Найти тему

Фёдор Баринов: пробуйте нестандартные приемы

Добрейшего всем дня! Сегодняшнее интервью я хочу начать с нескольких автобиографических фактов:

  • в старших классах ходила в косухе, на которой было не меньше 15 кг всевозможных заклепок и цепей;
  • красила волосы во все цвета радуги, а любимой прической был 30-сантиметровый ирокез;
  • три десятка лет летала на мотоциклах (и не факт, что снова к ним не вернусь, все может быть), а из первой машины при помощи рукастых друзей, воплотивших мои дикие фантазии, получился почти неуправляемый реактивный монстр.

Сейчас, конечно, малость спокойнее стала, чтоб детям неправильный пример не подавать, но устроить какую-нибудь эпатажную выходку могу в два счета. А теперь посмотрите на фото ниже и ответьте, сколько у нашего сегодняшнего гостя было шансов пройти мимо меня незамеченным? Правильный ответ - ни одного!

Творения этого совершенно невероятного мастера - под стать его внешнему виду. Броские, необычные, поражающие воображение полетом фантазии и множеством интересных деталей. А в ходе общения выяснилось, что к эпатажной внешности еще и недюжинный ум прилагается. С огромным удовольствием представляю нашего гостя. Знакомьтесь, Фёдор Баринов, известный в творческих кругах как Zero Nosuch.

Творческие наклонности проявились у Вас уже в детстве, или же это результат взросления?

Я бы сказал так: какие-то попытки мастерить мелкие штуки – плести из бисера, паять из жести, что-то простенькое вырезать из дерева - конечно, возникали всё детство, но это как-то не воспринималось всерьёз. Особенно учитывая, что где-то к моему школьному возрасту начались глобальные общественные передряги – распад СССР, переориентирование на чисто рыночные отношения. Художники в этот период были решительно никому не нужны, и думать всерьёз о таком выборе профессии было абсолютно нереально. А вот года этак в 22 как-то так сложилось, что и захотелось всерьёз создавать эффектные штуковины, и пришло понимание, что это вполне может быть достойным в финансовом плане делом. Вот с тех пор всё и закрутилось.

Вы часто присутствуете на фотографиях со своими творениями, и внешний вид у Вас весьма необычный. Какую реакцию окружающих Вы чаще замечаете, неодобрение или восхищение?

Ну, начнём с того, что фото с работами, фото с мероприятий и из обычной жизни это довольно разные вещи ) Всё же бОльшая часть моих работ это предметы не повседневные – для зрелищного события, для шоу, для фестиваля, в магазин за хлебом такое не носят. Впрочем, я и по жизни хожу примерно в таком же виде, хотя и попроще.

А что касается тех случаев, когда доводится погулять по городу, так сказать, при параде – так вы не поверите, в большинстве случаев никакой особой реакции нет вообще. Москва город большой и очень космополитичный в плане нравов, тут ко всему уже привыкли, да и бОльшая часть России уже насмотрелась на разных неформалов и аниматоров. Кому занятно – тот улыбается, иногда говорят – «круто, интересно выглядишь». Пальцами не показывают и у виска не крутят, если вы про это. Косность русских нравов - это популярный миф, подавляющее большинство людей совершенно адекватные. Всем нравится что-то необычное, разбавляющее рутину жизни, даже если они сами это не осознают!

Стимпанк, техно-арт, готика, постапокалипсис - это перечислено на Вашей странице. А какое из этих направлений все-таки ближе и почему?

В сущности, эти термины сами по себе довольно условные – одно плавно перетекает в другое. Техно-эстетика вообще довольно богато вплетена в изобразительные жанры, у неё богатая история примеров в искусстве – особенно на постсоветском пространстве, очень уж у нас любили тему научно-технического прогресса. А от ряда приёмов, стилистических оттенков и зависит то, к какому подвиду относится та или иная работа. Например, если это фантастическая стилизация под время паровых машин, под 19 век – заклёпки, медь, кожа, старомодные завитушки – то это скорее стимпанк, если под 20-30-е годы прошлого века – обтекаемые контуры и строгие геометрические формы - дизельпанк, если в произведении активно обыгрывается тема катаклизмов, через которые проходит человечество, с соответствующей эстетикой – ржавчина, сильная потрёпанность, явная переделка знакомых предметов в новую форму – то это скорее постапокалипсис, и так далее. Иногда придумывать конкретный термин вообще нет надобности – многие авторы, работы которых сейчас можно назвать стимпанком, демонстрировали свой стиль задолго до того, как такой термин вообще возник )

Лично мне, пожалуй, больше всего нравится стимпанк и самое начало дизельпанка – стилизация под период где-то со второй половины 19 века до первых десятилетий века 20-го – в этой области довольно просто и свободно работать, потому что более поздняя техника имеет более сложные формы, которые в условиях домашней мастерской повторить уже проблематично. Ну и декоративных элементов в этом историческом периоде от души – потом пришёл авангард, промдизайн, и формы начали стремительно упрощаться. А к этой основе уже можно примешивать фэнтези, мифологию, более поздние техно-элементы, да мало ли что ещё!

Пробовали ли Вы сочетать несочетаемое, скажем, постапокалиптический стиль и вычурный барокко? И если да, то что из этого получилось?

На самом деле практически все мои направления очень хорошо сочетаются одно с другим – контраст, в конце концов, тоже лишь один из художественных приёмов. Металл, кожа, дерево, стекло – те материалы, которые я чаще всего применяю – они весьма гармонично смотрятся вместе, даже если, к примеру, сталь заржавить, а кожаную основу под ней натереть до блеска. Так что довольно сложно сказать, были ли попытки синтезировать стили такими уж экстравагантными.

Чаще получается немного по другому: приходит человек за заказом, к примеру, на костюм, подбирает элементы – это чаще всего делается по фото старых работ. А вот в комплект может попасть один предмет из одного стиля, другой из другого, третий из третьего – например, стимпанк-очки, постапокалиптический респиратор, пояс в каком-то условном техно-фэнтези, и к этому ещё и киберпанк-наплечник. Тут можно скорее уж говорить о том, насколько подборка оказалась гармоничной, чем о запланированном творческом эксперименте – но тут уже не я решаю. Впрочем, бывает и такое, что вроде бы набиралось почти случайно – а в итоге смотрится почти как единое целое!

Вот, например, пара таких случаев – на первом фартук ближе к фэнтези, к средневековой алхимии, а остальное – стимпанк. А на втором фартук – вольный повтор постапокалиптического предмета, сделанного для тематического бара, наплечники – киберпанк, в духе кинофантастики 80-х, а шапка вообще какая-то техноготика получилась. А при этом смотрится более-менее слитно )

-2
-3

Среди Ваших работ чего только нет: пояса, очки, оружие, вездеходы, корабли... Перечислять можно очень долго. А что нравится создавать больше всего?

Скажем так: развитие творческих возможностей и интерес к тому или иному направлению происходит в процессе практики - аппетит приходит во время еды, как говорится. До тех пор, пока нет чёткого понимания, что ты уже можешь замахнуться на тот или иной масштаб, стиль, уровень детализации – к нему не так уж сильно хочется приступать, потому что на определённом этапе уже умеешь предвидеть потенциальную неудачу. Мало придумать форму, нужно твёрдо знать, что с имеющимся набором приёмов ты сможешь её создать в материале - прикрепить, грубо говоря, цилиндр А к сфере Б и закрепить это на плоскости В. А когда ты как мастер «дорастаешь» до очередного витка развития творчества – хотеться начинает совсем новых вещей, приходит новый пласт идей.

Сейчас я постепенно вползаю на уровень объектов интерьерного масштаба – где-то между феном и стиральной машиной по размерам – и хочется, конечно, двигаться в этом направлении и дальше. Ну а из области костюмных элементов, которая, понятное дело, тоже никуда не денется – хочется делать предметы помасштабнее, позрелищнее, для шоу, кино, спектаклей. Помимо возможности развернуть фантазию как следует, тут приятно ещё и то, что очередную работу увидит широкая аудитория – в принципе ряд вещиц уже попал в кино, часть этих проектов уже вышла на экран, часть скоро ожидается – видеть такой результат, конечно, всегда очень приятно. Бумажник или ремень, конечно, по своему функциональные вещи, и в них при желании тоже можно вложить много художественной прелести, но чисто зрелищные предметы как-то больше вдохновляют.

