Найти тему
Utair

Подвиг в небе

Один из самолетов авиакомпании «ЮТэйр» носит имя летчика Бориса Быстрых. Герой войны, знаменитый пилот бомбардировщика свои первые полеты совершил в небе Тюмени.
Борис Степанович Быстрых. Фотография из фондов музея города Бабушкин.
Борис Степанович Быстрых. Фотография из фондов музея города Бабушкин.

Июнь 1943 года. Брянская область. Над лесом скользит «пешка» — советский двухмоторный пикирующий бомбардировщик. Штурман высматривает позиции карательного отряда вермахта, который взял в кольцо группу партизан. Полоса леса внезапно обрывается, и на поляне обнаруживается несколько бронемашин неприятеля. «Пешка» резко клюет носом вниз, входит в управляемое пике, чтобы точно поразить цель, от подкрыльевых пилонов отделяются бомбы и летят во врага. Задание выполнено.

Борис Быстрых (слева) в Балашовском летном училище. Фотография из фондов музея города Бабушкин
Борис Быстрых (слева) в Балашовском летном училище. Фотография из фондов музея города Бабушкин

Но немцы яростно отбиваются, стреляют по самолету из зенитных пулеметов с двух машин. Пе-2 выходит из пике на малой высоте, становясь мишенью для зенитчиков. Повреждены рули и оба мотора, ранены радист и командир экипажа. С трудом он сажает самолет на опушке леса, но из-за кровопотери выбраться из кресла сил у него уже нет. Штурман относит раненого радиста в лес, подальше от немецкого оцепления, а тело командира достают из самолета уже вражеские солдаты. В его планшете — документы на имя Николая Фунаева. Под этим именем немцы его и хоронят прямо на месте посадки самолета — таковы обычаи войны. Тело летчика партизаны позже эксгумировали и перезахоронили в селе Пролысово Навлинского района Брянской области уже под настоящим именем — Борис Быстрых. А в 1975 году его прах был перезахоронен в селе Рёвны той же области.

Борис Степанович Быстрых — летчик-легенда, летчик-герой. Он стал прототипом Сергея Архипцева, одного из героев военной драмы «Хроника пикирующего бомбардировщика», вышедшей на экраны в 1968 году. Военным консультантом фильма стал Герой Советского Союза генерал Анпилов, который был заместителем командира 99-го бомбардировочного авиационного полка, в котором служил Борис Быстрых.

Борис родился на станции Мысовая (сейчас это бурятский город Бабушкин) на самом берегу Байкала. Семья Быстрых приехала сюда 1915 году. Отец, Степан Митрофанович, был из Вятки. Мать, Ольга Афанасьевна, родилась в Пермской губернии. Глава семьи работал на строительстве Забайкальской железной дороги с 1908 года. Сначала в Слюдянке: здесь он завел семью, здесь родились старшие дети — Людмила, Виктор и Алевтина. Борис появился на свет на следующий год после переезда семьи на Мысовую, а классическое «семеро по лавкам» получилось после того, как родились Надя, Сергей и Лида. Большая семья жила в просторной казенной квартире по тем временам безбедно: отец работал начальником конторы службы пути на станции Мысовая. Но в 1926 году он умер, служебную квартиру у семьи отобрали. Пришлось перебиваться случайными заработками.

Братья Быстрых (слева направо): Сергей, Борис, Виктор. Фотография из фондов музея города Бабушкин
Братья Быстрых (слева направо): Сергей, Борис, Виктор. Фотография из фондов музея города Бабушкин

Старшая сестра Людмила, работавшая библиотекарем при клубе, познакомилась с начальником Ленинградской комплексной экспедиции Виктором Голубиным. Вышла за него замуж и уехала в Ленинград. Со временем вся семья переехала в Северную столицу.

Борис после школы устроился слесарем в авиамастерские, позже поступил в Балашовское летное училище. После его окончания Борис Быстрых был распределен в Тюменский авиаотряд, где он перевозил пассажиров, грузы, почту и одновременно учился летать на новом двухмоторном самолете ПС-40. В октябре 1940 года Борис Быстрых, уже пилот 4-го класса, был переведен в распоряжение Главного управления ВВС Красной армии и откомандирован в состав 99-го бомбардировочного авиационного полка подо Ржевом.

Редкий фронтовой снимок Давида Михайловича Ибрагимова: самолёт Бориса Быстрых на бомбометании.
Редкий фронтовой снимок Давида Михайловича Ибрагимова: самолёт Бориса Быстрых на бомбометании.

Уже на шестой день Великой Отечественной войны в бою самолет Быстрых был поврежден, но летчик пошел на второй бомбовьй удар и добил колонну вражеской техники. За эту атаку он был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

А вот характерный пример военной смекалки пилота. В марте 1942 года Быстрых получил задание оборвать провода над железной дорогой Сумы — Белополье. На бреющем полете он разбомбил железнодорожный эшелон, а затем оборвал три пролета проводов. На обратном пути он был атакован шестью истребителями противника, пилоты которых требовали от Быстрых посадить самолет на их аэродроме. Быстрых схитрил, дав согласие на посадку, а потом на бреющем полете ушел от погони. Он сумел посадить самолет на своей базе, несмотря на серьезные повреждения: пробоины в бензобаке, потерю левого элерона и десятки пробоин в фюзеляже.

Легендарный экипаж Степанычей: Павел Степанович Шевель — стрелок -радист, Борис Степанович Быстрых — летчик -командир, Николай Степанович Фунаев — штурман.
Легендарный экипаж Степанычей: Павел Степанович Шевель — стрелок -радист, Борис Степанович Быстрых — летчик -командир, Николай Степанович Фунаев — штурман.

К 1 сентября 1942 года Борис Быстрых совершил уже 168 боевых вылетов.

В ноябре 1942 года родным Бориса, которые жили в эвакуации в Красноярске, пришло письмо: «Здравствуйте, дорогие родные! Могу вас порадовать, что ваш сын и брат — Герой Советского Союза. Приказом Верховного Совета наградили меня 5 ноября 1942 года, так что можете сами судить, как ваш сын, бывший пастух на всю деревню, теперь большой человек, и как приятно носить два ордена Ленина и один — Красного Боевого Знамени. Но еще приятнее, когда бомбы разносят в куски всю эту сволочь, кто нарушил нам мирную жизнь...»

Награды Бориса Степановича Быстрых
Награды Бориса Степановича Быстрых

В наградных документах сказано, что звание Героя Советского Союза летчик получил за участие в оборонительной операции на Донбассе и операции в Валуйско-Россошанском направлении. Указ о награждении был подписан 5 ноября.

Сейчас его имя увековечено на памятной стеле на Аллее Героев в Волгограде.