Найти тему

156 фотографий, посвящённых истории "Дома-Пряника" на Колокольной улице, 11 в Санкт-Петербурге.

Привет! Надеюсь, что вы если не прочтёте, но хотя бы пролистаете фото, выложенные в этом посте.

Один из самых нарядных и красивых домов этого района является дом 11 на Колокольной улице. Дом собственный, доходный был построен в 1900-ом году епархиальным архитектором Николаем Никитичем Никоновым.

Подлетим к нему и осмотрим. Недаром к нему пристало прозвище "Дом-Пряник". Фасад дома в эпоху модерна решён в Неорусском стиле. Очень нарядный дом. Если вы постоите рядом с ним хотя бы минут 15, то заметите, как дом бесконечно притягивает к себе взгляды прохожих.

-2

Сам дом пятиэтажный. Основная площадь его фасада украшена декоративным кирпичом жёлтого цвета и частично красным.

На первом этаже архитектор запланировал конторское помещение со входом из-под арки.
На первом этаже архитектор запланировал конторское помещение со входом из-под арки.

Соседствующие друг с другом воротная арка и парадный вход смещены в правую часть здания.

-4

Керамический декор был изготовлен в Миргородской художественно-промышленной школе имени Н.В. Гоголя в Полтавской губернии Украины, с которой архитектор Никонов тесно сотрудничал и часто подключал к своим проектам.

-5

Сегодня фасадная керамика находится в ужасающем состоянии.

-6

Её необходимо срочно реставрировать, а местами и восстанавливать заново.

-7

Кирпич находится в более-менее удовлетворительном состоянии.

-8

В подэркерном пространстве устроился массивное и очень красивое керамическое панно с подсолнухами, герберами? и прочими растительными украшениями.

-9

Рассмотрим панно ближе.

-10

В простенке между арочным и дверным проёмами видим множество ярких деталей в виде колонок, медальонов и бровок.

-11

Если не устанешь рассматривать детали, то фотографировать их точно замаешься.

-12

На фото, сделанной мной несколько лет назад по краям от главного панно отмечаем две огромные керамические панели.

-13

Та, что располагается слева, сегодня уже полностью разрушена.

-14

Очень серьёзная утрата.

-15

Панель справа ещё живёт и ласкает взоры интересующихся.

-16

Вот она, невероятно красивая.

-17

В воротной арке сохранились оригинальные кованные ворота.

-18

Множество кованных стеблей и листьев. Шик!

-19

Перейдём к осмотру второго этажа. Двухчастное окно в эркере и окно слева будто бы заброшены. В середине декабря 2009 года произошёл пожар и видимо все эти годы здесь никто не живёт.

-20

Вся площадь фасада оформлена не только расцвеченными керамическими вставками, но и терракотовыми, как например здесь, бровками.

-21

Вон какой терракотовый, с кольцами, оконный наличник.

-22

Так как это всё-же это и модерн в том числе, то отметьте для себя разную форму оконных проёмов по всему фасаду.

-23

Всех деталей декора и не перечислить в этом посте, так что просто смотрим и наслаждаемся формами и сюжетами.

-24

На фасаде очень много мелких деталей. Представляете, мы осматриваем пока что уровень только второго этажа.

-25

Перейдём к осмотру третьего этажа.

-26

Он декорирован богаче остальных.

-27

Массивные майоликовые вертикальные панели украшают эркер.

-28

Очень много терракоты и майоликовый фриз.

-29

Сверху, на уровне 4-го этажа эркер увенчан башенкой с флюгером-цветком.

-30

Проёмы окон третьего этажа сверху оформлены русскими коронами- кокошниками.

-31

Вы только гляньте, как же это потрясающе выглядит!

-32

Именно здесь, на третьем этаже в своё время располагалась квартира архитектора.

Николай Никитич Никонов прожил в этом доме с 1901 по 1905 годы.

-33

Окно слева сверху так же оформлено кокошником, огромным.

-34

Композиционно все три окна в левой части дома визуально проработаны и дополняют друг друга всевозможными формами.

-35

На четвёртом этаже проёмы окон сверху украшают треугольные терракотовые сандрики на колонках.

-36

Мощные сандрики цвета земли нависают над окнами в центральной части фасада четвёртого этажа.

-37

Оконные проёмы на уровне пятого этажа сверху украшены трёхчастными терракотовые щипчиками.

