До сих пор мы видим устаревший термин: моторная алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Но западное сообщество логопедов сделало открытие, где при моторной алалии у детей не может полностью отсутствовать речь, у них страдает грамматический строй речи.
После звукоподражаний ребёнок может сразу заговорить маленькими фразами, либо начать говорить первыми слогами. Нет нарушений переключения.
Современный термин: моторная алалия - языковое нарушение, когда ребёнок не усваивает язык, как систему. Ребёнок не понимает, как согласовать существительное с прилагательным, не использует падежи, числительные, разговаривает как иностранец (я кушать каша).
Моторная алалия имеет локализацию в третичных полях головного мозга. Они созревают у человека позже других корковых полей.
Диспраксия - нарушение переключения и целенаправленных действий.
Есть 2 вида диспраксии:
эфферентная - ребёнок уже говорящий, но отмечается несостоятельность воспроизведения серии движений, может говорить только ударным слогом, только первым слогом, имеет грубое нарушение слоговой структуры;
афферентная - ребёнок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы (это же относится к нарушению соматогнозиса (ощущению собственного тела).
Диспраксия базируется во вторичных полях.
Одновременно не может быть диспраксии и моторной алалии. Так как у неговорящего ребёнка с диспраксией невозможно диагностировать нарушение грамматического строя речи (моторную алалию). А при моторной алалии у ребёнка не всегда бывает нарушение слоговой структуры слова.
Уже говорящий ребёнок с диспраксией может путать окончания, но это связано с тем, что он имеет сложность в переключении поз, а не с нарушением грамматики. Ребёнок механически научился говорить «вата», но изменять на «вату» пока не получается.
Диспраксию ещё называют корковая дизартрия - гипертонус отсутствует или есть небольшой гипотонус, но имеется нарушение моторного планирования.
Коррекция при МА и диспраксии будет строиться по-разному. Поэтому важна правильная диагностика.
Важность дифференциации оральной и речевой диспраксии.
Оральная диспраксия часто встречается у маленьких детей одновременно с дисфазией развития (стойкое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых зон головного мозга, отвечающих за речевое развитие).
У детей, имеющих гипотонию оральной мускулатуры (пониженный тонус), часто наблюдается слюнотечение, затруднения при жевании, кусании и глотании.
Оральная диспраксия становится заметной при выполнении таких движений, как высовывание языка, надувание щек, прикусывание и сжимание губ, горизонтальные и вертикальные движения языком из стороны в сторону. При ОД ребенок не может выполнить по инструкции эти движения, даже если инструкция понятна.
Речевая диспраксия представляет собой расстройство артикуляции. Существует около ста мышц, участвующих в речи. В речевых движениях частично задействована та же самая мускулатура, как и в неречевых движениях. Поэтому оральная и речевая диспраксия могут существовать одновременно. Но также РД не всегда бывает при оральной диспраксии.
Элементарные звуки (па-па-па, та-та-та) формально относятся к речевому праксису, но часто их произнесение страдает и при ОД.
Речевая диспраксия часто встречается при дисфазии развития и практически представляет собой составную часть данного расстройства, так как у маленьких детей речевое развитие проявляется только в устной речи, а внутренняя речь и речь, построенная на зрительных представлениях (подражаниях), отсутствуют.
Нарушение слоговой структуры слова
В речи 3х летнего ребенка в норме присутствуют перестановки, пропуски и замены слогов. Но если ребенок 4-5 лет произносит «негоси» вместо «снеговик», то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова (ССС).
ССС влияет на грамматический строй речи. Отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам, например, окончаниям.
Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.
Слоговая структура является генетически более ранним образованием, чем фонематическая функция звука.
Выделяют такие типы нарушений слоговой структуры:
Элизия (пропуск части слова): пуца – пуговица;
Перестановка: зупыри – пузыри;
Добавление звука или слога: панамама – панама;
Контоминации (смешение элементов от двух или более слов): кобудка – конура, будка;
Персеверации (циклическое повторение): магазим – магазин (повторение первого звука);
Уподобление слогов: кококосы – абрикосы;
Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): нананасы – ананасы.
Нормы развития ССС:
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2-х слогов, например, (ива, сова),
- из 3-х слогов (кабина, машина),
- из 1 слога, например, (мак, сок).
4-5 лет: воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, кошка, мостик, скворечник, телевизор, сковорода, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
Искажения ССС присутствуют при таких нарушениях, как диспраксия, дизартрия. Важно соблюдать четкую последовательность в работе, чтобы добиться отличных результатов.
