«Профиль»: Конституционный Суд РФ обязал суды оставлять гражданам-банкротам деньги на содержание несовершеннолетних детей. Сумма должна быть не менее прожиточного минимума на каждого ребенка, даже если у них есть второй родитель. До этого суды при наличии у ребенка мамы и папы урезали эту сумму вдвое. По мнению советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Сергея Макарова, КС РФ делает акцент не на равенстве обязанностей обоих родителей, а на необходимости выполнения родителями своих обязанностей в отношении каждого своего ребенка.
В середине апреля 2022 г. Конституционный Суд РФ вынес такое постановление по итогам рассмотрения жалобы Ольги Клепиковой из Рязанской области. В июле 2020 г. арбитражный суд признал ее банкротом: заявительница выступала поручителем по кредиту в 5 млн рублей, но ни заемщик, ни она сама не смогли его выплатить.
Ольга Клепикова, у которой двое несовершеннолетних дочерей, попросила суд оставлять ей ежемесячно часть зарплаты: прожиточный минимум на нее саму 11,5 тыс. рублей и 23 тыс. рублей на дочерей. Она ссылалась на ст. 446 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, обязывающую оставлять не менее прожиточного минимума самому должнику и находящимся на его иждивении лицам. Таким образом суды должны исключать определенные суммы на жизнь семьи банкрота из его конкурсной массы, т.е. из средств, которые идут на расчеты с кредиторами.
Эксперты отметили, что в судебной практике допускался подход, когда размер остающейся банкроту суммы на содержание детей ставился в зависимость от наличия у них второго родителя. Суды отмечали необходимость установления факта участия в жизни ребенка второго родителя, но сами ограничивались изучением сведений о его трудоустройстве и доходах, не выясняя, принимает ли он в действительности участие в финансировании детей. Доказывать отсутствие финансовой поддержки со стороны второго родителя предлагалось должнику. Если же он не взыскивал алименты, то суды приходили к выводу, что второй родитель ребенка тоже содержал.
«Строго говоря, суды выносят подобные решения в полном соответствии с законом. Поскольку дети находятся на иждивении обоих родителей, то родитель-банкрот формально обязан тратить на их содержание лишь половину прожиточного минимума», – объясняет советник ФПА РФ Сергей Макаров. Он подчеркивает, что в таких ситуациях суды «в хорошем смысле формалисты, т.е. выносят решения в строгом соответствии с буквой закона».
Позиция КС РФ весьма взвешенная, он призывает суды руководствоваться не только и не столько буквой закона, сколько духом закона, полагает Сергей Макаров.
👉Подробнее читайте на сайте FPARF.ru
#конституционный суд рф #прожиточный минимум #семейный кодекс #банкротство физических лиц #родительские обязанности #советник фпа рф