Найти в Дзене
ShkaFF Aigis

«Мясные билды», или боевка Persona 5 Royal для чайников

Оглавление

Всем привет! С вами снова Asmodeva, и мы снова поговорим о боевке в Persona 5 Royal. В прошлый раз мы обсуждали игру через мороз и технические атаки, а сегодня, для контраста, поговорим о полной противоположности. Об игре через урон и разгоны его силы, которые по праву носят кодовое имя «мясные билды». Да, сегодня мы будем обсуждать самые попсовые из попсовых сборок. Пристегните ремни и поехали!

Da red goes fasta!

Несмотря на обилие всяких приблуд, которыми так славится P5R, включая Baton Pass, технический урон и навешивание статусов, ключевая механика игры не сильно-то изменилась со времён Persona 3. Вы всё также ищете слабости противников, страдаете от тупости сопартийцев, тратите последние кровные на Fusion и выкидываете миллионы йен на новые броню и оружие. Ключевая механика не меняется, поэтому, я бы сказал, если освоите игровой процесс любой из Persona 3-5, вы, в целом, научитесь играть в любую. Мы не берём в расчёт первые три части (обе части Persona 2 считаем за самостоятельные игры), там своя атмосфера. Однако то, о чём я расскажу в этой статье, в той или иной мере применимо в любой из игр серии Persona, начиная с третьей части. Это база.

Тем, кто не хочет читать кучу технической информации, рекомендуется мотать на следующий подзаголовок.

Сейчас будет немного математики. Урон в игре, по факту, складывается из нескольких математических переменных. Соответственно, если вы хотите играть в голый урон, вам надо учитывать следующие вещи. Во-первых, статы персон Джокера и сопартийцев. Статов пять, это St (Strength, сила), Ma (Magic, магия), En (Endurance, выносливость/стойкость), Ag (Agility, ловкость) и Lu (Luck, удача). Для игры в урон вам важны первые два, но хорошо бы к ним добавить высокий En.

-2

Что они делают? St увеличивает урон, наносимый просто атаками и скиллами на физический урон/огнестрел. Ma увеличивает урон от любого канала магии, включая Almighty. En работает как пассивный щит и срезает любой входящий урон от всех атак и скиллов, за исключением тех, которым прописано игнорирование всех защит (напр. финишер Лавенцы на 4-ой фазе и все скиллы Drain). Соответственно, для игры в мясо, вы хотите держать эти параметры на максимуме.

Второе, к мощи собственно параметров добавляется урон от оружия ближнего боя. Именно ближнего, пушки в счет НЕ идут. Соответственно, сопартиец с катаной на 140 атаки будет кидать тот же Bufu на большее количество урона, чем, допустим, Джокер с ножиком на 100 и большим параметром Ma. Такая же идея с бронёй: к голой силе En приплюсовывается значение брони и уклонения и дальше вычитается из атакующих статов противника.

И уже всё это, умножённое на мощь каждого сопартийца (при All-out attack), минус En/резисты врагов и даёт вам собственно вылетающие циферки урона. Да, в теории это может звучать очень сложно, но по факту всё это работает довольно просто и в формате «Не хватает урона — поменяй ковыряльник. Бьют больно — приоденься».

Из идеи с силой обвеса вытекает очень простое правило: если вы хотите играть в максимально эффективный «мясной билд», вам нужна лучшая броня и лучшее оружие. И никак иначе. Любая попытка сэкономить на экипировке очень быстро по вам ударит, особенно на высоком уровне сложности. Можно хитрить, выбирая персон Джокеру с иммунитетами от атак, которые чаще всего встречаются на этом этаже или в этом дворце. Но если вы хотите по-настоящему крепкий билд, который рвёт всё в щепки — будьте добры.