-38

Сложно поверить, что вся эта керамическая роскошь смогла пережить блокадную бомбёжку. Ведь дому в 2022 году исполняется 122 года.

-39

Последний пятый этаж фланкирован более скромно.

-40

Одно удовольствие составляет пройтись по Колокольной улице мимо этого памятника. А следующее удовольствие прихватить с собой телеобъектив или бинокль и неспешно рассматривать керамический декор.

-41

Кстати, верх здания увенчан двумя декоративными башенками.

-42

На большей по размеру башенке устроились два флюгера с датировкой "Годъ 1900".

-43

Некоторое время назад мне удалось побывать побывать у этих флюгеров и покрутить их.

-44

Но лазать по крышам нужно всегда с умом и тем более забираться на такого рода конструкции.

-45

От ветра всю эту конструкцию расшатывает и сердце замирает от всего этого.

-46

Вид сверху вниз с ограждения флюгера.

-47

Снимок с дрона, сделанный ранним утром.

-48

В общем, осмотрев фасад бывшего доходного дома, давайте заглянем во двор.

-49

Спускаемся вниз.

-50

Вид снизу вверх на двор-колодец красивой формы.

-51

Обычно внутренний двор почти любого дореволюционного дома никак не оформлен, а просто оштукатурен. Но эта история не про дом Никонова.

-52

Рассматриваемый нами экземпляр является примером максимальной проработки деталей и декоративный кирпичом двух цветов облицован не только первый двор, но и проездная арка.

-53

Вид на сводчатый потолок проездной арки.

-54

Заглянем во внутренний двор.

-55

Так дом выглядит летним вечером.

-56

В оконных проёмах по вечерам можно увидеть витражи, подсвечиваемые светом из парадной.

-57

Чёрную, то есть служебную лестницу архитектор разместил в башенке, спрятавшейся в первом дворе дома.

-58

Вид на неё снизу вверх.

-59

Проёмы под окнами, выделенные красным кирпичом предназначены для вентиляции.

-60

Майоликовые вставки в поясках башенки со сказочными Синей птицей и Алконостом.

Есть ещё два сюжета с растительными орнаментами, но их вы найдёт самостоятельно.
Есть ещё два сюжета с растительными орнаментами, но их вы найдёт самостоятельно.

А это вход на чёрную лестницу.

-62

Заглянем в её вестибюль.

-63

Как оказалось, лестница в башенке не винтовая, но всё-равно интересная. Почти тайная.

-64

Вентиляционные отверстия изнутри заглушены. Сама лестница довольно отлогая, крутая, но светлая.

-65

Вид на лестницу сверху вниз.

-66

Вид из окон просто волшебный. Как в сказке.

Ризалит парадной лестницы, расположенный со двора и то украшен сверху кокошником.
Ризалит парадной лестницы, расположенный со двора и то украшен сверху кокошником.

Ну вот мы и добрались до последнего, пятого этажа служебной лестницы.

-68

Осмотревшись и здесь, спускаемся вниз и направляется к единственному парадному входу.

Но прежде чем заглянуть в парадную, предлагаю кратко изучить историю участка, на котором построен этот красивый дом.
Но прежде чем заглянуть в парадную, предлагаю кратко изучить историю участка, на котором построен этот красивый дом.

Николай Никитич Никонов родился 8 апреля 1849 года в крестьянской семье в деревне Онофрево Пошехонского уезда Ярославской губернии.

В марте 1890 года по докладу синодального прокурора Константина Петровича Победоносцева Никонову пожалован государем Императором чин коллежского регистратора.

Знакомство Никонова с Победоносцевым произошло на базе Ярославского благотворительного общества. Встреча историческая для Николая Никитича переросла если не в дружбу, то в плотную службу и общение. Умер Николай Никитич в 1918 году в возрасте 59 лет, проживая в Самаре, где достаточно долго жил и работал...
Знакомство Никонова с Победоносцевым произошло на базе Ярославского благотворительного общества. Встреча историческая для Николая Никитича переросла если не в дружбу, то в плотную службу и общение. Умер Николай Никитич в 1918 году в возрасте 59 лет, проживая в Самаре, где достаточно долго жил и работал...

Стоявший на интересующем нас участке дом с начала 19-го века до его середины был двухэтажным и принадлежал семейству титулярного советника Луки Зимина.

-71

Выдержка из петербургского справочника на 1822 год.

