Гадов не терплю. Ядовитых. Всех остальных животин обожаю. И даже крыс…Нет, не даже. А ОСОБЕННО крыс. В Год Крысы вспомнила я о своем друге с голым хвостом.
В США принято чуть что не так – бежать к личному психологу. У нас эта мода не прижилась. Потому что в России почти у каждого человека вместо психолога имеется собутыльник. Лет пятнадцать назад моим собутыльником работала обычная крыса. В мою жизнь она вошла эффектно. Совершенно как в фильмах ужасов. Материализовалась из ночной мглы в свете фонаря.
Я ужинала в саду. В первом часу ночи. Вдруг. «Чпок» падения пустой жестяной банки. Перекрыл мирный треск кузнечиков. Посмотрела, откуда прилетел эдакий диссонанс. И увидела ее. Здоровую крысу-пасюка. Это она гоняла пустую (судя по звуку) жестянку из под пива по бетонной опалубке забора. Я замерла секунды на две. Крыса тоже. Клянусь, эта хулиганка взглянула на меня с ехидным ожиданием. Думала, я забьюсь в пароксизме визга. Но ее надежды не оправдались. Не из тех мы дамочек, кто падает в обморок при виде представителей их племени. У нас дома в свое время жила парочка розовых крысиных носиков с временным разрывом в пять лет: Тишка и Фиксик. И я понимаю крысячьи души, как никто другой. Эти животные от природы обладают многими человеческими пороками, в частности, склонны к алкоголизму. Поэтому крыска пинала злосчастную жестянку, пытаясь добыть хоть каплю пива. Напрасно. До нее эту банку осушил гастарбайтер с Украины, днем ранее мостивший плитами садовые дорожки. А после украинских гастарбайтеров, сами понимаете.
Короче. Веселье у крысы обломалось. Выпить не вышло. Я не завизжала. Из-за чего меня накрыло чувство вины: «Эй, если ты подождешь, то так и быть, угощу тебя пивком. Идет?» Я кинула отважному существу кусочек колбасы со стола и метнулась в дом. Достала из холодильника жестяную баночку пива, открыла ее и отлила немного в пластиковую крышечку от обычной стеклянной банки. Обратно я летела, не надеясь, что моя неожиданная визитерша не убежала. Но она, слопав колбасу, не удрала а ждала меня, будто понимала человеческую речь. Телепатия.
Я поставила крышечку с пивом между собой и серой гостьей. Она подергала носиком-локатором и стекла с опалубки забора на землю. И стала лакать пенный напиток.
- Ты только буянить мне тут не начни, как напьешься. А то пойдешь бить морды соседским котам.
Следующей полночью я опять ужинала под открытым небом. И держала наготове вскрытую вчера банку пива. Меня нисколько не удивило, когда около пустой пластиковой крышечки появилась крыса с видом: «Ну, ты что, мать? Пиво где? Наливай!».
- На…пей…Ну, наглая. Будешь Лариской, подруга. Ты в одиночку по ночам бухаешь, а я ем. Потому что домой с работы полдвенадцатого ночи возвращаюсь. А на работу уезжаю в шесть утра. Вот и получается у меня крысиная личная жизнь. С ноля часов до часу ночи.
Так и повелось с тех пор. Каждый вечер Лариска прибегала ко мне потрапезничать. И мы вели с ней задушевные разговоры. Надо сказать, что когда я начинала говорить, крыса отрывалась от еды и внимательно меня слушала. Мало того, она во время моих словесных излияний сама издавала разные звуки. Иногда они были похожи на шум игрушечной трещотки. Иногда Лариска пищала: «И-и-и…» Думается, что она тоже жаловалась мне на свою трудную судьбу. Естественно, я поила ее пивом не ежедневно. Так. Время от времени. По выходным. Газированные напитки вредны для крыс. Зато кормила я Лариску на убой. И скоро животное заметно поправилось.
Мне приходилось вкалывать и по субботам вопреки КЗОТу. Без дополнительной оплаты. Мои домашние к этому относились равнодушно: зарабатываю деньги на обустройство загородного дома, и ладно. Пожаловаться на эксплуатацию подневольного труда было некому. Если по Европе раньше шлялся призрак коммунизма, то сейчас шатаются призраки цветных революций и майданов, а по России вообще шугается призрак рабовладельческого строя. Короче, облегчать мою душу приходилось Лариске. Вот она меня утешала!
- Лариска, и добро бы мне спасибо говорили, за то, что тружусь, как рабыня. А то…На работе хозяйка банка обзывает по-всякому. Даже матом. Сколько бы я ей денег не заработала. Все мало. Лупит словами всех сотрудников, как в древнегреческом лупанарии. А дома…Никому не интересно, что я жилы надрываю. Зато только порог переступлю, как домашние бегут со своими проблемами: собачка не поела. Любимая команда проиграла.