3-й способ разогнать урон, помимо обвесов и параметров, это Element boost/ Element Amp. Первый умножает урон от данного канала урона на 1.25. Второй — на 1.50. Важное замечание, но: они дополняют друг друга, а не заменяют. И не складываются, а перемножаются. Такие пассивки на урон есть у всех каналов урона, кроме физики, она в этом плане такая одна уникальная. Также есть общий бустер на магию через Magic ability (Х1.25 на всю магию). Добывается он ТОЛЬКО через Network fusion.

Если сложить все эти бустеры на урон, то вы достигнете установленного разработчиками лимита на урон — не больше чем X2 от пассивок. Есть, правда, способ дополнительно разогнать урон некоторыми Traits — поскольку, осознанно или нет, но разработчики забыли прописать некоторым из них условие в этот самый кап. Но самое обидное, пожалуй, что уникальный Trait Сатанаэля Pagan Allure как раз упирается в эти самые X2 – это к вопросу о том, почему Сатанаэль — самая скучная персона в П5 по мнению автора.

Пятый способ — concentrate/charge. Их действие очень простое: следующая атака магией (concentrate) или огнестрелом/физикой наносит X1.5 урона. Как только вы их наложили, они висят в виде бафа, который не может быть снят ничем, кроме смерти/атаки, использующей баф. Поэтому с накинутым чарджем может быть выгодно выжидать подходящий момент для атаки.

Но и это ещё не конец. Ещё одним способом на разгон является использование скиллов веток –kaja/-kunda, а именно Tarukaja и Rakunda. Для максимизации урона нужны именно эти два товарища. Почему? Tarukaja бафает урон союзнику, Rakunda — дебафает защиту врагу. Есть даже точные цифры — 1.4, то есть на 40% больше урона.

Но и самое сладкое — технический урон. На 4-м техническом уровне на базовой сложности это будет ещё 1.5 сверху. Лучше всего подходит Sleep или Dizzy, поскольку технический урон на них проходит от любого канала урона, включая Almighty.

Складывая все слагаемые урона, в идеале вы хотите:

1) Персону/Сопартийца с 99/99 атакующих статов
2) Оружие ближнего боя на овердофига урона
3) Подходящие пассивки и трейты
4) Бафы на concentrate/charge
5) Бафы на Tarukaja себе, дебафы Rakunda - противнику
6) Врага под Sleep/Dizzy
7) Almighty, потому что устойчивость к этому типу магической атаки есть только у некоторых секретных боссов из-за показателя En

Если подводить итог — это самые-самые из основ боевки P5R. Но, как гласит одна поговорка — легко научиться, трудно освоить.

Бабло побеждает зло

По большому счёту, в отличие от прошлой статьи, я не буду давать чётких рекомендаций «Зафузьте это с этим, будет хорошо». Почему? Потому что «мясных билдов» в игре так много, и собираются они на таком количестве персон, что советовать какой-то один и говорить «вот это вот самый топовый» — преступление, как я считаю. Вместо этого я скорее обозначу несколько направлений, в которые вы можете углубиться по мере освоения контента.

-3

Ну и конечно, мы молчим про Izanagi-no-Okami, который тупо pay-to-win, или кнопка «Убить всё, всё нафиг». Собственно, многие из DLC персон (почти все, на мой взгляд) сломаны в большей или меньшей степени. А учитывая, что в первый раз из компендиума вы можете вызвать их нахаляву — это такая дыра в балансе, что хватаешься за голову. Но как будто и этого разрабам показалось мало, и они многим из них дали:

1) Читерные трейты. От откровенно ломанных (типа четыре запасных жизни на Джокере КАЖДЫЙ бой), до ничего таких, типа более частых Follow-up на Рауле
2) Откровенно имбовый скилллист, который позволяет очень рано наложить лапы на лейт-геймовые ништяки, или скилл, который тупо лучше всего, что вы можете получить честным путём. Как пример — Рауль с его массовым High Chance Sleep. Подробнее о том, почему это имба, мы обсудим в другой раз, но пока просто знайте, что второго такого скилла в игре просто НЕТ
3) Итимизация на откровенно имбовые предметы/скиллкарты. Например, тринька на Apt pupil и +8St. Может показаться безобидной, но в билдах на физу это реально лучшее, что вы можете хотеть.
4) Это тупо персоны с кучей статов, особенно если это хайлевелы. Даже простая Bufu от Оками сделает какому-нибудь Мадараме «BONK!» — тупо из-за 60 базовых Ma. Что говорить о Камошиде…
5) Их можно тупо пустить на опыт на виселице. Самый безобидный способ сделать балансу больно, кстати

