В декабре 1719 года между Швецией с одной стороны, и Данией, Пруссией, Польшей и Англией – с другой, установилось перемирие на 6 месяцев. 3 июля 1720 года был подписан мир между Швецией и Данией с Пруссией. По его условиям, Швеция платила Дании 600 000 риксдалеров и обещала не поддерживать в дальнейшем Голштейн-Готторпскую фамилию. Пруссии она передавала Штеттин и другие территории в Померании, оказавшиеся в прусском владении; Дания выводила свои войска из Померании, а также из Бахуса и Марстранда. Польша включалась в договор, и Швеция признавала Августа королем. Еще раньше, 20 ноября 1719 года, мир со Швецией заключила Англия. Швеция уступала Бремен и Верден, но получала взамен один миллион риксдалеров и обещание помощи английского флота на следующий год. Теперь бывший союзник англичан – Россия – становился основным противником английского флота на Балтике.
Чем же был вызван такой крутой поворот в политике наших вчерашних союзников? Дело в том, что новый король Англии Георг I был еще и ганноверским курфюрстом. И Георга, как курфюрста Ганновера, очень беспокоил вопрос Вёрдена (Шлезвиг-Гольштейн) и Бремена (принадлежавших тогда Швеции, но полученных Георгом после смерти Карла XII и заключения мирного договора), на который ганноверцы претендовали и которые хотели сделать центром английской торговли с Германией.
Петр же предложил прорыть канал между Балтийским и Северным морями, чтобы иметь возможность водить торговые корабли в обход Балтийских проливов и не зависеть от Дании и Швеции. Более того, Петр хотел прорыть канал по территории «карманных» прорусских Мекленбурга и Шлезвиг-Гольштейна, прямых конкурентов Ганновера, что автоматом делало эти два герцогства главнейшими перевалочными базами на Балтике, низведя роль ганноверских территорий до обыкновенной региональной торговли. Ведь в этом случае торговый центр смещался на восток, роль Дании и Швеции падала, Ганновер становился зажат между французской, голландской и гамбургской торговлей, а это грозило "потерей потерь" - утратой выгодного торгового положения.
И да, сразу же.
Это не была причуда тирана, или что-то в этом роде.
Надо сказать, что канал, соединяющий Балтику и Эльбу в Германии был. И даже очень давно. И даже целых два.
Первый из них - Эльба-Любекский был построен в далеком 1398 году. Строился он более 7 лет (с 1391-го). Дело в том, что для ганзейских городов была безумно важна люнебургская соль, вопрос о которой мы затрагивали, когда писали начало по "Балтийской луже". Так вот, Любек на тот момент своим конкурентам проигрывал, ибо чтобы попасть в Люнебург, его суда должны были обогнуть Данию и выйти в устье Эльбы, что конечно же было неудобно.
И вот 22 июля 1398 года первые 30 барж с солью из Люнебурга пришли в Любек. Ежегодный оборот составлял примерно 800-1500 барж за навигацию (с мая до конца августа), пропускная способность за сутки - 24-30 барж. За навигацию доставлялось 30-50 тыс. тонн соли.
Но. Было большое НО. Этот канал выходил в самое устье Эльбы, и во время наводнений на реке его затапливало и чуть ли не полностью размывало. Как раз в описываемое нами время, в 1717 году, страшный штормовой прилив на Нижней Эльбе буквально затопил близлежащие области, в том числе сильно пострадал и Гамбург, расположенный на сильно вдающемся в Эльбу мысе на левом берегу. Город очень тяжело оправлялся от стихии, и в результате уступил свое первенство на Эльбе датской Альтоне, которая почти не пострадала от наводнения, потому что была расположена на более высоком правом берегу устья Эльбы.
Был и второй канал, Висмар-Домитцкий, построенный в 1531 году. Он шел от Висмара до Шверинзее (Шверинского озера), далее на Шаальзее (Шаальское озеро), и далее к Эльбе к городу Демитц. Создан он был для того же самого, что и Эльба-Любекский - для вывоза Люнебургской соли в Висмар.