Иногда Лариска вторила моим горестям: « И-и-и-и…Чух-чух…Цик-цик». Раз к нам за город приехала моя подруга Лена. С ночевкой. Поэтому засиделись мы с ней за столом в саду долго. И вдруг мне вспомнилась Лариска. Представила, что станет с Ленкой, когда крыска придет на ужин. И я аккуратненько подготовила подружку к такому повороту событий. Вопреки ожиданиям Елена нисколько не испугалась. Наверное, вишневый ликер, который мы пили, был все же крепче 15 заявленных градусов. Она бурно возжелала драйва. И решила, что крыса – это круче ночного купания в Москва-реке, загрязненной сточными водами окрестных предместий.
Пришел контрольный час появления Лариски. Но она так и не пришла. Было ощущение, что животное тут, недалеко. Ленки боится. Тогда я позвала крыску, клятвенно обещав ей, что моя подруга не станет визжать и швыряться босоножками. И Лариска явилась из темноты. Ленка поначалу протрезвела и вцепилась мне в руку. Но я шикнула на нее. И стала ласково говорить с Лариской. Та присела на попу. А когда я налила ей ликерчика в ее дежурную пластиковую крышечку, крыса спустилась с забора и стала жадно лакать. А я ласково приговаривала: «Ай, Лариса умница!»
- Свет, да она у тебя алкоголик! Может, она еще и курит?
- Ну, я ее только по субботам пивком балую. У нас жили две декоративные крысы, они просто с ума сходили, когда дома бывали застолья. А гости для прикола им алкоголь в поилки капали из пипетки. Насчет табака не знаю. У меня никто не курит. Может, крысы и сигареты жрут.
Я еще не успела ничего сообразить, как Елена вытащила из пачки сигарету и кинула ее к ножке стола. Поближе к крысе. Лариска молнией метнулась к сигарете, схватила и поволокла за собой, нырнув в чернила ночи.
- Светка! Никакая твоя крыса и не Лариса. А самый настоящий крысиный мужик Ларис! Ликер и пиво лакает. К табаку не равнодушен. По ночам вдали от семьи шляется. По чужим бабам. Даже круче – по бабам чужого вида. Припрется домой и начнет жене заливать: «Устал, дорогая…до черных котов.» А от самого перегаром и табачищем разит.
С тех пор я переименовала Лариску в Лариса. Наша с ним идиллия так бы и продолжалась. Если бы однажды в нашем коттеджном поселке не озаботились борьбой с крысами. За серо-бурое племя взялись серьезно. С размахом. Когда на заборах расклеили объявления с призывами купить электронные и ультразвуковые средства защиты от крыс, я еще посмеивалась. Но когда наш председатель мобилизовал гастарбайтеров засыпать в сточные трубы крысиный яд. И были вывешены предупреждения об опасности выгула собак за территорией участков, я поняла: конец
И вот вечером ко мне на ужин прибежал Ларис, В неурочный день (как сейчас помню, был четверг) я налила ему пива. Нарезала его любимой копченой ветчины. И размазывая по щекам слезы стала говорить.
- Ларис…Хороший мой…Я тебя очень люблю…Знаешь, как я к тебе привязалась? Я бы тебя в клетку посадила для безопасности. Но у тебя , наверное, дома дети и жена…Беги, беги отсюда…Спасай своих. Вас всех тут скоро изведут. Ну, собери в кулак всю свою телепатию…Вот я тебе посылаю мысленные сигналы…
В этот вечер Ларис подошел ко мне близко-близко. И перебежал туфлю на ноге. Не знаю, что это у них, крыс, означает. Ведь я так и не научилась понимать крысиного языка. У меня всегда была напряженка с иностранным. Но больше Ларис не приходил. Надеюсь, что он поймал мои мыслеобразы. И увел свою семью в безопасное место. Иногда я смотрю ночами под тот фонарь, откуда он появился первый раз...Вдруг увижу крысиный силуэт? Конечно, Ларис давно умер. Крысы живут 3 года от силы. Но мне хотелось бы думать, что он мирно почил в бозе в кругу своих внучат и правнучат. А силуэт, что мне хочется увидеть, это пра-пра-пра-пра-пра-внук моего Лариса. Который отыскал мой дом, наслушавшись крысиных мифов, рожденных рассказами его пращура Лариса...
- Вот, милые мои малыши. Дружил я когда-то с человечьей самкой. Хорошая она была, послушная. Не злая. Ботинками не кидалась. Приучил я ее каждый вечер меня кормить. Как приду, она уже бежит. Часто мне огненной воды наливала. Не то, что Ваша бабушка. Одна была у этой человеческой бабы беда: как начнет болтать…бу-бу-бу…Приходилось терпеть. У каждого свои недостатки.