Привет! Надеюсь, что вы если не прочтёте, но хотя бы пролистаете фото, выложенные в этом посте.
Один из самых нарядных и красивых домов этого района является дом 11 на Колокольной улице. Дом собственный, доходный был построен в 1900-ом году епархиальным архитектором Николаем Никитичем Никоновым.
Подлетим к нему и осмотрим. Недаром к нему пристало прозвище "Дом-Пряник". Фасад дома в эпоху модерна решён в Неорусском стиле. Очень нарядный дом. Если вы постоите рядом с ним хотя бы минут 15, то заметите, как дом бесконечно притягивает к себе взгляды прохожих.
Сам дом пятиэтажный. Основная площадь его фасада украшена декоративным кирпичом жёлтого цвета и частично красным.
Соседствующие друг с другом воротная арка и парадный вход смещены в правую часть здания.
Керамический декор был изготовлен в Миргородской художественно-промышленной школе имени Н.В. Гоголя в Полтавской губернии Украины, с которой архитектор Никонов тесно сотрудничал и часто подключал к своим проектам.
Сегодня фасадная керамика находится в ужасающем состоянии.
Её необходимо срочно реставрировать, а местами и восстанавливать заново.
Кирпич находится в более-менее удовлетворительном состоянии.
В подэркерном пространстве устроился массивное и очень красивое керамическое панно с подсолнухами, герберами? и прочими растительными украшениями.
Рассмотрим панно ближе.
В простенке между арочным и дверным проёмами видим множество ярких деталей в виде колонок, медальонов и бровок.
Если не устанешь рассматривать детали, то фотографировать их точно замаешься.
На фото, сделанной мной несколько лет назад по краям от главного панно отмечаем две огромные керамические панели.
Та, что располагается слева, сегодня уже полностью разрушена.
Очень серьёзная утрата.
Панель справа ещё живёт и ласкает взоры интересующихся.
Вот она, невероятно красивая.
В воротной арке сохранились оригинальные кованные ворота.
Множество кованных стеблей и листьев. Шик!
Перейдём к осмотру второго этажа. Двухчастное окно в эркере и окно слева будто бы заброшены. В середине декабря 2009 года произошёл пожар и видимо все эти годы здесь никто не живёт.
Вся площадь фасада оформлена не только расцвеченными керамическими вставками, но и терракотовыми, как например здесь, бровками.
Вон какой терракотовый, с кольцами, оконный наличник.
Так как это всё-же это и модерн в том числе, то отметьте для себя разную форму оконных проёмов по всему фасаду.
Всех деталей декора и не перечислить в этом посте, так что просто смотрим и наслаждаемся формами и сюжетами.
На фасаде очень много мелких деталей. Представляете, мы осматриваем пока что уровень только второго этажа.
Перейдём к осмотру третьего этажа.
Он декорирован богаче остальных.
Массивные майоликовые вертикальные панели украшают эркер.
Очень много терракоты и майоликовый фриз.
Сверху, на уровне 4-го этажа эркер увенчан башенкой с флюгером-цветком.
Проёмы окон третьего этажа сверху оформлены русскими коронами- кокошниками.
Вы только гляньте, как же это потрясающе выглядит!
Именно здесь, на третьем этаже в своё время располагалась квартира архитектора.
Николай Никитич Никонов прожил в этом доме с 1901 по 1905 годы.
Окно слева сверху так же оформлено кокошником, огромным.
Композиционно все три окна в левой части дома визуально проработаны и дополняют друг друга всевозможными формами.
На четвёртом этаже проёмы окон сверху украшают треугольные терракотовые сандрики на колонках.
Мощные сандрики цвета земли нависают над окнами в центральной части фасада четвёртого этажа.
Оконные проёмы на уровне пятого этажа сверху украшены трёхчастными терракотовые щипчиками.
Сложно поверить, что вся эта керамическая роскошь смогла пережить блокадную бомбёжку. Ведь дому в 2022 году исполняется 122 года.
Последний пятый этаж фланкирован более скромно.
Одно удовольствие составляет пройтись по Колокольной улице мимо этого памятника. А следующее удовольствие прихватить с собой телеобъектив или бинокль и неспешно рассматривать керамический декор.
Кстати, верх здания увенчан двумя декоративными башенками.
На большей по размеру башенке устроились два флюгера с датировкой "Годъ 1900".
Некоторое время назад мне удалось побывать побывать у этих флюгеров и покрутить их.
Но лазать по крышам нужно всегда с умом и тем более забираться на такого рода конструкции.
От ветра всю эту конструкцию расшатывает и сердце замирает от всего этого.