Из всего этого следует грустный, но вывод: DLC рулят. Даже бедный-бедный Ёшицуне может двигаться в сторонку перед Их Величествами Изанаги-но-Оками и Кагуей. Но Ёшицуне вы (дай Б-г!) соберёте перед вторым походом на одного из финальных боссов, а Оками будет доступен с первого замка и до самого конца. Хотя зафузить Оками на ваншот Рипера на Merciless — та ещё морока, в этом хотя бы есть какой-то баланс.

В рамках этой статьи я еще буду касаться DLC, но в целом основная масса советов будет направлена, конечно, на более-менее честное прохождение P5R. Но если вам лень в это углубляться, и вы просто хотите посмотреть сюжет и катсцены — Оками ваш выход. За деньги, конечно, если у вам не Ultimate издание.

I wanna build, I wanna gachimuchi in style

Все мясные билды можно разделить на несколько направлений. В идеале, разумеется, вы хотите билд, который умеет всё. Но вот незадача, во-первых, у ваших персон всего 8 слотов под скиллы + 1 на трейт. Во-вторых, весь контент вы получите, вероятней всего, только на New Game+, которая открывается после первого прохождения. Да и большая часть имбосборок, которыми делают больно всему живому — тоже, как не странно, рассчитаны на NG+. И в-третьих — никто вам сразу не даст лучшее оружие и броню, большую часть времени вы будете бегать с тем, что вам игра позволяет выбить на тот момент. Нет, есть варианты через итемизацию наложить руки на хай-левельный обвес. Но это, во-первых, дорого (фьюзы через оверлевелы за деньги) или же вы запускаете лапу в DLC. Во-вторых — нужны расходники, которыми игра не торопится делиться. К середине игры вы этот вопрос, вероятней всего, закроете, но к середине игры уже не так важно по большому счёту, чем вы играете.

Итак, направления творческой мысли:

1) Игра через физику/огнестрел

Имеет кодовое имя «Билд на мужика/билд настоящего мужика». Криты, дэмэдж, разгоны под чарджем. Просто и со вкусом. Легко пилит 90% всех боссов в игре, но в простых боях бывают трудности. В идеале вам нужен просто Ёшицуне.

2) Игра через слабости

Собственно, разработчики (по их замыслу) и хотят, чтобы вы так играли. У 70% врагов в игре есть очевидные и прописанные слабости, по которым просто надо попасть. Ещё 25% приходятся на врагов, у которых нет слабостей, но которых можно вогнать в статусы и забить техническим уроном. Последние 5% приходятся на боссов, у которых нет никаких слабостей и которых вы просто ковыряете до посинения (т.н. дэмэдж чеки или боссы-напильники)

3) Игра через ОДИН элемент, но с бустом урона и брейком

Не очень популярное направление мысли, потому что на брейк нужен ход. Вариацией этого является Almighty+Concentrate, поскольку от этого элемента просто нет спасения. Однако это не значит, что игра, допустим, через Agi + Fire Break чем-то настолько хуже. И, в отличие от того же Almighty, жрёт меньше SP. Как недостаток — вы полностью привязаны к одной ветке скиллов и теряете разгоны по слабостям. Можно немного исправить ситуацию накидыванием статусов — в частности Psi + статусы, которые от него триггерятся или приснопамятный Sleep/Dizzy.

