Беспрецедентные санкции, которым подвергается Россия, фактически поставили страну в условия блокады. Пока в обществе преобладают шапкозакидательские настроения, и создается впечатление, что санкции на нас вообще никак не сказываются. Но это не значит, что их нет. На самом деле зависимость от импортных составляющих есть практически везде. Просто мы еще не в полной мере ощутили на себе последствия санкций, так как они нацелены на долгосрок и имеют отложенный эффект. Реально они проявят себя, когда скажутся на промышленности и непродовольственном сегменте. Пока здесь всё более-менее работает, так как были сделаны заделы по импортируемым компонентам. Но они не бесконечные.
Из-за прямого запрета на поставку в Россию оборудования и компонентов для нефтехимии в группе риска оказались все компании полимерной отрасли. Под запрет на поставку вошли десятки наименований химической продукции. С учетом величины списка на рынке происходит огромное количество разрывов цепей поставок. Сфера промышленности так устроена, что одни товары помогают производить другие. Настоящие проблемы начнутся тогда, когда закончатся запасы и у кого-то возникнут перебои с поставками, появится дефицит, снизится производительность или начнутся простои. Одно предприятие не сможет произвести продукцию, необходимое другому, и остановится уже оно, которое также производило продукт для следующего.. Сработает эффект домино. Самая сложная задача сейчас – избежать этого.
К моему огорчению, в санкционный список попали катализаторы и спецхимия, которая традиционно вся импортировалась для производств полиолефинов, полиэтилена, полипропилена и других продуктов реакции полимеризации. Катализаторы и спецхимия — это такие волшебные компоненты, которые участвуют в химической реакции, результатом которой нефть превращается в сырье для производства привычных нам пластиков. Сырья у нас хватает, а вот компоненты, чтобы технология работала, есть не все. Без катализаторов ни на одном заводе невозможно производство полимеров. Конечно же, об этом риске знали заранее и частично уже были проработаны альтернативы, но невозможно просчитать абсолютно всё. Да никто и не знал и даже не думал, что ситуация окажется такой тяжелой.
Буквально в конце января все ключевые игроки рынка встречались на международной выставке Интерпластика-2022 в Москве. На выставку приезжают экспоненты и посетители со всей России и зарубежья. На одной площадке в течение 4-х дней собрались все нефтехимики, импортеры и экспортеры, поставщики сырья и добавок, производители оборудования, переработчики. Все ходили в приподнятом настроении и радовались, что постепенно снимаются ковидные ограничения и участники смогли прилететь на выставку. Подводились итоги, обсуждались новые поставки и строились оптимистические планы по расширению производств на будущее. Лишь изредка настораживали вопросы представителей транснациональных компаний (как правило корни таких компаний в Америке). «А что вы будете делать, если введут санкции на поставку сырья?» И тут же наши европейские партнеры удивленно отвечали: «Ну что вы, какие могут быть ещё санкции. У нас же бизнес!» Только сейчас весь пазл сложился, ведь именно транснационалы первыми заявили об уходе с рынка России и прекращении поставок. Ну а тогда и в голову никому не приходило, что это возможно.
Прошёл всего месяц, как вдруг все перевернулось и здрасьте, новые реалии. Конечно же, подавляющее большинство оказались к ним не готовы. Да это и не нужно было. Мы же живем в эпоху глобализации, когда в соседней стране есть производитель, специализирующийся на чем-то своём, а все другие пользуются его продуктом. Именно такое положение дел позволяет развиваться отраслям. Всех всё устраивает и так продолжается годами. Но вот в одночасье доступ к его продукту стал ограничен. Что делать в такой ситуации? Либо начать производить самому, либо купить у кого-то другого.
Немного успокаивает то, что большую часть попавших под запрет компонентов действительно можно начать производить самим или заменить аналогами из других стран. Но это невозможно сделать одномоментно. К тому же остается узкий ассортимент специальной химии, где найти альтернативу в ближайшее время невозможно. Даже временные перебои с поставками которых могут привести к частичным остановкам нефтехимических производств.
Основные производители полиолефинов нашей страны входят в состав таких гигантов, как Сибур, Роснефть, Лукойл, Газпром, ТАИФ. К ним относятся заводы Томскнефтехим, ЗапСибНефтехим, Нижнекамскнефтехим, Казаньоргсинтез, Уфаоргсинтез, Ставролен, Газпром нефтехим Салават, Ангарский завод полимеров и другие. Все эти заводы ориентированы на производство базовых марок полимеров, используемых в основе всех пластиковых изделий. Продукция нефтехимиков направлена как на внутренний рынок, так и в значительной доле экспортируется за рубеж. По рекомендации правительства цены внутри страны на базовые полимеры в марте были заморожены на уровне февраля месяца, и они были одни из самых низких. Делалось это для поддержки российских переработчиков пластмасс. Это производители пакетов, пластиковых труб, стройматериалов, медицинских изделий, упаковки продуктов питания и всего, где есть присутствие пластмасс. Но помимо базовых полимеров российского производства, практически во всех пластиковых изделиях присутствует также и импортное сырье, добавки и красители. Они придают изделиям те свойства, которые мы привыкли в них видеть: пленки эластичными, трубы прочными, а стройматериалы долговечными. Даже в такой привычной нам упаковке жидких продуктов питания, как Tetra Pak, внешне похожей на обычную картонную коробку с удобным колпачком, используется тонкий слой полимерной пленки. Именно он и не даёт жидкостям протечь наружу. Да и сам Tetra Pak – это шведско-швейцарская компания, которая может под давлением или проблем с поставками свернуть своё производство.
