Я часто вспоминаю контрастные, эмоционально насыщенные эпизоды из прошлого, в особенности из детства. Эти воспоминания всплывают неосознанно. Одно из которых связанно с жестоким обманом бабушки, торгующей семечками возле моей школы.
Моё имя Спартак, мне 32 года (для тех, кто ещё не знаком со мной), я родился в городе Кропоткине (Краснодарский край), там же вырос и воспитался.
Уважение к старшим?
Моё взросление проходило в ту эпоху, когда друг об друга разбивались взгляды консерваторов и новаторов. В голове происходила каша, причём не только у детей, но и у взрослых. Тем не менее одно важнейшее правило оставалось непоколебимым - уважением к старикам.
Это правило несётся прямиком из древности, правило возведённое в Абсолют.
Как такое можно было сотворить?
Несколько парней из старшего класса (тогда им было лет по 12-13) купили в газетном киоске сувенирные 500-рублёвые купюры. На этих бумажках были нарисованы какие-то приколы, т. е. купюра явно считывалась, как ненастоящая.
Бабушка сидела на табуретке, напротив неё сумка с пластиковым тазиком, внутри которого обжаренные семечки. Поверх семян подсолнечника установлены два граненных стакана разного объема.
Парни подходят к бабушке, говорят, что хотят купить всё.
Старушка засуетилась. Испод складного табурета она достает свёрнутый из старой газеты кулёк для семечек, даёт его парням. Потом понимает, что одного кулька не хватит и собирает всё в несколько.
Оказывается, этим ребятам было известно, что бабушка плохо видит. Они подсунули сувенирную купюру. Старушка кое как нашла сдачу и отдала её школьникам.
Её рабочая смена закончилась. Взрослая женщина ушла домой. А этих парней я встретил рядом со школой, они мне и рассказали свою историю, кашляя от смеха и застрявшей в горле черной кожуры.
Стыд
Хотел бы сказать, что я развернулся и ушёл, раскритиковав их поступок. Нет. Я, будучи ошарашенным и «сбитым с ног», продолжал грызть эти проклятые семечки вместе с ними. Слушал глупое детское хвастовство.
Больше ничего об этой бабушке мне неизвестно, но мне стыдно. В особенности стыдно за бездействие. Стоило хотя бы сказать им, что это свинство - красть у старого и больного человека. Прошло чуть больше 20 лет и я заключил для себя главную мысль: оставаться молчаливым, значит быть соучастником.