Найти тему

Почему сейчас так много детей с задержкой речи?

Еще 15 лет назад и раньше в детских садах было 1-2 ребенка на группу, кто очень плохо разговаривал. Поэтому логопеды не занимались с детьми до 5 лет, не было такой необходимости.

Сейчас часто можно увидеть в обычной группе Д/С 80% плохоговорящих детей, или детей с задержкой речи.

Некоторые логопеды настолько не успевают за ростом детей с ЗРР, и не понимают, как с ними работать, что прямо предлагают родителям оформить инвалидность и ничего не ожидать (если бы мне об этом не сказали несколько мам на консультациях, я бы не поверила, что такое существует).

Какие причины роста детей с задержкой речи? Невозможно выбрать одну, скорее у одного ребёнка их будет несколько.

📍Экология и продукты стали хуже. Женщины ведут нездоровый образ жизни до беременности. 

📍Общество погрузилось в телефоны, стало меньше общения, коммуникации, в том числе со своими детьми.

Из-за неадекватного потока информации из соц.сетей нервная система перегружается, общество аутизируется, и родители не могут предоставить качественное общение ребенку, потому что устают.

📍Послеродовая депрессия. Ребенок остается один на один с мамой без эмоций и желания что-то делать. А помимо базовых потребностей у ребёнка первого года жизни приоритетная деятельность - общение.

📍Еще одна из причин - возможность выхаживания сильно недоношенных деток.

📍С 2020 года рождение детей в ковид, переболевшие беременные, переболевшие дети.

📍Завышенные ожидания. Мамы, насмотревшиеся на красивые картинки и видео в соц.сетях о других идеальных мамах и детях, ожидают от себя идеальности во всем, а самое ужасное - идеальности от своего ребёнка (ты должен хорошо спать, хорошо есть, не плакать, во время прикорма сразу взять ложку, на горшок в 1 год). В итоге мама для ребенка - тревога, невроз, небезопасность. Это часто отягощает уже имеющееся речевое нарушение.

📍Заболевания женщины во время беременности.

📍Неправильное формирование центральной нервной системы плода во время беременности. Женщинам в обязательном порядке выписывают фолиевую кислоту, которая как раз напрямую влияет на формирование ЦНС, и профилактирует появление некоторых заболеваний, но как оказалось, многие женщины отказываются от приема.

📍Мультики почти с рождения. Детей они настолько зомбируют, что замотивировать на что-то еще их становится сложно, например, начать говорить.

Зависит ли задержка речи от пола ребёнка? Раньше, возможно, зависела, но из опыта нашего центра могу сказать, что у нас сейчас 80% девочек с тяжелыми речевыми нарушениями, и они постоянно чередуются с мальчиками, поэтому однозначно сказать нельзя и в причины данный пункт я не включаю.

❗️Все второстепенные причины лишь отягощают имеющееся нарушение. Если органического нарушения нет, то только мультики или депрессия мамы не повлекут за собой задержку речи. И, к сожалению, раннее развитие ребёнка и полная вовлеченность мамы не дают гарантию, что ребенок заговорит во время, но поможет в дальнейшем быстрее скомпенсировать нарушение❗️

Мозг постоянно должен строить новые нейронные связи. А как ему их строить, если никаких активностей в жизни ребёнка не происходит?

💭Один из примеров: во время беременности произошла поломка, повредились речевые зоны мозга, и ребенок уже родился с каким-то нарушением, например, с диспраксией. В процессе воспитания мама на регулярной основе включает мультики, лишь бы ребенок не мешал ей заниматься своими делами. Ребенок теряет мотивацию общаться, погружается в виртуальный мир.

Мама покупает много игрушек, пытается заниматься, но ребёнка хватает на 3 секунды, ведь мультики интереснее. Мама оставляет затею с играми и в дальнейшем говорит специалисту, что «не умеет играть с ребенком».

Понимание речи остается на бытовом уровне. В 2 года в речи есть несколько слогов, которыми ребенок может закрыть свои базовые потребности: попросить пить, есть, гулять, спать. 

Мама его понимает, ее что-то начинает беспокоить, но родственники и друзья утверждают, что нормы сдвинулись. При этом нормы моторного развития высчитываются по таблицам, а ребёнка по прежнему хотят отдать в школу в 7 лет (но как, если норма сдвинулась? Логично отдать лет в 10).

Мама ребёнка следит за блогерами в соц.сетях, а они отдают своих детей с 2 лет на английский, танцы, программирование с пеленок и тд. И чтобы успеть за трендами и тоже быть идеальной мамой, она упускает время, тратя его на ненужные ребенку вещи, хотя в приоритете у него речевое развитие. 

Ребенок в 3 года идет в детский сад, говорит на своем языке, расстраивается и плачет, когда его просьбы не понимают другие. А в группе еще 15 человек таких же деток.

В 3,5-4 года родители наконец-то понимают, что нужен логопед, потому что и в детском саду уже начали намекать, да и сверстники на детских площадках уже как взрослые разговаривают.

Таких случаев очень много.

Сейчас становится популярной превентивная логопедия, которая учит мам играть с пользой для ребенка, чтобы каждая игра развивала определенный навык по онтогенезу.

Превентивная логопедия подойдет всем детям до 2 лет. С 2 лет ребенок уже готов заниматься очно с логопедом. Почти все сейчас берут на занятия малышей.

А для устранения многих других причин можно взять консультацию психолога, как взрослого, так и детского.

Если ребенку необходимы другие специалисты, их посоветует логопед.

❗️Чем раньше начать устранять причину задержки речи, тем быстрее пойдет коррекционный процесс и быстрее будет динамика.