Марк Гигузин, создатель паблика «Евреи Петербурга», за недели коронавирусного карантина собрал информацию о евреях-воинах Первой мировой войны, похороненных на Еврейском кладбище Петербурга.
Это список из 170 имен — и сведения об этих людях, которые удалось найти, сопоставив данные различных архивов.
Смотреть список
Примечание: красным цветом отмечены сведения, нуждающиеся в уточнении. По мере появления новых сведений будем вносить их в список.
Его интерес к этой теме неслучаен, история его семьи глубоко уходит своими корнями в Петербург. Его предки по отцовской линии еще в 30-е-40-е годы 19 века были записаны в Петербурге военными.
Мы попросили Марка Гигузина подробнее рассказать о проведенной им работе.
Предыстория
Известно, что в окрестностях Петрограда в Первую мировую войну не велись военные действия. Тем не менее, на Еврейском кладбище нашего города похоронены около 170 евреев — участников войны. В основном это воины, умершие в госпиталях и больницах Петрограда от болезней и ран в период с 1914 по 1918 годы. Среди них много вернувшихся ранеными и больными из германского и австрийского пленов. Были случаи, когда тела убитых или умерших вдали от Петрограда, привозили в столицу. Абсолютное большинство были похоронены на Еврейском кладбище, на специальном военном участке. В те годы он назывался 6-ым военным отделением 3 разряда. Этот участок не сохранился; уцелевшие захоронения можно пересчитать по пальцам одной руки. Причина понятна: это были солдаты из всех уголков Российской империи. Волей судьбы все они нашли последнее пристанище в Петербурге, где у большинства не было родни. Может быть, родные даже не знали о том, где они похоронены. Могилы не посещались и, видимо, пришли в запустение. В какой-то момент (мы не знаем, когда точно), свежие захоронения стали производиться поверх этих старых могил. То место, где было это отделение, сегодня можно найти на участке «2/5 старый».
Из каких источников я собрал информацию о похороненных
В так называемых «Книгах погребенным» (документация Еврейского кладбища) содержатся записи о захоронениях этих людей. В «Метрических книгах о смерти евреев» — записи об их смерти. То есть, информация об этих людях есть сразу в двух источниках. И «Книги погребенным», и метрические книги (до 1917 г.) находятся в Центральном городском историческом архиве (ЦГИА, фонд 422, описи 1 и 3) и оцифрованы.
В этих книгах содержится следующая информация: имена и фамилии, воинское звание, в каком полку служил, где лечился, причина смерти, адрес проживания (главным образом — госпиталь в Петрограде).
В «Книгах погребенным» указаны место захоронения, участок, номер могилы, разряд памятника (от 1 до 5, пятый — самый простой. Военным обычно ставили памятник по 3-му разряду). Чаще всего можно увидеть запись «правление». Вероятно, это означает, что похороны были за счет еврейской общины.
Я не первый, кто работал с приведёнными выше документами. Но есть еще один источник информации, который я использовал для того, чтобы больше узнать об этих солдатах-евреях. Это база данных участников Первой мировой войны, размещенная на сайте gwar.mil.ru. Там мне удалось найти дополнительные сведения об около 60% из этих 170 человек. Например, место рождения (губерния или уезд, а иногда и город либо местечко); возраст (в метрической книге он указан не всегда), профессия, военные награды, где служил, был ли в плену. Эта информация не исчерпывающая, остается еще много над чем работать. Не всегда есть уверенность, что в базе данных и в метрической книге речь идет о том же человеке: бывают расхождения в отчестве, в написании фамилии, в месте службы. Тем не менее, можно сказать, что сейчас у нас есть максимально полная информация о большей части евреев-воинов Первой мировой войны, похороненных в Петербурге.
Кто эти люди?
Это евреи со всех уголков Российской империи: из Петербургской, Смоленской, Таврической, Архангельской, Казанской, Витебской, Курляндской, Бакинской губерний, Литвы, Украины, Польши, Беларуси, Бессарабии и др.
Главным образом, это нижние чины действительной службы (евреям, как правило, не давали офицерских званий): ратники, канониры, стрелки, ефрейторы, унтер-офицеры, бомбардиры или просто рядовые. В списке есть ополченцы/добровольцы, военные врачи, санитар, писарь и др. Но все же есть один прапорщик (в дореволюционный период это был нижний офицерский чин). Все мужчины, кроме одной, — женщины-врача.
В 6-ом военном отделении были похоронены также пять юнкеров, погибших от рук большевиков во время октябрьского восстания 1917 года (могила одного из них, Шмуила Мовшевича Темкина, сохранилась до наших дней), начальник отдела Петроградской красной гвардии, милиционер, красноармеец. И все это только до конца 1918 года, когда перестали вести книги евреев, находящиеся в ЦГИА. В список, который мы сегодня публикуем, эти имена не включены. Восполним это в будущем.
В основном, как я говорил выше, они умерли от болезней и ран. Но нескольких человек перевезли в Петербург уже после смерти — из Галиции, Батуми, Риги, Ревеля, Вильманстранда и других мест. Объяснить это можно только одним образом: видимо, их родные как раз жили в Петрограде и окрестностях и добились того, чтобы тела умерших перевезли на родину.