-72

В середине 19-го века дом будет надстроен третьим этажом.

-73

С начала 1880-х годов и до 1898 следующими хозяевами представлено семейство Абрамовых.

-74

В 1898 году участок со старым домом приобретёт епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов. Постройки на участке будут сломаны и на их месте построены нынешние здания.

-75

Как долго Николай Никитич проектировал здание - неизвестно, но в голове создателя а позже и в натуре родилось прекрасное творение.

-76

На момент покупки и постройки нового дома Николай Никитич Никонов проживает в доме 37 по Казанской улице. Здание стоит на перекрёстке Казанской улицы с нынешним переулком Антоненко.

Фото 1949 года. Никонов проживёт в новом доме по Колокольной с 1901 по 1905 годы.
Фото 1949 года. Никонов проживёт в новом доме по Колокольной с 1901 по 1905 годы.

Следующим владельцем с 1906 по 1908 годы выступит художник-архитектор Цолликофер Отто Георгиевич, проживавший в то время на Бассейной улице, ныне улице Некрасова.

-78

Ну а с 1908 и до самой революции дом находился в собственности коммерческого афериста и шарлатана, а самое главное - одессита! Аврахова Дионисия Яковлевича, изобретшего «Индийский бальзам» от сифилиса. В то время самой распространенной «секретной болезнью» был сифилис. Отдельные проходимцы наживали целые состояния на лекарствах, якобы излечивавших это заболевание. Особенно известным стал препарат целителя Дионисия Аврахова. В начале 20-го века он разработал и начал производство «Индийского бальзама», который, по утверждению автора, действовал так: «порченая кровь вся вытягивается лекарством в прямую кишку и выходит вон, и поэтому болезнь излечивается навсегда и без возврата».

Врачебное управление в Санкт-Петербурге тоже заинтересовалось новинкой и установило, что лицензия на «Индийский бальзам» была выдана некоей Завгородней на средство для полоскания зубов.
Врачебное управление в Санкт-Петербурге тоже заинтересовалось новинкой и установило, что лицензия на «Индийский бальзам» была выдана некоей Завгородней на средство для полоскания зубов.

Сам же делец имел лечебницу для больных сифилисом на четыре койки. А поскольку диплома врача у него не было, то для прикрытия он нанял двух дипломированных лекарей.

-80

Как видим из архива "Незабытые могилы", умер известный одессит в Париже в 1933 году. Интересно, могила сохранилась?

-81

В общем, познакомившись с историей владения участком, уверено направляемся к главному парадному входу.

Несомненно он богат и шикарен. Заходим!
Несомненно он богат и шикарен. Заходим!

Ужасное состояние: мокрая стена, сырость и обшарпэ приветствую т вас сразу при входе.

-83

На полы при входе уложена фактурная плитка, вероятно изготовленная в Миргороде. Уникальная плитка. Не видел такой нигде, кроме этого дома.

-84

Входной тамбур дверными проёмами поделён на три части. Двустворчатые двери отсутствуют, вероятно с советского времени.

-85

Потолок арочного типа с протечками.

-86

Из тамбура проходим в среднюю часть вестибюля.

-87

Здесь устроен дверной проём с оригинальной дверью, ведущей в проездную арку.

-88

Так она выглядит со стороны проезда.

-89

Проходим в третью часть парадного вестибюля.

-90

Чтобы подняться на следующий уровень парадной необходимо преодолеть 11 ступеней.

-91

С правой стороны отметим арочный проём, в котором до революции вероятно располагалась ростовая скульптура.

-92

В правой нижней части парадной когда-то служила печь.

-93

От неё сохранился только бордюр. Очень интересно, как же всё-таки выглядела печь.

-94

Ладно, идём дальше.

-95

Три полуциркульных оконных проёма освещают верхнюю площадку парадного вестибюля.

-96

Так эти окна выглядят со стороны уличной арки.

-97

На верхней площадке парадного вестибюля стена поделена на панели.

-98

В составе нового доходного дома уже был запланирован электрический лифт.

-99

Часть старых украшений можно рассмотреть ближе.

-100

Кованное украшения точно оригинальное.

-101

Поднимаемся выше.

-102

На всех межэтажных площадках в верхнем ярусе оконных проёмов сохранились наборные паечные витражи.

-103

Например здесь просматривается четырёхлистный клевер. Вид сверху.

-104

А это видимо атомная решётка клевера. Шутка.

