

Произведения

1.Основания политической экономии

2.Капитал и прибыль

3.Теория политической экономии

4.Элементы чистой политической экономии

Основные идеи:

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7.Неоклассическая школа

Представители:

1.Альфред Маршал

Произведения:

1.В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

Основные идеи:

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8.Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Представители:

1.Фридрих Лист

2.Адам Мюллер

Произведения:

1.Национальная система политической экономии

Основные идеи:

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9.Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Представители

1.Джон Кейнс

Произведения:

1.Общая теория занятости, процента и денег

Основные идеи

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10.Институционалисты 70-е гг XXв

Представители:

1.Джон Гелбрейт,

2.Людвиг Эрхард

Произведения:

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Основные идеи:

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11.Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Представители

1.Милтон Фридмен

Произведения:

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

Основные идеи:

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство