А нужен ли вам фотоаппарат
Первое о чем вы должны задуматься перед покупкой фотоаппарата, а нужен ли он вам! Подумайте, сейчас очень много фото салонов, фото студий, профессиональных фотографов которые могут сфотографировать что угодно и как угодно и где угодно, от простой карточки на документы, до шикарных постеров, и фото книг, в том числе на выезде, хоть нанимайте фотографа, чтобы он вел ваш личный фото дневник. Может вам просто обратится к ним, и они за вас все сделают.
А может взять фотоаппарат и сделать все это самому?
Д а запросто, но покупка фотоаппарата очень часто дело затратное фотоаппараты, делающие фотографии удовлетворительного качества стоят за частую не малых денег. Плюс фотографии нужно обработать перед печатью, а это покупка программного обеспечения или опять обращаться в фото студию, чтобы обработали, и с печатью тоже, или покупка фото принтера, или платить за печать. Одним словом платить все равно придется, а качество снимков может оказаться не на высоте, и еще одна проблема, оказывается, чтобы классно снимать, нужно этому учиться, и иногда платить еще и за это. А дальше больше захочется более продвинутый фотоаппарат, а к нему обалденно крутую оптику, и собственная студия не помешает, а в студию осветительное оборудование…. Как говорят знающие люди, хочешь разорить человека, подари ему фотоаппарат.
Но если вы все-таки решили твердо и непреклонно, что будете снимать сами, и так как вам хочется, и не будите за это платить каким то там чудакам с фотиками, то тогда вам действительно нужно иметь какой ни, будь фотоаппарат.
Какой нужен
И идете вы в магазин и приходите и вдруг видите, что фотоаппаратов всяких разных и на любой вкус много и даже больше чем очень много. И какой выбрать?..
Чтобы выйти из ступора нужно подумать, а для чего вам фотоаппарат, что и для чего вы собираетесь снимать на него. Если снимать друзей во время совместных посиделок и сильно не парится по поводу качества то это одна история, А если вдруг вам захотелось, чтобы фотографии были не хуже чем в популярном глянцевом журнале то соответственно и фотоаппарат вам нужен совсем другой.
Короче, расскажу ка я вам, какие они бывают цифровые фотоаппараты и с чем их едят, то есть для каких целей они создавались и какие особенности и возможности имеют, а вы сами решите, какой вам нужен.
Главное понять, что, то того на сколько четко вы себе представляете для чего вам нужен фотоаппарат, будет зависеть на сколько точно вы сделаете выбор и соответственно избежите не нужных расходов.
Сверхкомпактные фотоаппараты
Иногда люди покупают фотокамеру только для того чтобы запечатлеть памятные для себя события, дни рождения, встречи друзей, семейные мероприятия, или свое путешествие в Анталию или Египет, при этом их мало волнует что фотографии не всегда получаются удачными, и в глубины фотоискусства они не хотят заглядывать. Им это просто не интересно. И более того, им не хочется утруждать себя большим фотоаппаратом, им нужен аппарат максимально компактный не больше мобильного телефона. Главное чтобы память осталась, и можно было иногда посмотреть и вспомнить, восстановить впечатления, пообсуждать с близкими о том, как хорошо было.
Если вы из числа таких людей и вам камера нужна именно для этого и ни для чего больше, то вам вероятнее всего подойдут аппарат из разряда сверх компактов.
Данный класс фототехники предусматривает фотографирование в автоматических режимах или в сюжетных программах что, по сути, тоже автоматический режим. Чем больше в данном типе камер сюжетных программ, тем больше ее возможности. Программы бывают разные от стандартных портрет, пейзаж, макро, до все возможных менее распространенных, например панорама, белое на белом, закат восход, и даже 3D. Перечислять можно долго у каждого производителя может быть свой набор подобных опций, и, как правило, их становится все больше. Они позволяют не думать о настройках. Выбор программ интуитивно понятен, и главное выбрать нужную, навести на фотографируемый объект, и нажать спуск дальше автоматика сделает все за вас. О сюжетных программах (режимах) можно прочитать в статье «Режимы съемки в цифровых фотоаппаратах«.
Так же сверх компакты комплектуются объективами, которые достаточно универсальны, могут снимать объекты близко расположенные к камере, например портрет, а могут с помощью зума снять значительно удаленный объект.
В данных камерах устанавливается стабилизатор изображения. Автофокусировка, иногда распознавание лиц и с фокусировкой на них.
Многие комплектуются сенсорным управлением на дисплее, беспроводным интерфейсом для связи с компьютером.
Видоискатель в таких фотоаппаратах отсутствует, его роль выполняет дисплей, который в некоторых моделях может быть поворотным.
Обладают разными дополнительными функциями, например диктофон, или записная книжка.
Они и в правду очень компактны, без проблем поместятся в любой карман, и не будут стеснять движения.
Последнее время наметилась тенденция, что данный тип фототехники вытесняют все возможные мобильные устройства снабженные фотокамерой, некоторые из них по функционалу максимально приближены к сверх компактам, а иногда превосходят некоторые из них.
Данный тип фототехники относительно дорог, так как ради компактности в нем часто используются высоко технологичные комплектующие.
Компактный фотоаппарат
Компакт или на жаргоне мыльница, во многом обладает теми же качествами что и предыдущий тип фототехники, но больше по габаритам, часто более функционален, может иметь ручные настройки, экспозиции, ISO, баланса белого, реже ручная фокусировка, скорее на переходных камерах близких к следующему типу ультразум.
Имеет часто не плохую и даже очень хорошую оптику, способную потягаться с некоторыми съемными объективами, но все равно достаточно универсальную, а значит менее приспособленную для решения узких задач.
В этих фотоаппаратах часто бывает видоискатель последнее время все больше электронный, бывает съемный или постоянный.
Ручные настройки, вместе с хорошей оптикой расширяют возможности. Но, как правило, в данных камерах управлять ручными настройками не так удобно как в профессиональных аппаратах, то есть эргономика такова, что на настройки приходится тратить больше времени, иногда копаться в меню, что делает работу с ручными настройками не достаточно комфортной, как правило, это цена за компактность.
Еще характерно только для данного типа камер, питание на некоторых аппаратах осуществляется по средствам батареек типа ААА и АА и аккумуляторов такого же формата, что часто удобно, потому что батарейки можно купить в любом киоске, но батареек хватает на 10, 50 снимков аккумуляторы несколько более энергоемки.
В данных фотоаппаратах размер матрицы больше, подчеркиваю, речь идет не о количестве пикселов, а физическом размере матрицы.
По стоимости данные фотоаппараты могут быть дешевле сверх компактов, но бывают и достаточно дорогие.
Тут надо понимать, что сейчас в любом классе фототехники много разных течений направлений и технологий, создаются камеры под разную целевую аудиторию, и как следствие, фотоаппараты с сопоставимыми параметрами могут сильно различаться по цене.
Ультразум
Следующий класс фототехники ультразумы их часто называют полупрофессиональными камерами. Данная техника это некий компромисс между продвинутыми мыльницами и зеркалками начального уровня. Они уже не компактны по габаритам ближе к зеркалкам, чем к мыльницам. Объектив все еще постоянный, но по качеству может тягаться с хорошими сменными объективами, но в силу того что он постоянный, а значить универсальный, он плохо приспособлен для решения узкоспециальных задач. Например, со съемкой портрета на данный объектив могут возникнуть трудности, например задний план будет плохо размываться, что легко выполнимо со сменным объективом, специально созданным для таких задач.
Матрица в ультразумах больше чем в мыльницах, что улучшает качество снимков.
Эргономика удобнее много дополнительных органов управления, которые позволяют быстро производить нужные настройки.
Ручные настройки, как правило, присутствуют во всех камерах данного класса,
Видоискатель тоже присутствует в большинстве случаев электронный.
Более мощная встроенная вспышка.
Дисплей часто поворотный, и последнее время во многих моделях сенсорный.
Часто в данном классе фототехники можно снимки сохранять в RAW формате это важно и сразу расширяет возможности камеры во много раз. Именно такие фотоаппараты уместно классифицировать как полупрофессиональные (о формате RAW мы поговорим в одной из следующих статей).
Электропитание осуществляется по средствам специально разработанных производителем камер, аккумуляторов, что не всегда удобно, то есть, купить сменных батареек в ближайшем киоске не получится, нужно иметь сменные и заряженные аккумуляторы всегда, когда нет возможности, подзарядит аккумулятор от электросети.
На данные аппараты можно снимать на профессиональном уровне, постоянный объектив конечно не во всех ситуациях будет на высоте, но с большинством задач он справится достойно.
Зеркалки
Зеркальные фотоаппараты, и все по новой, хотя все зеркалки по своим характеристикам превосходят фотоаппараты предыдущих классов, но классификация опять начинается с любительского, потом следует полупрофессиональные камеры, а за ними профессиональные, но об этом ниже.
А пока непосредственно про зеркалки. Это камеры, в которых применяется так называемый зеркальный видоискатель, об его устройстве читайте в статье «Устройство цифровой фотокамеры» это отличительная особенность данных камер.
Также все зеркалки имеют возможность смены объективов, что значительно расширяет ихние возможности по сравнению с уже рассмотренными классами.
В дополнение к видоискателю имеется дисплей часто сенсорный и поворотный все чаще поворотный в нескольких плоскостях.
Все современные зеркалки снимают в RAW формат.
Эргономика на высоте продуманная система расположения органов управления облегчающая работу с настройками, и чем выше класс фотоаппарата, тем внимательнее производители относятся к данному параметру.
Эти камеры бывают весьма громоздкими, в кармане не потаскаешь, придется покупать какие ни, будь чехлы сумки или фото рюкзаки.
Матрица у данных камер больше чем у описанных раньше классов фототехники. Но тут есть особенность, зеркалки делятся на два класса полнокадровые и кропнутые (обрезанные) это классификация матриц, полнокадровые больше и они считаются лучше, а кропнутые меньше, и формально хуже, но это не всегда так, все зависит от задач иногда фотоаппарат с кропнутой матрицей удобнее в использовании.
Кропнутые матрицы в зеркалках все равно больше чем в мыльницах там еще более а иногда совсем кропнутые.
Настройки в зеркалках в широком ассортименте, от есть всегда присутствует возможность выбора от полного автомата до полностью ручного режима, подробнее читайте в «Режимы съемки в цифровых фотоаппаратах», и «Экспозиция в фотографии» там подробней о настройках. В профессиональных камерах может не быть сюжетных режимов, но профи они бывают, нужны редко или ни когда.
Сменные объективы в камерах крепятся по средствам байонета, они бывают разные у разных производителей и даже в разных фотоаппаратах одного производителя могут быть разные байонеты, это важно при покупке объектива надо знать байонет который у вас на аппарате.
И еще важно понимать, что объективы для зеркалок бывают двух видов для кропнутых камер и для полнокадровых, можно снимать всеми на всех, но есть свои особенности подробней расскажу в одной из следующих статей, но вкратце все таки лучше снимать полно кадровыми на полнокадровых, а не полнокадровыми на кропнутых.
На любых зеркалках даже самого начального уровня можно снимать профессионально, и высокохудожественно, тут главное знать, как это делать, а значит, надо учитъся снимать в ручном режиме, ну интернет вам в помощь, сейчас очень много обучающих фотографии проектов.
Иметь зеркалку для любительской съемки можно, но опять, если вы хотите достичь очень высоких результатов на профессиональном уровне, а иначе не имеет смысла таскать такую большую камеру да еще оптику к ней докупать.
Цены на данные фотоаппараты очень разные если начального уровня камеры можно купить за пару десятков тысяч рублей, и даже дешевле (данные на 2014 год) то профессиональный уровень будет стоить около стони тысяч, и больше.
Системные камеры
Визуально это мыльница со сменным объективом, но на самом деле это не так в данных камерах часто ставится полная не кропнутая матрица, иногда кропнутая но большая как в зеркалках.
Это попытка совместить достоинства зеркалок и компактов. И, в общем, попытка удалась.
Хотя с некоторыми но, например маленький корпус камеры менее эргономичен, элементы управления расположены не так удобно как на большом корпусе зеркалки. И удерживать маленький аппарат с большим объективом не всегда удобно. Но, тем не менее, снимать можно и снимать очень хорошо, качество у некоторых моделей сопоставимо с профессиональными зеркалками. Видоискатель тоже часто присутствует, но не всегда. Электропитание от оригинального аккумулятора.
Многие эксперты пророчат этому классу аппаратов большое будущее, профессиональнее фотографы приобретают данный вид техники для работы, и наблюдается некоторый ажиотаж, горячие головы утверждают, что эра зеркалок подходит к концу.
Как бы там не было, а системные камеры очень хорошо зарекомендовали себя и с ними можно работать на профессиональном уровне.
Цены на данные аппараты сопоставимы с ценами на зеркалки, если полная матрица, то с зеркалками премиум класса.
Профессиональные фотоаппараты и не профессиональные
Надо понимать, что четкой границы между этими классами нет, и вообще данная классификация не официальная. И если вы придете в магазин и скажете, мне, пожалуйста, полупрофессиональный фотоаппарат покажите, то вам могут показать кучу совершенно разных по своим характеристикам фотоаппаратов, от ультразума до продвинутой зеркалки, и даже некоторые мыльницы можно притянуть за уши в данную группу.
В аппаратах, с постоянным не съемным объективом целесообразно относить к полупрофессиональным, камеры с ручными настройками, видоискателем, и возможностью снимать в RAW формат именно группа данных опций, а не по отдельности.
В зеркалках, профессиональными считаются камеры с полной матрицей.
Полупрофессиональные от любительских отличает, наличие или отсутствие дополнительного дисплея, в полупрофессиональных он есть, и более продуманным и многочисленными органами управления. Матрицы могут стоять одни и те же, с одним и тем же кропфактором.
Также различия могут быть на программном уровне, иногда достаточно поменять прошивку, чтобы повысить функционал камеры. Новые прошивки часто предлагают производители камер, с прошивками сторонних производителей лучше не экспериментировать.
Физический размер матрицы.
Как говорилось, матрицы бывают полнокадровые и кропнутые (обрезанные).
Считается, что полнокадровые лучше, потому что у них уровень шума меньше.
Мега пикселы и их количество (разрешение камеры).
В принципе гнаться за большим количеством пикселов не надо.
Надо понимать, что много пиксельные матрицы более шумные, а на кропнутых, шумы становятся еще сильней.
Хотя не надо вдаваться в другую крайность, современные аппараты, сколько бы пикселов в них не было заявлено, делают снимки как минимум удовлетворительного качества.
Но производители неспроста, повышают от модели к модели количество пикселов, все-таки это помогает улучшить детализацию снимков, и помогает оптике с резкостью, а шумы удаляются процессором камеры по средствам шумодава.
Да и качества матриц повышается, сейчас даже снимки в высоких ISO не настолько шумны, чтобы с этим шумом не могли справиться программы по средствам, которых производят обработку фотографий.
Чувствительность ISO
ISO чувствительность матрицы, раньше в пленочных камерах этот параметр регулировался по средствам разной чувствительности пленки, сейчас можно ISO гибко и быстро настраивать в аппарате.
Обычно чтобы избежать шумов используют малое значение от 100 или 200 и даже 50 если позволяет камера, но чаше всего шкала начинается со 100.
Если вы предполагаете снимать в ночное время, высокохудожественные фото, то имеет смысл выбрать фотоаппарат с как можно большим значением ISO.
Для съемки при плохом освещении (пасмурный день слабо освещенное помещение) особо выдающихся качеств от аппарата требовать не стоит, практически любая камера, способна делать фотографии как минимум удовлетворительного качества, для своего сегмента, шкалы ISO, как правило, вполне хватает.
Светосила объектива
При выборе камеры важно обращать внимание на такой параметр как светосила объектива. В случае с камерами, у которых сменная оптика, светосильный объектив можно купить потом, а в аппаратах с постоянным объективом все сложнее, и надо постараться выбрать изначально наиболее светосильную оптику.
Параметры светосилы указаны на объективе, например 3.5-5.6 или 1.8-5.6 это обозначение светосилы на краях диапазона зуммирования. Так вот 1.8 более светосильный объектив чем 3.5, то есть чем меньше значение, тем больше сила.
Что такое kit и что такое body
Этими понятиями обозначают разную комплектацию у камер со сменной оптикой.
Body, это голая тушка, то есть фотоаппарат, не укомплектованный объективом.
А kit это комплект фотоаппарат плюс объектив.
Не надо думать, что китовый объектив заведомо плох, это не так, хотя, как правило, выдающимися показателями они не блещут, но с их помощью можно делать достойные кадры, а потом если будет необходимость, приобретете более серьезную оптику.
Бывают комплекты с двумя объективами, называется такой комплект Double Kit, в комплекте, как правило, умеренный зум, и универсальный обектив.
Зум
Зум в камерах бывает оптический, бывает цифровой. Рекомендую не пользоваться цифровым зумом, алгоритм, по которому он работает, только ухудшает качество фотографии, то есть если в камере он есть, а отключить его нельзя то лучше выбрать другую модель.
Оптический зум, это увеличение изображения, за счет уменьшения угла обзора, при сохранении детализации. Подчеркиваю именно увеличение, а не приближение как кажется.
Это удобная особенность некоторых объективов, но надо понимать, что зум объектив не всегда и не во всех ситуациях хорош. Потому я не рекомендую выбирать камеру по данному параметру лучше больше светосилы, а зум по остаточному принципу. Человек со средними физическими данными, все равно не сможет качественно снимать без штатива на максимальном увеличении. А если все таки решили иметь мощный зум, то покупайте к нему штатив.
Стабилизатор изображения
Полезная опция спасает от шевеленки но можно обойтись и без нее.
Есть разные типы стабилизации, оптическая, механическая и электронная, все они неплохо справляются со своими задачами, но лучшей считается оптическая, все они потребляют электричество, по тому рекомендую выбирать аппарат, в котором данную функцию можно отключать.
Снимать со стабилизатором или без, это дело привычки, и взглядов, многие фотографы снимают исключительно со стабилизатором, некоторые без него, считается, что в некоторых ситуациях он только мешает, одним словом с опытом поймете, что вам лучше.
В аппаратах со сменной оптикой, надо знать, что по мимо стабилизатора, который возможно стоит в тушке, могут быть стабилизаторы в объективах.
Наличие видоискателя
Можно снимать и без видоискателя, но с ним гораздо удобнее по многим причинам. На пример, можно принять более жесткую стойку и избежать шевеленки.
Дисплей теряет контрастность, бликует, и блекнет на солнце, а видоискатель нет.
Но фотоаппарат с видоискателем часто менее компактен, хотя это не, как правило, а скорее, может быть.
Электронные видоискатели, нужно смотреть, чтобы отклик был быстрый в реальном времени, то есть поводите включенной камерой из стороны в сторону, посмотрите, не тормозит ли изображение, не отстает ли от реального движения, даже при быстром перемещении камеры, если нет то все нормально, если да то лучше выбрать другую модель аппарата.
И еще, нужно смотреть на разрешение цифрового видоискателя, чем оно больше, тем более детальное изображение будет на нем отображаться.
Поворотный дисплей
Тоже что и с электронным видоискателем отклик в реальном времени, и разрешение. Бывают поворотные и даже в нескольких плоскостях, и это удобно, особенно когда приходится снимать из не удобных положений.
Бывают сенсорные, что тоже может быть полезным и удобным, тут все зависит от качества самого дисплея.
Элемент питания
Как уже говорилось, на некоторых компактах бывает от батареек и аккумуляторов типа ААА и АА это иногда удобно, но в целом количество снимков с одного комплекта маленькое.
Оригинальные аккумуляторы, которые питают большинство фотоаппаратов, более энергоемки, но и менее доступны, купит их можно только в специализированных магазинах.
Некоторые аппараты можно дополнительно к базовой комплектации доукомплектовать батарейным блоком. Это такое приспособление, которое крепится и подключается к аппарату, и в нем располагаются дополнительные элементы питания, что повышает энергоемкость фотоаппарата. Данные приспособления выпускаются как фирмами производителями аппаратов, так и сторонними производителями, которые делают иногда вполне работоспособные изделия. Батарейные блоки, как правило, выпускаются для профессиональных и полупрофессиональных зеркалок.
Надёжность и защита
Некоторые камеры делают ударопрочными с применением разных технологий. Пыле влагозащищенными, фотоаппараты тоже бывают.
Моя первая цифровая камера, не имела влагозащищенного корпуса, и после каждого похода в горы, она начинала болеть от сырости, и через четыре года такой жизни, она благополучно сдохла, хотя могла бы жить и жить, у других до сих пор живут.
Если собираетесь снимать в экстремальных условиях то выбирайте защищенные камеры.
Можно поинтересоваться ресурсом затвора, если в фотоаппарате он механический, тоже касается механизма поднятия зеркала в зеркалках. Но, как правило, он достаточный и удовлетворительный.
Используемый тип памяти
Слот для карт памяти во многих современных камерах рассчитан на использование нескольких разных типов карт, но встречаются камеры, в которых может использоваться только один какой ни, будь тип.
Вот список из некоторых распространенных сейчас типов карт;
Compact Flash (CF)
Secure Digital (SD)
Memory Stick
xD-Picture Card
Вас должны интересовать следующие параметры, емкость карты, сколько информации на нее можно записать, сейчас данный параметр измеряется на картах в гигабайтах, 8GB, 16GB, 32GB.
Следующий параметр это, максимальная пропускная способность, реально-максимальная скорость чтения с карты в Мбайт в секунду.
И класс карты, минимальная устойчивая скорость чтения с карты в Мбайт в секунду, самый высокий класс это 10 и если вы не хотите чтобы аппарат тормозил при сохранении отснятого, лучше иметь карту именно этого класса.
Выбирая аппарат, не гонитесь за дороговизной, если вы начинающий фотограф и хотите достигнуть высоких результатов, то рекомендую купить камеру начального уровня, можно ультразум, или не дорогую зеркалку, и снимайте как можно больше, но вдумчиво, ставьте себе выполнимые, но интересные фото задачи и обязательно выполняйте их. Со временем поймете, в каком направлении развиваться дальше.
А если вам нужен аппарат чтобы фотки делать, для семейного просмотра, то надеюсь, вам эта статья поможет.
В следующей статье расскажу, как протестировать аппарат в магазине перед покупкой.
Удачи всем выбирайте хорошие фотоаппараты.
Дмитрий Бодяев.