-105

Поднимаемся как всегда на последний этаж.

-106

В этом доме сохранились уникальные витражи с тюльпанами. Единственные в своём роде витражи, честное слово.

-107

Вот они ближе.

-108

Почистил тюльпаны от грязи.

-109

А по бокам от центрального оконного проёма видим тюльпаны уже распустившиеся.

-110

У одной из входных дверей можно дотронуться до сохранившейся дверной ручки.

-111

Все двери, кроме единственной на 2-ом этаже сохранились оригинальными.

-112

В одной из дверей сохранился старинный механический звонок с надписью "Прошу повернуть".

-113

Отличный артефакт.

-114

Арочные проёмы, устроенные на колоннах на каждом этаже богато оформлены.

-115

Пространство над ними украшены фестонами и подвесками из шишек.

-116

На следующей межэтажной площадке в оконных проёмах отмечаем витражи с красными ирисами.

-117

Рассмотрим их ближе.

-118

Очень красиво и загадочно.

-119

Наконец-то мы с вами поднялись на последний, пятый этаж.

Забыл упомянуть, что в перильных ограждениях лестницы устроились кованные цветы.
Забыл упомянуть, что в перильных ограждениях лестницы устроились кованные цветы.

Бутон цветка поближе.

-121

На лестнице когда-то лежали ковровые к дорожки.

-122

Правда все кольца под шпиндели выломаны.

-123

Часть напольной каменной плитки оказалось возможным идентифицировать. Если конечно это не случайный экземпляр.

-124

Клеймо состоит из трёх символов. Буква "R", окружённая четырьмя пятиконечными звёздочками, заключённые в кольцо.

-125

Эта плитка немецкая производства «Ransbach Mosaic fabric» из города Рансбах, Германия.

-126

Верхняя межэтажная площадка завершается мощным сводом.

-127

Вид снизу вверх.

-128

Очень люблю снимать парадные в тёмное время. Жаль, что иногда не получается отключить лишний свет.

-129

Вид из верхнего окна парадной прекрасен. Особенно ранним утром здесь здорово встречать рассвет. Уже пробовал!

-130

Ещё одна интересная история закончена, но ещё не до конца.

-131

В последних постах уже стало традицией показывать по возможности квартиры в таких домах. Одна из них располагается на третьем этаже и некогда являлась частью одной большой хозяйской квартиры.

-132

Комната неправильной формы, с окном, выходящим во внутренний двор.

Потолок по периметр оформлен поясом греческого меандра.
Потолок по периметр оформлен поясом греческого меандра.

Массивная потолочная розетка украшает центр потолка.

-134

В поле розетки скрывается целый бестиарий.

-135

В углу гостиной прячется печь, облицованная изразцами, к сожалению, неизвестного нам завода.

-136

Навершие печи небольшое, скромное.

-137

По швам между изразцами можно сделать вывод, что печь разбирали.

-138

Дверца топочного проёма.

-139

Гостиная поделена на две части.

-140

Простенок и кронштейн визуально отделяют альков от основной площади комнаты.

-141

Модульон-кронштейн оформлен маскароном

-142

Осмотрев эту небольшую квартиру, следуем дальше.

-143

В фотографиях ниже представлены интерьеры нескольких коммунальных квартир.

Уникальные двери, великолепные.
Уникальные двери, великолепные.

В просторном коридоре царит полумрак.

-145

Так как это коммунальная квартира, то и захламлённые вещами коридоры не вызывают удивления. Хотя лично я бы убрал всё это и поставил вдоль стены один большой шкаф-купе.

-146

Ещё один коридор. Квартиры в этом доме довольно большие, не меньше 200 кв.м.

-147

Кухня коммунальной квартиры. Обратите внимание на широкие половые доски.

-148

Хочется сделать здесь ремонт.

-149

Ну и одна из комнат. Вероятно бывшая столовая.

-150

Потолки не деревянные, а штукатурные, с живописью под фактуру дерева.

-151

Правда розетка всё-же деревянная.

-152

Вид на розетку снизу.

-153

Прихожая на втором этаже в помещении гостиницы "Никонов Hotel" во время ремонта.

-154

Печь сохранилась, но уже с другой расцветкой навершия.

-155

Друзья, я закончил этот пост и очень хочу, чтобы этот красивейший дом получил немедленную реставрацию.

-156

До новой встречи!