К 1570-м, когда для Ганзы настали трудные времена (приложил к этому положению дел руку в том числе и наш царь Айвен Грозный), канал постепенно пришел в запустение и выглядели некоторые участки примерно вот так:
Дальнейшую жизнь каналу планировал дать Альбрехт Валленштейн. Те, кто читали "Сокрушение Империи", или давние читатели моего ЖЖ помнят, что Валленштейн решил реанимировать Канал и расширить его, связав Эльбу с Висмаром и Ростоком.
Но планам полководца не суждено было сбыться - Штральзунд не сдался, высадился Густав-Адольф, и все планы были похерены.
По сравнению с Эльба-Любекским каналом Висмар-Демитцкий имел один большой плюс и один большой минус.
Плюс - это то, что в Эльбу он вливался в районе Демитца, то есть за 150 км от устья, и соответственно никакие приливы были ему не страшны. И при желании его можно было добротно построить и пользоваться очень долго.
Минус - это был не речной, а реко-озерный канал, и здесь часть пути баржи преодолевали с помощью лошадей или мулов, а часть - под парусом или на веслах. Не очень удобно.
И именно этот канал Петр и предложил расширить и перестроить герцогу Мекленбургскому в 1717 году, при этом создав на паях капитал с участниками в лице России, герцогства Мекленбург-Шверин, гамбургских банков, а так же взносов висмарских и ростокских купцов (предполагалось так же продлить канал позже и до Ростока). При этом Петр выговорил право, что никакой русский товар по пути из Балтийского в Северное море облагаться ни Мекленбургом, ни Гамбургом не будет. Поскольку проект не был реализован из-за смерти Карла XII и резкого охлаждения отношений с Ганновером и Данией, этот план остался только в набросках. Известно, что ширину хотели заложить в 16 метров, а глубину в 2.5 метров. Ширина была выбрана из расчета, чтобы две 200-тонные баржи (ширина 5 метров) могли спокойно разойтись между собой, по обоим сторонам канала планировались брусчатые дороги для лошадей и мулов. Кроме того, данная ширина и глубина позволяла пройти каналом судам до 250 тонн грузовместимости с осадкой в 8 футов (стандартный голландский флейт - 200-250 тонн, ширина 20 футов, осадка 8 футов).
В общем, ничего невозможного не было, если учесть, что Гамбург сильно пострадал в 1717-м и не мог диктовать свои условия, более того - он оказался сам заинтересован в таком канале, ибо после завоевания Бремена и Вердена Ганновером английская немецкая торговля сместилась на Везер, и Гамбург остался не у дел.
Будь построен этот канал - в проигрыше от такого поворота однозначно оказывались бы шведы и западно-германские земли, прежде всего Ганновер. Для самих английских купцов торговать через Эльбу или через Везер - было абсолютно перпендикулярно.
И вот тут у англо-ганноверцев рвануло сильно, ибо Петр ударил их по самому святому – по кошельку. Такого ни англичане, ни немцы никогда не прощают.
Рвануло так, что еще летом 1719 года на Балтику была послана эскадра адмирала Джона Норриса (15 линейных кораблей), которая 17 июля появилась в Копенгагене. Правда еще перед ее приходом, 4 июня 1719 года русский парусный флот одержал первую свою победу в битве при Эзеле, где 6 русских кораблей и 1 шнява под командованием Наума Сенявина расстреляли и захватили 2 шведских линкора и бригантину. А англичане лишь 5 августа начали крейсерство у Готланда, защищая шведские берега, а 7 октября ушли домой, так ничего и не сделав.
Ну а Кильский канал прорыли только при Бисмарке, в 1895 году. Прорыли изначально для чисто военных нужд, тогда как Петр видел в этом канале прежде всего выход в Северное море для всей немецкой, польской и русской торговли.