Коррекционная работа начинается с самотогнозиса. Ребёнка с диспраксией важно научить чувствовать своё тело. Ребёнок должен уметь повторять движения за специалистом, понимать пространство вокруг себя, чувствовать расстояние от себя, потом предметов относительно друг другу, ощущать временные представления (что сначала, что потом), для детей актуальны сенсорные комнаты, тактильные игрушки.
В коррекции важно моторное планирование. Если малыш повторяет одну позу, то он сможет произнести 1 слог. А для соединения слогов в слова учим ребёнка переключаться между позами. В 4 года ребёнок умеет прыгать, лазать по лесенке, стоять на одной ноге, кидать мяч.
Следующий этап - работа над мелкой моторикой, пинцетным захватом, игры с прищепками, шнурками. На этом этапе также важно уметь переключаться с одного движения на другое (кулак, 2 пальца, кулак, 2 пальца). Это задание также относится к визуально-ритмическому ряду (шишка, палка, шишка, палка; 2 синих камня, 1 желтый и тд).
Этап развития слухоречевой памяти. Задания даются таким образом: положи мишку на красную книгу, а кису на желтую книгу. Слухоречевая память в полном объёме, если ребёнок выполняет это задание. Следовательно, он сможет также последовательно сложить слоги в слова.
Этап артикуляции и речевого выдоха. РВ важен тем, что его отсутствие может привести к опусканию некоторых слогов, так как у ребёнка не хватает дыхания, чтобы закончить слово.
Работу начинаем с гласных звуков, затем с открытых слогов (ма, па), закрытых (ам, ух), стечения согласных (мпа, бда).
Часто вместе с нарушением ССС встречаются нарушения фонематического слуха, ребёнок неправильно слышит произнесённый звук. Это ещё называют речевая слуховая агнозия.
Когда мы понимаем, что ребёнок повторяет за нами звуки, произносит их сам, переходим к 14-и типам слоговой структуры по А.К.Марковой (в карусели). Идём по очереди с первого типа, и не начинаем учить следующий, пока не укоренится предыдущий.
Хотя, скажу по секрету, достаточно хорошо отработать первые 3 типа ССС, чтобы ребенок заговорил, остальные формируются самостоятельно, если правильно пройти все этапы коррекции.
Визуально-ритмический ряд для запуска речи
Для формировании слоговой структуры слова и способности к серийной и последовательной обработки информации необходимо развивать оптико-пространственную ориентацию и временные представления.
В основе ССС лежит развитие ритмической стороны речи, которая делится на деятельность зрительного, кожно-кинестетического и тактильного анализатора.
Какие задания используются для формирования ССС и дальнейшего воспроизведения речи?
последовательность 1:1
последовательность 2:1, когда ребёнок научился делать 1:1
последовательность 1:2, чуть сложнее, чем 2:1
последовательность более сложная, чем предыдущие, 1:1:1
самый сложный вариант - визуально-ритмический круг
Есть исключения, когда детям одинаково легко выложить и обычный ряд, и круг.
Но есть дети, которые не могут самостоятельно выкладывать последовательность 1:1. Тогда мы пробуем вертикальную выкладку, когда специалист в своём ряду кладёт предметы, а ребёнок в своём ряду делает так же. Предлагаем инструкцию «сделай так же».
Но стараемся от этого уйти, чтобы не подменять одну логическую операцию другой. Мы проверяем когнитивную сферу ребёнка.
Если у малыша в 2 года на диагностике получается выложить визуально-ритмический ряд, то когнитивная сфера в норме.
Как это отражается на речи?
Во время воспроизведения слова мы производим серию звуков, которая должна быть соблюдена в правильной последовательности. Конечно, речь не появится, если просто выкладывать предметы.
Поэтому, когда ребёнок научился выкладывать визуально-ритмический ряд, добавляем к последовательностям моторную программу (позы рук, пальцев), развиваем моторную сферу, параллельно с соматогнозисом.
Далее на 2ом этапе запуска речи, после развития звукоподражания, отрабатываем интерес к звукам. Это упражнение даёт возможность переключаться между звуками, дети овладевают коартикуляцией.
Затем накладываем на визуально-ритмический ряд речь. Сначала слоги, затем слова первого типа слоговой структуры (вата, вода, муха и т д.), добавляя моторную программу (позы пальцев).