На реставрацию пришёл интересный знак.
Знак копаный, и ещё что интересно... Нестандартный.
Понятно что это знак "ПВХО" - готов к Противовоздушной и противохимической обороне. Видно, что самолетик изготовлен кустарно или артельно, не стандартный, похож, аккуратно сделан, но не заводской, цепи, тоже самодельные... И тем не менее, знак старой сборки, сделан не вчера.
Присмотримся к знаку повнимательнее.... Видим что эмаль шероховатая, можно списать на коррозию. Будем делать и чистить, интригу оставлю на потом...
Вот и обратка знака, нет номера? Не проблема, номер мог быть на гайке.
Отмыли, уже получше, сразу стало видно, что появились остатки чёрной эмали, белая и красная эмаль тоже в неплохим состоянии.
И... Стекла противогаза чёрного цвета.
Как всегда, ищем "что, кому, зачем"
В сентябре 1934 года ЦС ОСОАВИАХИМ принял решение о введении спортивно-оборонного комплекса "Готов к противовоздушной и противохимической обороне" ("Готов к ПВХО"), а 18 августа 1935 года в газете "На страже" было опубликовано изображение знака "Готов к ПВХО". Летом следующего года были введены нормы комплекса "Готов к ПВХО" II ступени, а 28 января 1937 года (введен в обращение с 1 февраля 1938 г.) был утвержден коллективный знак "Готов к ПВХО", который являлся настенным и вывешивался на фасаде здания. Позднее (16 января 1938 года) ЦС ОСОАВИАХИМ в целях активного вовлечения школьной молодежи к обучению основам ПВХО утвердил нормативы комплекса для детей в возрасте от 12 до 16 лет. В состав этих норм входила необходимость хорошо учиться в школе, знать устройство противогаза и уметь обращаться с ним, изучить задачи ПВХО, уметь бороться с пожарами и оказывать пострадавшим первую помощь.
И ещё одна странность, заметили?, ушки не сквозные! Нет отверстий в ушках, и тем не менее цепочки на этом конкретном знаке были прикреплены к ушкам проволокой и к самолетику колодки....
Понятно, что "самопал", но зачем?
Ответ нашелся на просторах интернета.
Это невырубленная заготовка знака ПВХО.
А наш знак был вырублен и эмалирован, но, видимо качество эмали не удовлетворило ОТК, и знак был отправлен в брак. И уже из брака был доделан владельцем для ношения на груди.
Посоветовавшись с хозяином знака, решили доделывать.
Полируем эмаль до приемлемого состояния.
Просверливаем отверстия под цепи колодки.
Уже получше...? Возвращаем на место никелевое покрытие.
Ещё важная деталь, чёрные очки противогаза. О чем они говорят? А вот о чем.
А вот и разница: у знаков 2 ступени чёрные стекла, у знаков 1 ступени белые. Значит кое что надо добавить на наш знак, так точно, накладную цифру "2".
Делаем.
В итоге, вернули к жизни один из знаков СССР
На сегодня ещё не все!
Подписывайтесь, рекомендуйте, обращайтесь!
Как всегда самое интересное впереди!
С уважением Герр Майор