Вид сверху вниз с ограждения флюгера.
Снимок с дрона, сделанный ранним утром.
В общем, осмотрев фасад бывшего доходного дома, давайте заглянем во двор.
Спускаемся вниз.
Вид снизу вверх на двор-колодец красивой формы.
Обычно внутренний двор почти любого дореволюционного дома никак не оформлен, а просто оштукатурен. Но эта история не про дом Никонова.
Рассматриваемый нами экземпляр является примером максимальной проработки деталей и декоративный кирпичом двух цветов облицован не только первый двор, но и проездная арка.
Вид на сводчатый потолок проездной арки.
Заглянем во внутренний двор.
Так дом выглядит летним вечером.
В оконных проёмах по вечерам можно увидеть витражи, подсвечиваемые светом из парадной.
Чёрную, то есть служебную лестницу архитектор разместил в башенке, спрятавшейся в первом дворе дома.
Вид на неё снизу вверх.
Проёмы под окнами, выделенные красным кирпичом предназначены для вентиляции.
Майоликовые вставки в поясках башенки со сказочными Синей птицей и Алконостом.
А это вход на чёрную лестницу.
Заглянем в её вестибюль.
Как оказалось, лестница в башенке не винтовая, но всё-равно интересная. Почти тайная.
Вентиляционные отверстия изнутри заглушены. Сама лестница довольно отлогая, крутая, но светлая.
Вид на лестницу сверху вниз.
Вид из окон просто волшебный. Как в сказке.
Ну вот мы и добрались до последнего, пятого этажа служебной лестницы.
Осмотревшись и здесь, спускаемся вниз и направляется к единственному парадному входу.
Николай Никитич Никонов родился 8 апреля 1849 года в крестьянской семье в деревне Онофрево Пошехонского уезда Ярославской губернии.
В марте 1890 года по докладу синодального прокурора Константина Петровича Победоносцева Никонову пожалован государем Императором чин коллежского регистратора.
Стоявший на интересующем нас участке дом с начала 19-го века до его середины был двухэтажным и принадлежал семейству титулярного советника Луки Зимина.
Выдержка из петербургского справочника на 1822 год.
В середине 19-го века дом будет надстроен третьим этажом.
С начала 1880-х годов и до 1898 следующими хозяевами представлено семейство Абрамовых.
В 1898 году участок со старым домом приобретёт епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов. Постройки на участке будут сломаны и на их месте построены нынешние здания.
Как долго Николай Никитич проектировал здание - неизвестно, но в голове создателя а позже и в натуре родилось прекрасное творение.
На момент покупки и постройки нового дома Николай Никитич Никонов проживает в доме 37 по Казанской улице. Здание стоит на перекрёстке Казанской улицы с нынешним переулком Антоненко.
Следующим владельцем с 1906 по 1908 годы выступит художник-архитектор Цолликофер Отто Георгиевич, проживавший в то время на Бассейной улице, ныне улице Некрасова.
Ну а с 1908 и до самой революции дом находился в собственности коммерческого афериста и шарлатана, а самое главное - одессита! Аврахова Дионисия Яковлевича, изобретшего «Индийский бальзам» от сифилиса. В то время самой распространенной «секретной болезнью» был сифилис. Отдельные проходимцы наживали целые состояния на лекарствах, якобы излечивавших это заболевание. Особенно известным стал препарат целителя Дионисия Аврахова. В начале 20-го века он разработал и начал производство «Индийского бальзама», который, по утверждению автора, действовал так: «порченая кровь вся вытягивается лекарством в прямую кишку и выходит вон, и поэтому болезнь излечивается навсегда и без возврата».
Сам же делец имел лечебницу для больных сифилисом на четыре койки. А поскольку диплома врача у него не было, то для прикрытия он нанял двух дипломированных лекарей.
Как видим из архива "Незабытые могилы", умер известный одессит в Париже в 1933 году. Интересно, могила сохранилась?
В общем, познакомившись с историей владения участком, уверено направляемся к главному парадному входу.
Ужасное состояние: мокрая стена, сырость и обшарпэ приветствую т вас сразу при входе.
На полы при входе уложена фактурная плитка, вероятно изготовленная в Миргороде. Уникальная плитка. Не видел такой нигде, кроме этого дома.
Входной тамбур дверными проёмами поделён на три части. Двустворчатые двери отсутствуют, вероятно с советского времени.
Потолок арочного типа с протечками.
Из тамбура проходим в среднюю часть вестибюля.
Здесь устроен дверной проём с оригинальной дверью, ведущей в проездную арку.
Так она выглядит со стороны проезда.