4) Игра через обмазки, она же игра через -kaja/-kunda

Единственный способ выжать лишние крохи урона на хай-левелах. По факту, в идеале вы хотите, чтобы этим занималась Футаба. Но Футаба — это такой рандом, что по итогу обмазки вам придётся накидывать самому. Бесполезных среди них — нет. Sukukaja/Sukunda — все увороты и попадания. Rakukaja/Rakunda — ваш урон и защита. Тоже самое про Tarukaja/Tarunda. Поначалу у вас есть только штучные версии, но не стоит недооценивать даже их, особенно на боссах. Из недостатков — держатся всего три хода, хотя есть способы немного продлить через трейты.

В идеале вы хотите Персону-автобафера — собирается в очень позднем лейте. Это персона с авто-версией массовых -kaja — в идеале вы стартуете с такой персоной (поскольку для активации надо обязательно надеть её перед боем), потом переключаетесь на свою рабочую лошадку. Оставшиеся слоты заполняете по желанию. Можно обойтись меньшим количеством слотов, если сэкономить на Rakukaja. Но в идеале вы хотите всё.

В P5R появилась ещё одна вариация автобаффа — стартовый concentrate/charge на носителей определенных тринек, которые получаются от сбора некоторых Will Seeds. По имбовости — лучшее, что могло придумать человечество. Очень жалко, но такая тринька у вас будет на первом прохождении всего одна каждого вида. Но в NG+ это можно и исправить…

5) Игра через статусы

Внезапно, но почти все статусные билды тоже являются вариацией «мясных», потому что вы хотите много урона от техникалов. Из-за особенностей каждого статуса, мы как-нибудь поговорим о них отдельно. Чисто «технических» билдов, которым не нужен никакой урон, в игре почти нет. Но есть сборки с перекосом в статусную часть, как тот же «морозильник».

Какое бы направление для себя вы ни выбрали приоритетным, стоит помнить о том, что в идеале вы хотите добиться максимальной синергии — это когда все части вашего билда дополняют/доразгоняют друг друга. Разумеется, никто не мешает вам играть так, как вы играете, даже если это работает так себе — это часть вашего фана, а не чьего-то ещё. Ну не хотите вы загоняться с обмазками — пожалуйста, есть много билдов, которые без них не страдают. Не хотите играть в сон? Да бог с вами. В конечном счёте фан получаете вы — и только вам решать, каким образом вы его хотите.

Как стать терминатором по скидке, без смс и регистрации

Итак, что вы хотите в идеале в любом мясном билде: Masukunda/Masukukaja, последнюю лучше с приставкой «авто». Мазать в мясном билде — преступление. Особенно этим страдают билды в физу, которые из-за особенностей игровой математики очень любят промахиваться, особенно по массе. И если ваша Charge+God's Hand/Agneyastra полетит не в того и не туда — вам будет очень грустно.

Вообще, билды на мужика из всех мясных билдов (внезапно) самые фановые. Почему? Потому что:

а) чёртов рандом и разброс урона (криты, промахи, так, с какого фига обычный одинарный урон прошёл, эй!)
б) в игре довольно много противников с резистами или иммунами к физе
в) рандомные репелы от ветки пассивок Counter — это вообще отдельная боль и печаль.

Следуя этой мысли, билд настоящего мужика может жить только одним образом — у вашей персоны должен быть иммунитет на физу/огнестрел от Resist и выше. Иначе вам может насмерть прилететь собственной атакой.

В Kichijoji в магазине, где за деньги принимают грязное бельё, можно за 150 очков выменять триньку на automasuku. В принципе, она полезна в любом билде, но на физу — это маст хэв.

Криты — это прерогатива исключительно физических атак. Поэтому можно задуматься о разгоне через криты. Для этого вам нужен пассивный скилл Apt pupil — математическое удвоение шансов критов у всех физических атак/скиллов/огнестрела данного персонажа.

Зачем нужны криты? Двойной урон (даже через резист, но не через обнуление и выше) + 1more (доп. ход). Криты — это ненадёжно, но весело.