В марте 2022 года большинство европейских производителей полиолефинов объявило о своем уходе с российского рынка. Кроме того, и некоторые производители из других стран, имеющие совместные с Европой производства, также ограничили поставки полимеров на российский рынок. В этой связи российские переработчики столкнулись с дефицитом полимеров европейского производства. Спрос, при отсутствии достаточного предложения, порождает рост стоимости этого предложения. Эта ситуация дала толчок к резкому росту цен на импортируемые полимеры и добавки. Также усугубили ситуацию рост курса валюты, практически полный переход на предоплату и увеличение стоимости банковских заимствований.
Поэтому, несмотря на заморозку цен на базовые марки внутри страны, себестоимость производства пластиковых изделий выросла от 10% до 50% в зависимости от доли импортной составляющей. При этом сами нефтехимики — производители базовых полимеров допускают рост цен на свою продукцию более чем в 1,5 раза. По этой причине они предложили правительству заморозить рублевые цены не только на их продукцию, но и на сырье для нефтехимии. Переводить абсолютно всё на ручное ценообразование экономически нецелесообразно, да и правительство не смогло бы быстро это сделать. В апреле началось постепенное повышение цен на российские базовые марки, и рост составит порядка 5-10%. И пока цена не скорректируется, рост будет плавно повышаться. Это если не будет внеплановых остановок у нефтехимических гигантов.
Что же будет с пластиками, если произойдут и остановки и не будет полимеров европейского производства? Если остановы произойдут на наших заводах, то переработчики столкнутся с дефицитом ещё и по базовым маркам. Тогда рост цен может быть гораздо выше 5-10%. В таком случае можно ожидать, что нефтехимики столкнутся с ограничением экспорта их продукции из России, а доля импорта значительно вырастет.
Для более простых видов базовых марок будет проще найти замену на аналогичные виды из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки, Ближнего Востока и Средней Азии. Сложным полиолефиновым сополимерам найти замену в перечисленных регионах будет труднее, но можно организовать параллельный импорт европейских марок. Поэтому ожидается, что в целом поставки импортных полиолефинов в Россию из дружественных стран резко возрастут.
Может ли данная ситуация как-то благоприятно сказаться? Думаю, что да. Сложившаяся ситуация простимулирует нефтехимиков страны к развитию собственного производства альтернативы инновационным импортным маркам полиэтилена, полипропилена и сополимерам. В перспективе основные катализаторы и узкую специализированную химию можно будет делать в России или закупать у более надежных партнеров из дружественных стран. В профильных новостях уже сообщалось, что запуск производства импортозамещающих катализаторов возможен в Новосибирске. На территории Института катализа им. Г. К. Борескова СО РАН в рамках проекта «Академгородок 2.0» планируют построить центр коллективного пользования «Опытное производство катализаторов» (ЦКП ОПК). Работа центра будет в первую очередь направлена на разработку и внедрение катализаторов нефтепереработки (гидроочистки и каткрекинга) – это привычные нам бензины, топливо и масла; катализаторов полимеризации – это пластики; и технологию получения высокочистого оксида алюминия – это удобрения и важный носитель для других катализаторов. Конечно же, создание подобного центра сможет в будущем обеспечить конкурентоспособность и независимость нефтехимической промышленности от импорта. Но именно в будущем. Строительство и ввод в эксплуатацию запланированы на 2026 год.
Главное, в любые времена сохранять оптимизм и видеть возможности. Но только не терять голову и сохранять реалистичный взгляд на вещи. Ожидать уже завтра полного перехода на отечественные аналоги бессмысленно. Рассчитывать на одномоментную переориентацию поставок и импортозамещение из других стран – самообман. Думать, что операция вот-вот закончится и всё вернется на свои места – опрометчиво. Никто не будет ждать с распростертыми объятиями те компании, которые сейчас не пытаются найти решения и демонстративно уходят с российского рынка.
На что точно нужно рассчитывать, так это на импортозамещение и поставки из дружественных к нам стран. Здесь важно понимать, что как и у нас никто не был готов к подобной ситуации, также и в дружественных странах никто не был готов. В этих странах может попросту не оказаться того количества свободного объема материала, который необходим нам для закрытия всех потребностей. Поэтому надо трезво оценивать ситуацию сейчас и уже вчера прорабатывать все возможные альтернативы и пути поставок.
А за авоськами лезть на чердак не придется. Мы что-нибудь обязательно придумаем ;)
Больше информации, выжимка актуальных новостей каждый день в ТГ Канале Лаб Лайф - присоединяйся!
#полимеры #нефтехимия #цепочка поставок #санкции против россии #импортозамещение #полимерная пластика #полимерные добавки #пластик #сырьевая экономика #сырьевые рынки