Найти в Дзене
Международная панорама

Запад забыл об островах Тихого океана. А Китай нет

Оглавление

Решающее сражение Второй мировой войны в Тихоокеанском регионе произошло на Соломоновых островах. Сейчас это место нынешней борьбы за власть в тех краях.

Премьер-министр Соломоновых Островов Манассе Согаваре встречается с президентом Китая Си Цзиньпином в 2019 году. Фото: информационное агентство Синьхуа.
Премьер-министр Соломоновых Островов Манассе Согаваре встречается с президентом Китая Си Цзиньпином в 2019 году. Фото: информационное агентство Синьхуа.

Прошло восемь десятилетий с тех пор, как отгремела битва за Гуадалканал между союзными войсками и японской императорской армией. Сегодня Соломоновы острова снова оказались в центре тихоокеанской силовой игры, в которой США и их стратегические партнеры противостоят их последнему противнику, Китаю.

Новость о том, что КНР и Соломоновы острова подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области безопасности, во вторник вызвала значительное беспокойство в США, Австралии и Новой Зеландии, где официальные лица опасаются, что это может открыть путь для создания китайской военно-морской базы в Тихом океане. (Заметьте, битва Второй мировой войны за Гуадалканал, главный остров Соломоновых островов, была вызвана решением Токио в 1942 году перебросить войска и рабочих для строительства аэродрома, что дало бы Японии преимущество на Тихоокеанском театре военных действий.)

То, что Пекин вышел на первое место в этой борьбе за влияние на море, указывает на то, что политика Австралии по возобновлению взаимодействия со своими тихоокеанскими соседями в 2016 году — и созданный два года спустя инфраструктурный фонд в размере 1,5 миллиарда долларов — оказались недостаточными. Визит австралийского министра тихоокеанских островов Зеда Сесели на прошлой неделе на Соломоновы острова, похоже, мало что сделал для того, чтобы убедить правительство этого островного государства в том, что Канберра серьезно относится к его поддержке. Лидер оппозиции Соломоновых островов сообщил Австралийской радиовещательной корпорации, что предупреждал Канберру о надвигающейся военной сделке еще в августе прошлого года, но ничего не добился.

Канберра уже давно плохо обращается со своими островными соседями — используя их в качестве дорогих тюрем для беженцев и лиц, ищущих убежища, в рамках своего резко критикуемого оффшорного режима содержания под стражей, или пренебрегая неотложным и надвигающимся климатическим кризисом, который буквально стучится в двери островитян. В 2015 году тогдашний австралийский министр иммиграции, а ныне министр обороны Питер Даттон был пойман на включённом микрофоне, когда шутил о влиянии повышения уровня моря на островные государства. А рядом с ним был, посмеиваясь, Скотт Моррисон, который сейчас является премьер-министром.

Делегация Белого дома, которая должна прибыть на Соломоновы острова в ближайшие дни, во главе с координатором Совета национальной безопасности по Индо-Тихоокеанскому региону Куртом Кэмпбеллом в рамках тура, который также включает Фиджи, Папуа-Новую Гвинею и Гавайи, также выглядит припозднившейся. В проекте предложения, просочившемся в прошлом месяце в прессу, указывалось, что Китай может «заводить свои корабли, осуществлять материально-техническое пополнение, а также совершать остановки и переходы на Соломоновых островах», при этом китайские силы будут использоваться «для защиты безопасности китайского персонала и крупных проектов на Соломоновых островах».

США предупредили, что эта сделка оставит открытой дверь для развертывания войск Народно-освободительной армии Китая на Соломоновых островах, которые находятся примерно в 2000 километрах от восточного побережья Австралии и мимо которых проходит ключевой морской путь, связывающий Австралию, Новую Зеландию, Азию и США Это создает «тревожный прецедент для более широкого региона тихоокеанских островов», заявил во вторник представитель Госдепартамента Нед Прайс.

Австралия и США пребывали в замешательстве с тех пор, как просочились новости о соглашении о безопасности, отмечает Наташа Кассам, бывший австралийский дипломат в Китае и на Соломоновых островах, которая является директором программы изучения общественного мнения и внешней политики Института Лоуи. По словам Кассам, многие островные государства Тихого океана выразили обеспокоенность тем, что западные страны обращают на них внимание только тогда, когда Китай начинает их беспокоить, что служит напоминанием о том, что вмешательство в последнюю минуту не может заменить долгосрочный и устойчивый диалог.

Соломоновы Острова официально разорвали отношения с Тайванем в 2019 году. Это решение разделило  их политическое руководство с оппозицией, утверждающей, что отношения с Пекином могут поставить под угрозу права на землю, верховенство закона и культурное наследие. Напряженность достигла апогея в ноябре прошлого года со вспышкой антикитайского насилия в столице Хониаре. Пекин направил на архипелаг советников полиции. Там также были развернуты австралийские миротворцы, которые останутся на местах до декабря 2023 года.

Со своей стороны, Китай заявил, что тихоокеанские страны должны диверсифицировать свои внешние отношения, и подверг критике реакцию США на сделку. «Преднамеренное нагнетание напряженности и провоцирование конфронтационных блоков не находит поддержки, а попытки воспрепятствовать сотрудничеству с Китаем обречены на провал», — заявил во вторник официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь.

Пекин уже давно увеличивает свое влияние в Тихоокеанском регионе как по формальным, так и по неофициальным каналам, говорит Хейли Ченнер, старший научный сотрудник Perth USAsia Center (ведущий аналитический центр Австралии по укреплению отношений между Австралией, Индо-Тихоокеанским регионом и США) по вопросам политики в Канберре. Прошлогодние беспорядки на Соломоновых островах «открыли двери для Китая, чтобы предложить такой пакт о безопасности, но это соглашение идет гораздо дальше, чем просто защита китайских граждан. Для НОАК это был бы способ проецировать свою мощь ближе к берегам Австралии, поэтому Австралия и США обеспокоены», — говорит Ченнер.

Всего за несколько недель до федеральных выборов в Австралии 21 мая сделка с Китаем стала ударом по Моррисону, чье консервативное правительство испытывает сильное давление Лейбористской партии. Это завершает несколько бурных лет в отношениях между Китаем, с одной стороны, и Австралией и США, с другой. Торговая война, начавшаяся во время правления президента Дональда Трампа, сильно ударила по Австралии — самой зависимой от Китая экономике в развитом мире. Решение Канберры запретить Huawei Technologies Co. участвовать в ее сети 5G и принятие законов против иностранного вмешательства ухудшили отношения.

Канберра не должна злиться, говорит Ченнер. Она должна убедить страны тихоокеанских островов в том, что то, что Австралия и ее союзники могут предложить — будь то оборонное сотрудничество, экономическая помощь или критически важная инфраструктура — является более убедительным. Но сначала союзники должны действовать сообща. В противном случае китайское влияние просто переместится с одного острова в Тихом океане на другой.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте, подписывайтесь, предлагайте темы обзоров!

Начал работу мой Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире».

Приглашаю также на мой официальный сайт https://www.zhabskiy.ru