Найти в Дзене

Почему фарфор производила порцелиновая мануфактура и причем тут ракушки и свиньи

В июне в Московском театре оперетты состоится премьера мюзикла Максима Дунаевского «Каприз императрицы». Императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, решила воплотить в жизнь свой каприз и создать в России собственное фарфоровое производство, которое смогло бы конкурировать с лучшими европейскими образцами. Сегодня тема развития и становления российских производств и мануфактур, стала не только яркой страницей прошлого, которой можно и нужно гордиться, но и зазвучала остро и актуально. Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда русский министр при Датском Дворе Н.А. Корф заключил договор с Х.-К. Гунгером, по которому «арканист» (от лат. “arcanum”- «владеющий тайной») обязался организовать в Санкт–Петербурге фарфоровую мануфактуру. Организацию и надзор за «Невской порцелиновой мануфактурой» поручили барону И.А. Черкасову, управляющему «Кабинетом ее величества». В конце 1744 года в распоряжение Кабинета для работ на Порцелиновой ма

В июне в Московском театре оперетты состоится премьера мюзикла Максима Дунаевского «Каприз императрицы».

Императрица Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, решила воплотить в жизнь свой каприз и создать в России собственное фарфоровое производство, которое смогло бы конкурировать с лучшими европейскими образцами. Сегодня тема развития и становления российских производств и мануфактур, стала не только яркой страницей прошлого, которой можно и нужно гордиться, но и зазвучала остро и актуально.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1757 Холст, масло ГМЗ Царское Село
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1757 Холст, масло ГМЗ Царское Село

Датой основания фарфорового производства в России считается 1744 год, когда русский министр при Датском Дворе Н.А. Корф заключил договор с Х.-К. Гунгером, по которому «арканист» (от лат. “arcanum”- «владеющий тайной») обязался организовать в Санкт–Петербурге фарфоровую мануфактуру. Организацию и надзор за «Невской порцелиновой мануфактурой» поручили барону И.А. Черкасову, управляющему «Кабинетом ее величества». В конце 1744 года в распоряжение Кабинета для работ на Порцелиновой мануфактуре из горного ведомства был откомандирован бергмейстер (горный инженер) Дмитрий Иванович Виноградов (1720-1758), и именно ему, а не Гунгеру, оказавшемуся шарлатаном, принадлежит заслуга изобретения русского фарфора.

Хочется, безусловно, углубиться в историю, рассказать про китайский фарфор, про то, как в Европе посуду из фарфора считали ее волшебной, и рассказать про мытарства Дмитрия Ивановича Виноградова, его нелёгкую судьбу. Но сегодня мы решили остановиться на лингвистической теме и узнать, почему же первая российская фарфоровая мануфактура называлась порцелиновой. Легендарный путешественник Марко Поло в XIII веке отправился в Азию. Он прожил в Китае 17 лет. На родину, в Венецию он привез много разнообразной китайской посуды. Китайцы рассказывали ему, что посуда эта – яо, делается из глины, которая залегает глубоко-глубоко под землей. Эта глина должна 40 лет лежать под палящими солнечными лучами и под проливными дождями, после этого глину… снова закапывают. И только после всех этих манипуляций делают посуду. Тонкую, белую, почти прозрачную посуду Марко Поло тоже называл «яо». А еще он называл словом «яо» маленькие белые ракушки, которые привез из Китая. Они были такие же белые и блестящие, как великолепная китайская посуда. В родных землях Марко Поло, которые позже стали называться Италией, тоже были белые ракушки. Их называли «порчелла», что значит «свинушка», потому что своей формой и цветом они напоминали поросят. Все смешалось в светлых европейских головах – все начали думать, что китайская посуда делается из ракушек (неудивительно, что секрет производства фарфора так долго никто не мог разгадать). Посуду стали называть «порчеллан», «порцеллан» или «порселен». Так повелось в Европе и такое название эта посуда там имеет и по сей день. Мы же сейчас называем ее «фарфор» - это слово пришло к нам от турок и персов.

Ракушки яо, которые привез Марко Поло, - это раковина Каури монета.
Ракушки яо, которые привез Марко Поло, - это раковина Каури монета.

Триста лет прошло с тех пор, как Марко Поло ездил в Китай, а во Франции писатель Г. Пансироль всё еще писал: «Этот порселен — не что иное, как масса, сделанная из яичной скорлупы и толченых ракушек. Китайцы составляют эту массу, размешивают ее, и потом глава семьи или старший в роде зарывает ее глубоко в землю, в потайное место. Смесь лежит в земле девяносто лет без воздуха и света, после чего наследники и правнуки закопавшего опять выкапывают ее и делают из нее драгоценные вазы, белые и такие прекрасные с виду, что ни один архитектор не найдет в них ошибки. Достоинства их тем более велики, что, если положить в них яд, они разбиваются вдребезги».