В 80-е годы, которые считаются «золотым десятилетием» русского рока, отечественная рок-музыка держалась на трех основных китах –ленинградском роке, представителях московской рок-лаборатории и так называемой уральской школе, ведомой свердловским рок-клубом. Все три направления в свое время имели определенное влияние и фаворитов.
Со временем каждый из этих рок-клубов прекратил существование. Но если представители первых двух школ здравствуют и поныне, и даже умудряются собирать стадионы, то большинство свердловских коллективов давно кануло в никуда. Уральский рок так и не прошел проверку временем.
Первые рок-коллективы стали появляться в Свердловске еще в 70-х годах. Музыканты, как водится, вначале копировали западные команды. И делали это на любительском уровне. Всерьез уральский рок стали воспринимать лишь в начале 80-х, с появлением таких коллективов как «Трек», «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус». А весной 1986 года в Свердловске создали свой рок-клуб.
Создатель объединения Николай Грахов, композитор-интеллектуал Александр Пантыкин и талантливый поэт Илья Кормильцев – вот те три столпа, на которых держалось мощное здание уральского рока. Как написал однажды известный в профессиональных кругах рок-журналист Андрей Бурлака, именно за счет эрудиции и поэтического таланта Кормильцева, уральские музыканты громко заявили о себе на всю страну. Стали ярким явлением на отечественной сцене. Гремели на всех ведущих рок-фестивалях тех лет. Поразили публику безупречным вкусом, утонченным стилем, изысканностью и романтизмом.
Однако век уральского рока оказался слишком коротким, а его флагманы быстро разбрелись кто куда. Вячеслав Бутусов вскоре перебрался в Питер. Капитан распустил свою команду. А потом набрал новый, уже питерский экипаж «Наутилуса» , с которым заиграл жесткую гитарную музыку. В Городе на Неве обосновалась и Настя Полева. Братья Самойловы вместе с «Агатой Кристи» перекочевали в Москву. А в 1991 году перестал существовать и сам свердловский рок-клуб.
Почему так произошло, и уральский рок быстро утратил свое былое влияние? У меня нет ответа на этот вопрос. Возможно, дело было в излишнем конформизме его фаворитов, более серьезной конкуренции со стороны Питера и Москвы. Так или иначе, эта музыка не стала вечной. Проверку временем она не выдержала. И сегодня интересна разве что эстетам от рок-н-ролла. И даже новая волна уральского рока в лице разного рода «Чичериных» во второй половине 90-х годов не спасла положение и быстро сошла «на нет».
Чем сегодня занимаются бывшие уральские рокеры? Илья Кормильцев в последние годы жизни делал литературные переводы и жил за границей. Николай Грахов ушел в бизнес – занялся развитием коммерческих радиостанций в стране, получил в 2006 году премию «Медиаменеджер России». Вполне официальную карьеру сделал уральский эрудит Александр Пантыкин. С 2013 года он возглавляет «Союз композиторов Свердловской области».
Вячеслав Бутусов после неудачных коллабораций второй половины 90-х вначале собрал проект «Ю-Питер». Теперь концертирует вместе с «Орденом Славы», исполняя старые хиты «Наутилуса». Время от времени дает концерты Настя Полева. Но о её активной деятельности говорить не приходится. Братья Самойловы давно распустили свою «Агату Кристи», и каждый из них пошел своим путем.
Живет и здравствует практически в неизменном составе, пожалуй, лишь группа «Чайф». Единственная из старой волны уральского рока, способная и сегодня собирать большие площадки. Причем, музыканты по-прежнему живут в своем родном городе, и уезжать оттуда не собираются. Но никакой погоды в отечественной рок-музыке эта команда давно уже не делает. Уральская волна схлынула. Остались лишь ностальгические воспоминания.
А вы слушаете группы уральского рока? Высказывайтесь в комментариях.
Друзья, ставьте лайк, делитесь публикацией в соцсетях, подписывайтесь на мой канал.
#рок #музыка #рок-группы #русский рок #чайф #агата кристи #наутилус помпилиус #рок-клуб #вячеслав бутусов #настя полева