Вообще, с критами есть один интересный нюанс, о котором не все знают. Максимальный шанс крита, ограниченный разработчиками — 60%. Который у вас есть по умолчанию с комбинацией, например, Lucky Punch (и вообще вся ветка High Critical Chance) + Apt pupil. И никакие Revolution или Brave step Касуми ВЫШЕ этого значения разогнать НИКАК не могут.

Исходя из этого, для всех, кто мучается с Лавенцей — ребята, вас спасёт только спам. 60% — это даже меньше, чем 2 из 3.

Apt Pupil в виде триньки делается с Tsukiyomi (DLC) итемизацией и называется Black Moon. R-версия имеет +8st (получается через Fusion Alarm), обычная — +5st.

Однако, в отличие от огнестрела, у которого есть бусты (и криты), физа не разгоняется ничем, кроме трейтов. Соответственно, дэмэдж потенциал у физ-атак ниже, чем у всех остальных. Что немного компенсируется разнообразием ветки физических скиллов и тем, что они на себя тратят HP вместо SP. Что решает — поскольку вещи на восстановление SP в игре достаются не самым легким способом.

И наконец — на физу/огнестрел нет никаких брейков. Поэтому, как только вы утыкаетесь во врага с иммунитетом к физе/выстрелам — придётся менять билд.

Напротив, билды в элементы так не страдают от промахов, но у вас нет критов и они тратят SP — главную ценность в любой RPG, по моему скромному суждению. Если вы решили, что хотите колдовать — игра вам в помощь, в ней тьма-тьмущая персон на колдунства всех мастей и разностей. В идеале вы хотите потихоньку апгрейдить вашу рабочую лошадку с брейком/разгонами. Добавлять ей пассивок, прокачивать статы, имеет смысл даже задуматься о трейтах на снижение стоимости чар какого-то элемента — на дворцах и в Мементосе это прям будет выручать, даже больше, чем урон.

В принципе, игра в основные шесть (семь, включая Almighty) элементов ничем друг от друга не отличается. Break, если у врага есть резисты, Concentrate, повторять до посинения. Или же можно собрать персону без бустов, но с широкой вариацией элементов — вполне рабочий вариант на обычные бои, где важнее ударить по слабости и выйти в All-out attack, чем гоняться за бешеными цифрами урона.

Немного особняком стоят Agi, Bufu и Zio, из-за дополнительного шанса навешать статус. В чисто мясных билдах даже с Макото в команде это не настолько часто прокает, чтобы всерьёз на это рассчитывать. С другой стороны, в технически ориентированных билдах, собранных чисто под этот статус, это очень даже работает. Psi можно скомбинировать с психическими статусами, Frei — с морозом, льдом и огнём. По итогу самый слабый из всех элементов — Garu, потому что на базовом уровне не даёт ничего, кроме голого урона.

А вот Bless и Curse стоят немного отдельно от всей этой братии. Почему? Во-первых, на эти элементы нет брейков, а противников с иммунами к ним довольно много. Это связано с особенностями баланса, поскольку в этих ветках есть инстакиллы. А брейк, технически, давал бы возможность инстакиллить всё без смс и регистрации, поэтому это такой реверанс в сторону баланса. Кроме того, в этих ветках (без DLC) нету скиллов с Severe уроном (самый высокий показатель в игре). Это компенсируется скиллами, которые сносят половину HP у врага (у ветки Bless, например, это Divine Judgement), но поскольку резисты и иммуны на Bless/Curse встречаются довольно часто, работает это так себе.

Лично я не рекомендую сборки в чистый Curse/Bless, даже в их комбинацию. Как удар по слабости — пожалуйста. Но как основной ударный элемент — нет.

И да — Almighty в П5 стал ещё более лучшей девочкой, поскольку получил свою ветку бустов. Ave Morning Star у Люцифера, ave!

По сопартийцам — в мясных билдах работает всё. Что-то хуже, что-то лучше. Кто-то даёт больше защитных опций (как Хару), кто-то больше атакующих (как Рюджи или Анн). Опять же — то, что вам конкретно нужно, определяется вашей персоной + обвесами + собственно тем набором противников, которые вам попадаются.