Проходим в третью часть парадного вестибюля.
Чтобы подняться на следующий уровень парадной необходимо преодолеть 11 ступеней.
С правой стороны отметим арочный проём, в котором до революции вероятно располагалась ростовая скульптура.
В правой нижней части парадной когда-то служила печь.
От неё сохранился только бордюр. Очень интересно, как же всё-таки выглядела печь.
Ладно, идём дальше.
Три полуциркульных оконных проёма освещают верхнюю площадку парадного вестибюля.
Так эти окна выглядят со стороны уличной арки.
На верхней площадке парадного вестибюля стена поделена на панели.
В составе нового доходного дома уже был запланирован электрический лифт.
Часть старых украшений можно рассмотреть ближе.
Кованное украшения точно оригинальное.
Поднимаемся выше.
На всех межэтажных площадках в верхнем ярусе оконных проёмов сохранились наборные паечные витражи.
Например здесь просматривается четырёхлистный клевер. Вид сверху.
А это видимо атомная решётка клевера. Шутка.
Поднимаемся как всегда на последний этаж.
В этом доме сохранились уникальные витражи с тюльпанами. Единственные в своём роде витражи, честное слово.
Вот они ближе.
Почистил тюльпаны от грязи.
А по бокам от центрального оконного проёма видим тюльпаны уже распустившиеся.
У одной из входных дверей можно дотронуться до сохранившейся дверной ручки.
Все двери, кроме единственной на 2-ом этаже сохранились оригинальными.
В одной из дверей сохранился старинный механический звонок с надписью "Прошу повернуть".
Отличный артефакт.
Арочные проёмы, устроенные на колоннах на каждом этаже богато оформлены.
Пространство над ними украшены фестонами и подвесками из шишек.
На следующей межэтажной площадке в оконных проёмах отмечаем витражи с красными ирисами.
Рассмотрим их ближе.
Очень красиво и загадочно.
Наконец-то мы с вами поднялись на последний, пятый этаж.
Бутон цветка поближе.
На лестнице когда-то лежали ковровые к дорожки.
Правда все кольца под шпиндели выломаны.
Часть напольной каменной плитки оказалось возможным идентифицировать. Если конечно это не случайный экземпляр.
Клеймо состоит из трёх символов. Буква "R", окружённая четырьмя пятиконечными звёздочками, заключённые в кольцо.
Эта плитка немецкая производства «Ransbach Mosaic fabric» из города Рансбах, Германия.
Верхняя межэтажная площадка завершается мощным сводом.
Вид снизу вверх.
Очень люблю снимать парадные в тёмное время. Жаль, что иногда не получается отключить лишний свет.
Вид из верхнего окна парадной прекрасен. Особенно ранним утром здесь здорово встречать рассвет. Уже пробовал!
Ещё одна интересная история закончена, но ещё не до конца.
В последних постах уже стало традицией показывать по возможности квартиры в таких домах. Одна из них располагается на третьем этаже и некогда являлась частью одной большой хозяйской квартиры.
Комната неправильной формы, с окном, выходящим во внутренний двор.
Массивная потолочная розетка украшает центр потолка.
В поле розетки скрывается целый бестиарий.
В углу гостиной прячется печь, облицованная изразцами, к сожалению, неизвестного нам завода.
Навершие печи небольшое, скромное.
По швам между изразцами можно сделать вывод, что печь разбирали.
Дверца топочного проёма.
Гостиная поделена на две части.
Простенок и кронштейн визуально отделяют альков от основной площади комнаты.
Модульон-кронштейн оформлен маскароном
Осмотрев эту небольшую квартиру, следуем дальше.
В фотографиях ниже представлены интерьеры нескольких коммунальных квартир.
В просторном коридоре царит полумрак.
Так как это коммунальная квартира, то и захламлённые вещами коридоры не вызывают удивления. Хотя лично я бы убрал всё это и поставил вдоль стены один большой шкаф-купе.
Ещё один коридор. Квартиры в этом доме довольно большие, не меньше 200 кв.м.
Кухня коммунальной квартиры. Обратите внимание на широкие половые доски.
Хочется сделать здесь ремонт.
Ну и одна из комнат. Вероятно бывшая столовая.
Потолки не деревянные, а штукатурные, с живописью под фактуру дерева.
Правда розетка всё-же деревянная.
Вид на розетку снизу.
Прихожая на втором этаже в помещении гостиницы "Никонов Hotel" во время ремонта.
Печь сохранилась, но уже с другой расцветкой навершия.
Друзья, я закончил этот пост и очень хочу, чтобы этот красивейший дом получил немедленную реставрацию.
До новой встречи!