Найти в Дзене

Сколько логопед ставит звуки? Нужно ли автоматизировать звук? Зачем формировать речевой выдох?

Но логопедическая коррекция - не лечение. Можно сказать очень размытые сроки, а в итоге что-то пойдёт не так, либо пойдёт хорошо.

От чего зависят сроки коррекции?
Если кратко, от логопеда, родителей, ребёнка и внешних обстоятельств.
Приведу 3 примера из практики, совершенно разные и непредсказуемые.

Ребёнку 6,5 лет, нормальная иннервация мышц речевого аппарата, отсутствуют дефекты органов артикуляции, гимнастика даётся легко, нарушено 4 звука ([Л], [Л'], [Р], [Р']). Родители не делают домашнее задание с ребёнком. Срок коррекции 3 месяца, при занятиях 2 раза в неделю, то есть 30 дней.

Ребёнку 5,5 лет, дизартрия (нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи), страдает произношение многих звуков ([Л], [Л'], [Р], [Р’], [Ш], [Ж], [С], [С’], [З], [З’]). С тяжёлыми нарушениями нужно заниматься каждый день, подключали логопедический массаж. Срок коррекции 1 год, примерно 150 занятий (3 раза в неделю). С ребёнком занимались дома каждый день.

Ребёнок 4,5 года, отсутствуют звуки [Ш], [Ж], [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Не понимает, как поднять язык наверх. Работа по постановке началась с подготовки речевого аппарата, то есть с артикуляционной гимнастики, а также работа над речевым выдохом. Первыми я ставила звуки [Ш], [Ж], так как в возрасте 4 лет в норме они уже есть.
На этапе автоматизации звука [Ш] я поняла, что появляется звук, похожий на [Р]. Он был сразу одноударным, как в обычной речи. Подключила к занятиям этот звук. Через 15 занятий от начала коррекции (2 месяца) у ребёнка есть звуки [Ш], [Ж], [Р]. Звуки мы автоматизировали ещё примерно 15 занятий, а потом начали ставить [Л]. И тут система дала сбой, а как все хорошо начиналось. Звук [Л] мы ставили ещё 3 месяца (22 занятия). За время коррекции родители не делали домашнее задание с ребёнком.

Есть такие дети, у которых на 2м занятии появился звук, мы занимались ещё 3 занятия и дальше родители сами автоматизировали.

Все индивидуально. В коррекции важно, чтобы логопед не тратил время на бесполезные задания. Важно качественно провести диагностику и соблюдать этапы постановки звуков.

-2

Постановка звука — это выработка новых нейронных связей, задействованных в произнесении определенного звука.

Что нужно сделать для выработки этих связей?
Начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, фонематического слуха. Это самый важный этап. Если не подготовить речевой аппарат, то это сравнимо с поднятием штанги 50 кг без подготовки.

Следующий этап - постановка изолированного звука. Перед зеркалом логопед показывает правильное положение органов артикуляции. Ребенку предлагается повторить определенную артикуляционную позу, опираясь на зрительные и кинестетические ощущения.
Приемов постановки одного и того же звука несколько. Зависит от вида нарушения, от анатомических особенностей речевого аппарата и от степени доверия между ребенком и взрослым (не все дети разрешают залезать к себе в рот, у некоторых рвотный рефлекс).

Самый длинный этап, где понадобится много терпения - автоматизация в слогах, в словах и словосочетаниях, в предложениях, в связной речи. Переходить к автоматизации нужно после уверенного произнесения изолированного звука самостоятельно. На этапе автоматизации часто уходят от логопеда. Родители не хотят делать домашнее задание с детьми, а взрослым не хватает самоконтроля и терпения.

Заключительный этап - дифференциация оппозиционных звуков ([Ш]-[Ж], [С]-[З] и т д). Логопед учит различать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам. Задания подбираются, как и в автоматизации, от слов к предложениям.

Каждый этап не может существовать без предыдущего.

-3

Воздушная струя - источник образования звуков, нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз и плавности речи.

Причины нарушения речевого дыхания: соматическое состояние ребёнка (частые простуды, наличие хронических заболеваний дыхательных путей), аденоидные разращения, различные сердечно-сосудистые заболевания.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо сформировать сильный выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха. Также важно научить ребёнка направлять воздушную струю в нужном направлении.

Некоторые рекомендации по речевому выдоху:
выдоху предшествует вдох через нос;
выдох происходит плавно;
во время выдоха губы трубочкой, щеки не надуваются;
во время выдоха воздух выходит только через рот (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри);
выдыхать следует, пока не закончится воздух;
во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательную гимнастику рекомендуется выполнять вместе с артикуляционной, перед постановкой звуков, как подготовительный этап. И работать с дыханием на протяжении всего периода коррекции речи.