Советы бывалых воров в Метаверсе

Сначала хотелось закончить эту статью парой абзацов с подведением общих итогов, но затем я решил, что было бы неплохо расспросить других людей, играющих в Persona, об их личном опыте боев в Persona 5 Royal. Итак, небольшая фановая секция «вопрос-ответ», в которой сегодня поучаствует моя знакомая, которая сейчас как раз проходит Persona 5 Royal, используя только Арсена в качестве персоны главного героя.

— Итак, расскажите для начала немного о вашем стаже в мире Persona, и в частности P5 и P5R. Как вы пришли в эту игру, почему задержались?
— В серию Persona я пришла достаточно давно, начиная еще со второй части, а точнее с Innocent Sin, которую я до сих пор искренне и нежно люблю, ставя выше остальных частей. Пришла, как ни странно, через роскошный саундтрек, который был сделан для версии на первую Playstation. Задержалась в первую очередь из-за истории, отсылок к Юнгу, в целом вселенная Megami Tensei меня привлекает своеобразной трактовкой религиозных и философских концепций.
— Расскажите о своей самой-самой любимой сборке в мире P5R?
— На NG я меняю персон, как перчатки, только если не ухожу в челленджи, вот как например сейчас — с Arsene-only. К NG+, естественно, у меня уже полностью открыт компендиум, не считая Сатанаэля, и я просто набираю себе самых сильных персон, олицетворяющих каждый элемент, навешивая на них резисты и бусты.
— Кого из сопартийцев вы считаете самым классным и почему? С точки зрения механики: кто, на ваш взгляд, самый сломанный из них?
— Я не могу выделить кого-то одного, игра в принципе построена так, что тебе приходится периодически менять сопартийцев. Но самый сломанный, пожалуй, это Макото — она и хилер, и боец, и чего только по итогу в P5R не умеет.
— Вспомните какого-нибудь босса или момент в игре, который у вас вызвал проблему/заставлял перепроходить/переделывать билд/стиснуть зубы и гриндиться? Ну, когда вы ещё не настолько были прошарены в П5.
— В ванильной П5 это был Ялдабаоф, как ни странно — на него мне просто не хватало терпения. Сейчас щелкаю его как семечки, конечно. В Рояле проблем с боссами особо после ванильной версии уже нет.
— Persona 5 Royal — игра, по которой можно бесконечно, как мне кажется, писать гайды — и один будет лучше другого (наверное). Но вот что вы, лично вы, можете от себя посоветовать начинающим игрокам? Разумеется, с боевой точки зрения — социалка — это отдельное море.
— Почаще сохраняться, пока игра дает возможность. Особенно на Merciless.
— Какие у вас любимые персоны и почему? И какие из DLC вам нравятся или не нравятся? Косметику в расчёт не берём.
— Ответ банальней некуда — самый любимый у меня Ёшицуне, после него Люцифер, пожалуй. Из DLC ни одна персона не нравится — слишком имбалансно.
— Допустим, приходит новичок в P5R. Он не особо разбирается в механике, не особо понимает, как это всё взаимодействует, для него всё в новинку. И вот такому новичку что бы вы посоветовали на первые, допустим, три дворца, пока у тебя не открыта большая часть механик? На что обратить внимание, как персоны, какие ветки?
— Нещадно лутаться и фармить деньги в первых трех дворцах. На дворце Камошиды вкачаться как можно быстрее до 7 уровня и фьюзить Genbu, потому что он первая персона с Bufu, а это будет спасать, если не надеть найденное в сундуках кольцо мороза, от Berith. По конфидантам — делать в первые три дворца большой упор на Рюджи, Такеми, Каваками и Соджиро, по социальным статам качать в первую очередь шарм и храбрость. Ну, это для тех, кто хочет на NG под конец получить все и сразу. А в остальном считаю, что пусть каждый проходит игру так, как считает нужным.

Что ж, большое спасибо за ответы! На этом мы прощаемся, с вами был Asmodeva и до новых встреч!