Бывали ли у Вас неудачные эксперименты, когда изначальная идея отказывалась воплощаться или же воплощалась совсем не так? Как Вы в подобном случае поступаете, бросаете эту затею или идете к победе любыми способами?

Ну, если мы говорим не про самые ранние работы, которые почти у всех и всегда выходят так себе, и не про чистый эксперимент без конкретных ожиданий от результата, а про проекты из уже сознательной практики – то скорее бывает так: задача как таковая выполнена – всё же чаще всего я делаю предмет не просто так, а под конкретный заказ - но с образом в голове как-то не совпало, и удовлетворения получилось меньше обычного. То есть бросать-то тут нечего, предмет готов, но всё же что-то не то…

А если речь идёт о собственной задумке – то к ней почти всегда можно вернуться через какое-то время. Я, в конце концов, в основном занимаюсь сборкой из отдельных элементов, своего рода компиляцией – то есть к тому, что уже есть, всегда можно приделать что-то ещё, прикрыть неудачные места, добавить «мяса» там, где детализации показалось маловато, и т.д.

Бывали скорее обратные ситуации: когда предмет изначально рассматривался мной как чисто экспериментальный, делался тяп-ляп и наобум – а какой-то человек смотрит и говорит: круто, хочу, продайте! ) Тут уж можно сказать разве что то, что зритель зачастую видит иначе, чем автор – вкладывает свой смысл и свои эстетические критерии. Это тоже прикольно по своему.

Рисуете ли Вы эскизы к своим задумкам, или же все получается спонтанно?

Вот рисование мне как-то никогда особо не удавалось. То есть какую-то примерную схему – здесь шестерня, здесь поршень, здесь медная завитушка – я могу набросать для общего взаимопонимания с заказчиком, но это чисто технический набросок, сам по себе он выглядит довольно скудно. Так что скорее нет, чем да. Видал я мастеров, у которых сами по себе наброски - это почти отдельное произведение искусства, а вот я не из таких )

Есть ли какие-то увлечения или занятия (не обязательно творческие), которые Вам хочется освоить в будущем?

Уфф. Хочется или нет – это вопрос отдельный, но реалии как-то сами подталкивают к тому, что рано или поздно придётся создать что-то вроде отдельного шоурума, демонстрационной мастерской, галереи – в общем, места, где можно будет показывать публике работы вживую. До сих пор работать через интернет было вполне удобно и эффективно, но интерьерные предметы всё же смотрятся гораздо эффектнее вживую, чем на картинках, да и просто хочется иметь более прямой контакт с аудиторией. А в Москве, например, решительно нет таких заведений, куда можно было бы выставить действительно своеобразные работы – либо очень низкий уровень наполнения и цен, либо какой-то замкнутый список сотрудничающих авторов, в который совершенно не хочется прогрызать себе дорогу, либо вообще только для членов какого-нибудь худсоюза, в которые я лично никогда не лез и не планирую. Так что выходит, что делать нечего – придётся обустраиваться самостоятельно )

Из художественных техник – пайка лёгких стальных каркасов под последующую оклейку тканью с подсветкой внутри. Я насмотрелся на такой реквизит у зарубежных уличных театров – всякие светящиеся рыбы, киты, дирижабли, птицы - и в принципе кое-какие свои эксперименты уже предпринял на подобную тему – но пока что в практику она не вошла. А между тем при правильном подходе это должно позволить реализовывать очень интересные формы, при том достаточно лёгкие по весу и простые в создании!

Насколько важно для Вас одобрение окружающих, когда дело касается оценки созданных шедевров?

Я бы сказал так: в наше время критиков – или людей, которые мнят себя таковыми – стало очень много. Интернет, социальные сети дают возможность не только донести своё творчество до публики, но и получить отклик, и не всегда этот отклик адекватен. К таким мнениям, конечно, прислушиваться никакого смысла не вижу: если кому не нравится, пусть мимо идёт. А если начнёт высказывать свои недовольства, заблокировать всегда успеется. С другой стороны – иметь определённый круг ценителей, разумеется, важно и с точки зрения морального удовлетворения, и с точки зрения приобретения известности. Художественный процесс имеет свой эмоциональный цикл: автор чем-то вдохновляется, вкладывает эти эмоции в работу, а затем восполняет потраченные усилия удовлетворением от результата, и мнение единомышленников тут, конечно, тоже играет роль.

Если по-простому, я считаю так: если человеку мои работы нравятся – значит, хороший вкус, заслуживает уважения. А если нет – то к чему дурака слушать? ) Шутка, конечно, но иногда и слукавить перед собой не грех, если это идёт на пользу делу.

Принимали ли Вы участие в каких-либо выставках, и планируете ли делать это в будущем?

Вот тут всё немного сложнее. В выставках конкретно искусства наша мастерская – а мы, вообще говоря, вместе с женой это всё создаём - начала принимать участие только в последние год-полтора, но гораздо раньше я собрал своего рода группу энтузиастов – московское стимпанк-сообщество «МосСтим» – и с ними мы вот уже восьмой год выезжаем на самые разные мероприятия с тематическим уголком. События бывали самые разные – фестивали косплея, современных технологий, огненных шоу, детские научно-познавательные, уличных театров, рок-фестивали – практически куда угодно, где могут быть рады зрелищной подборке объектов и людям в фантастических костюмах. Ну а декорации такой площадки – это как раз мои работы, первые эксперименты по части крупных объектов, да и в костюмах попадались плоды моего труда. Так что в некотором смысле мы побывали на гораздо более широком спектре событий, чем просто выставки )

Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.

Самое приятное – это, пожалуй, когда выпадает возможность сделать на заказ что-то такое, что уже крутилось в голове, но руки не доходили. Такие штуки можно откладывать почти бесконечно – а вот когда одно сошлось с другим, и как раз такая концепция кому-то нужна уже сейчас – тогда рабочий процесс идёт практически сам собой, без каких-то внешних усилий.

А неприятное… Дедлайны, в которые еле успеваешь вписаться, и слишком въедливые заказчики. Бывает такое, что вроде бы и задача интересная, и оплата достойная – но человек на ровном месте начинает без лишней надобности уточнять какие-то мелкие и совершенно не значимые в итоговом результате детали. Вроде бы и отказываться невежливо – человек зачастую не вредничает, а искренне придаёт важность этим моментам – но в то же время ты отчётливо понимаешь, что это совершенно впустую потраченное время и творческий настрой, накопленное раздражение, а на степени художественности итоговой работы всё это не скажется ровно никак - ну в положительную сторону по крайней мере. И ещё, пожалуй, потребительское отношение к моему творчеству. Понятное дело, что работы продаются или делаются на заказ, но заговаривать с художником как с менеджером интернет-магазина, «подай-принеси», совершенно никаких оснований ни у кого нет и быть не может. Впрочем, с опытом приходит и умение заранее отличать таких заказчиков и сразу прояснять все важные моменты, так что таких ситуаций становится всё меньше.

Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.

Я бы сказал так: пробуйте, пробуйте в первую очередь нестандартные приёмы, техники, элементы, будьте готовы к первым неудовлетворительным результатам – это совершенно нормально – и очень много практикуйтесь. Художественное вИдение приходит уже в процессе освоения приёмов работы. Не надо сразу замахиваться на здоровенный проект, начинайте с малого, так меньше разочарований. А вот ходить по курсам и мастер-классам, на мой взгляд, дело скорее развлекательное, чем реально что-то дающее в плане умений: ни за пару часов, ни за пару дней всерьёз чему-то научиться невозможно. Лично я в чистом виде кустарь-самоучка, все приёмы осваивал сам методом проб и ошибок – и готов свидетельствовать, что это ничем не хуже художественного ВУЗа или училища )

От автора. Для тех, кто хочет поближе познакомиться с творчеством Фёдора:

Группа в ВК

Магазин на Ярмарке мастеров

МосСтим - московское сообщество стимпанка

Ну что, готовы увидеть нечто креативное и крышесносное? Тогда поехали!

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30

#интервью #интервью с мастером #стимпанк #постапокалипсис #Zero Nosuch #готика #творчество #искусство