Эти люди заслуживают памятного обелиска
У меня возникла идея: установить на месте старого военного участка Еврейского кладбища обелиск и высечь на нем все 170 имен — в память об этих, можно сказать, забытых евреях, чьи могилы не сохранились; в память о той цене, которую еврейские общины заплатили в ту страшную войну. Символично, если это произойдет в городе, еврейская община которого стала развиваться именно благодаря солдатам-евреям, кантонистам, страдавшим за веру. Идея обелиска нашла отклик у правления еврейской общины Петербурга. Дай Б-г, когда закончится эпидемия, можно будет начать процесс официального согласования и сбора средств.
Люди и судьбы
Расскажу чуть подробнее о нескольких воинах из нашего списка.
Зальмарсон Василий Абрам-Ицикович
Родился 30 мая 1896 в Петербурге. Сын Кронштадтского мещанина, слесаря, Абрама Ицика Симсоновича Зальмарсона и Хаи Моисеевны. Рядовой, писарь 435-го Ямбургского полка Зальмарсон Василий Абрам-Ицикович был убит между мызами Бледенек и Шмарден на Рижском фронте, 21 февраля 1917 года.
Тело было привезено в Петроград.
17 апреля был похоронен на Еврейском кладбище — 6 отделение, могила 92. Разряд — 3 военный.
Прилагаю несколько файлов:
На gravlov.com есть данные о могиле Зальмарсона. Но, поскольку фотография могилы отсутствует, нельзя сказать со 100% уверенностью, что это захоронение Василия Абрама-Ициковича, а не его однофамильца.
Кадыш Эстер Лейбовна (Надежда Львовна)
Единственная женщина в нашем списке.
Женщина-врач из 3-й Кавказской инженерно-строительной дружины.
Была убита 19 августа 1916 (по данным из метрической книги) или 26 августа 1916 года (по данным из «Книги погребенным»). Место смерти — Батуми. С согласия Батумского генерал-губернатора, тело убитой было привезено в Петроград. Похороны состоялись 6 сентября 1916 году на Еврейском кладбище. Могила сохранилась до наших дней.
9 июня 1895 года в Петербурге, семье Колпинского мещанина Шимхи Мортхелева Пошеманского и его законной жены Сары Бейлы Янкелевны родился сын Яков.
Яков Симхов был значился вольноопределяющимся, рядовым 313-го пехотного Балашовского полка.
26 июля 1916 года Яков погиб в бою при м. Жабе в Карпатских горах.
Разрешения на перевоз тела из Галиции в Петроград выданы Комендантом штаба 9-й армии, управлением Генерального штаба отдела военный сообщений, управлением Коменданта г. Черновцы.
Похоронен 22 сентября 1916 года на 6-м военном отделении 3 разряда Еврейского кладбища Петрограда. Могила сохранилась. Видимо, в силу того, что его семья из Колпино.
В нашем списке присутствует единственный прапорщик (до революции первый офицерский чин). В «Книге погребенным» за 1918 год его имя отчество написано нечетко. Думаю, что это Макс Ионович Лимановский.
В базе данных героев Первой мировой войны я нашел документ от 24.03.1916 о награждении студента-технолога, служащего канцелярии Главноуполномоченного Российского Красного Креста при армии Юго-Западного фронта Макса Лимановского серебряной медалью «За усердие».
Двумя годами позже прапорщик Макс Лимановский был ранен в голову и умер 9 января 1918 года. Последний записанный адрес: Захарьевская ул, 18 (в то время там находилась церковь, может быть, там был лазарет).
Вероятно, его семья из Петрограда. Он один из немногих похороненных не на военном шестом участке, а на пятом участке пятого разряда.
Соломон Кальп
Пленный солдат Австро-Венгерской армии
Соломон Кальп был пленным солдатом, рядовым 32-го Ландверного полка Австрийской армии. Он умер в Николаевском военном госпитале 12 июля 1916 года и был похоронен в седьмом отделении Еврейского кладбища по четвертому разряду.
Ефрейтор Шимкун Израиль Овсеевич-Хаимович
Был механиком прожекторов в 14-ом саперном батальоне. Он был родом из Ковенской губернии, г. Вилькомир.
27 сентября 1916 года он умер от отравления удушливыми газами. Это случилось на позиции, в Икскюльском предмостном укреплении (25 км от Риги).
Был похоронен приблизительно 19 октября 1916 года в военном отделении по третьему разряду (запись в метрической книге мной не найдена).
В «Книге погребенным» отмечено, что захоронение было за счет некоего Райхмана.
Первые три захоронения
Первые захоронения на военном 6-м отделении по 3-му разряду состоялись 9 октября 1914 года. Двое солдат умерли в Николаевском военном госпитале, один — в Семеновском Александровском военном госпитале.
Нусенбаум Иосиф Абрамович их города Кемь, Архангельской губернии. Места рождения Лазаря Хаимовича Гальперина и Нухима Вайнштейна пока не установлены.
Читатели могут помочь!
Я еще продолжаю работать над этим списком. В документах встречается много неточностей, что затрудняет поиск. Также мы были бы рады любым биографическим сведениям об этих людях и будем благодарны за любую помощь! Если кто-то нашел в этом списке своих родственников, просим связаться с нами: editor@jeps.ru, jewww1spb@gmail.com.
Список имен тут, более подробно тут.