Придумать такое смог бы разве что фантаст или писатель, который замечает мистические знаки во всем, а уж в смерти и подавно. Невероятное бессмертие выпало на долю простой француженки, которая умерла приблизительно в 1860-1880 годах. Ее имя осталось неизвестным, а образ уже вошел в историю как "Незнакомка или Джоконда из Сены».
В России о «Незнакомке из Сены» узнали после публикации стихотворения Набокова в 1934 году.
«Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
всё гляжу я на белую маску
неживого лица твоего…»
Набоков по своему истолковал причины трагедии, которые привели к гибели девушки. В стихах он обрисовал собирательный образ предполагаемого преступника, имя которого, как и имя его жертвы, осталось неизвестным. Факт того, что такой человек был, следствие не подтвердило, а причин самоубийства по сути дела подростка в то время во Франции было немало. Рассматривалось и случайное падение девушки в воду - утонула потому, что под воду ее утянули намокшие юбки, в которых ноги запутались, а сил выплыть оказалось недостаточно.
Тело утопленницы выставили в специальной витрине на всеобщее обозрение для опознания, вместе с другими найденными покойниками. Зрелище не для слабонервных, но недостатка в желающих поглазеть, не было - как и во время публичных казней народ сбегался толпами. Газетчики покойницу быстро окрестили «Незнакомкой из Сены», а потом и «Джокондой», чтобы привлечь внимание к своей публикации. Романтический ореол вокруг этой истории образовался сам собой, недостающие детали восполнялись за счет богатого воображения всех, кто утопленницу видел потому, что только ее лицо, сохранившееся в холодной воде реки, имело такое выражение, будто смерть была избавлением. Это и сподвигло патологоанатома местного морга сделать слепок. Подлинность слепка пытались опровергнуть, аргументируя тем, что так улыбаться мог только живой человек. Но разоблачение, что имела место мистификация, широкой поддержки так и не получило. Французы не захотели расстаться со своей "Незнакомкой" и с энтузиазмом включились в ее увековечение.
Предприимчивые люди изготовили множество копий маски, которые стали охотно раскупаться, как олицетворение встречи своего конца со спокойным смирением и даже радостью.
Но на этом дело не кончилось. И как бы это не показалось странным, «Незнакомка из Сены» продолжила «жить» под именем Анна, став инструментом и символом надежды на спасение…
Читайте эту удивительную историю на другом моем канале: