Найти тему
Заметки из Петербурга

Расцвет и упадок речного транспорта в Петербурге: неиспользуемый потенциал рек и каналов и что было раньше

Сразу после основания в Петербурге стал развиваться речной транспорт. Сначала это были небольшие перевозки, например, с берега на берег, а с XIX века появились полноценные пассажирские маршруты по всему городу.

В советское время речной транспорт оставался популярным: на Неве был Смольнинский, а затем большой Речной вокзал. С них паромы отправлялись в пригороды и другие регионы.

К сожалению, постепенно популярность речного транспорта сошла на нет. Сейчас практически никто не добирается по городу и в пригороды по воде: такие поездки стали исключительно развлечением для туристов.

Удивительно, что потенциал Петербурга, стоящего на Неве, имеющего столько рек и каналов, совершенно не используется для развития водных видов транспорта для жителей.

Посмотрим, как выглядели и где находились речные вокзалы, и что стало с речным транспортом в Петербурге.

Расцвет речного внутригородского транспорта пришёлся на период со второй половины XIX века до начала XX. В 1848 году Петербург стал первым городом России, где появились речные трамваи. Петербуржцы активно пользовались пароходами, чтобы добраться из одной части города в другую.

1910-е годы.
1910-е годы.

Нева преимущественно использовалась, чтобы добраться с окраин и деревень в центр. Известно о маршрутах от Невской заставы до Васильевского острова, от Калинкина моста и Волынкиной деревни до Летнего сада. На протяжении всего пути также были пристани, но большинство из них были деревянными и не оставили о себе никаких следов.

-2

Реки и каналы (Фонтанка, Екатерининский/Грибоедова, Мойка) помогали быстро добраться из одного района в другой и были чрезвычайно популярны вплоть до революции. В то время стоимость билета на пароход была ниже, чем на только что появившийся трамвай.

Также пароходы и лодки перевозили пассажиров с одного берега на другой. Например, Большеохтинский мост был построен только в 1911 году. До этого жители Охты добирались до Калашниковской (Синопской) набережной по воде.

Сейчас о бывших переправах напоминают топонимы: Перевозной переулок на Малой Охте и Перевозная улица у Пряжки.

Были и более дальние направления. С пристани у 8-й линии Васильевского острова пароходы отправлялись в Кронштадт, а от Литейного моста - в Петрозаводск.

Университетская набережная у 8-й линии.
Университетская набережная у 8-й линии.

На Смольной набережной с 1925 по 1970 год находился Смольнинский речной вокзал. Отсюда были рейсы в Петергоф, Ломоносов, Кронштадт, Шлиссельбург и Новую Ладогу. Ими активно пользовались и дачники, так как пароходы делали много остановок на маршруте.

-4

Кстати набережные также сильно изменились за последние десятилетия, теперь практически все берега Невы закованы в гранит.

-5

Пассажиропоток возрастал и количество новых маршрутов увеличивалось, поэтому в 1974 году был построен Речной вокзал у "Пролетарской" - выше по течению Невы. А вместе с ним и гостиница "Речная".

Отсюда паромы ходили до Валаама и городов Волго-Балтийского водного пути. В советское время такие поездки были крайне популярны. Стоимость круизов не была низкой, но билеты часто оплачивались профсоюзами.

-6

Речной транспорт стал приходить в упадок с 1990-х годов. Стоимость билетов значительно выросла, а множество рейсов исчезло.

В 2012 году Речной вокзал с гостиницей были снесены для строительства 24-этажного ЖК "Дом-Мегалит".

-7

Речной вокзал заменил Соляной причал на Октябрьской набережной в Уткиной заводи. Здесь есть только пропускной пункт и сувенирный магазин. В отзывах туристы жалуются на некомфортное помещение, удалённость от метро и центра. Жители города возмущаются, что так теперь выглядят ворота Петербурга для прибывающих речным транспортом.

Фото из Яндекс.Карт
Фото из Яндекс.Карт

Идеи возродить речное судоходство как общественный транспорт для горожан звучат практически каждый год. Но пока ни один проект не был реализован.

Несколько лет в городе действовали аквабусы, но задумка оказалась неудачной. Дело в том, что аквабус был аналогом такси, а не автобуса - и остался недоступен большинству горожан, как по вместимости, так и по нерегулярности рейсов и стоимости.

Метеоры в пригороды и прогулочные кораблики есть и сейчас, но никто не рассматривает их как регулярный способ перемещения. Цена на проезд несравнима с общественным транспортом и в целом они ориентированы на туристов. Из некогда доступного и массового вида транспорта поездка по воде превратилась скорее в развлечение.

Хотя насколько было бы удобнее иметь альтернативу автомобилям и автобусам, ведь не нужно стоять в пробках на набережных и мостах. Это особенно актуально для жителей правого берега Невы и островов.

А что думаете вы?